Наше время

На модерации Отложенный

   Время мы начинаем ценить и беречь, только когда оно уже кончается. Оно утекает из наших рук быстрее, чем деньги, редко принося взамен какие-то особые радости. В детстве мы его течение замечаем лишь, когда родители опаздывают забрать нас из детсада или наоборот, торопятся положить спать пораньше, что бы заняться своими важными взрослыми делами, о которых детям знать не полагается. Нам не с чем сравнивать, кажется, что каждый прожитый год — это эпохальная дата, которую обязаны отмечать не только родные и друзья, но и все прогрессивное человечество. Впрочем, о человечестве мы еще слишком знаем, оно и к лучшему, нечего расстраиваться раньше времени.

     Мы нетерпеливо подгоняем его, ожидая преодоления первого жизненного рубежа. Заменяющие заботливую маму учительницы, свежий ранец, глянцевые жесткие учебники, красивые карандаши и чистые тетради недолго утешают в серые школьные будни. Радость первых освоенных и самостоятельно написанных букв сменяется томительным ожиданием наскучившего урока из-за боязни быть вызванным к доске. Четверть идет за четвертью, сезоны неспешно сменяют друг друга и лишь жаркое лето проносится как одно мгновение. Каникулы впрессовывают впечатления и дела в тугой ком и лишь предвкушение новой встречи со старыми друзьями и интерес к новеньким скрашивает их окончание. Школьные годы кажутся чудесными только по их окончанию.
 
    Когда неожиданно оказывается, что школа уже позади, кажется, что она пролетела за мгновение. Многие оказывается неготовыми к моменту входа во взрослую жизнь, бездарно прогуляв массу свободного времени в самые благоприятные, но беспечные годы. Эту потерю потом редко кто бывает в состоянии полноценно восполнить, что неизбежно сказывается на неудачном или затянувшемся жизненном старте. Недостаток знаний, воспитания и духовности тяжким бременем будут тянуть нас на дно всю оставшуюся жизнь. Счастливые и уверенные в себе, мы выпархиваем из родительского гнезда навстречу долгожданной и вожделенной самостоятельности, еще не подозревая, что лучшие годы уже на исходе и впереди ждут тяжелый труд, горькие разочарования, невосполнимые потери времени, сил, таланта, вдохновения, родных и близких.

     Побывавшим за колючим забором в армии или тюрьме знакомо особое ощущение тяжести остановившегося времени. Каждый прожитый день зачеркивается крестиком, как вычеркнутый из жизни. Естественное бытиё оказывается перевернутым вверх ногами, идет обратный отсчет. Освободившись, оставшиеся нормальными люди обычно стараются забыть это время. Лишь вошедшие во вкус силы и вседозволенности профессионалы находят там свое призвание в праве на безнаказанное убийство, моральное или физическое подавление слабых и стремятся вернуться обратно. Неприятные воспоминания память старается спрятать в самые далекие уголки своих запасников, а на витрину заботливо выставляет дешевую эстетику дембельских альбомов и татуировок откинувшихся, песни и сказки про настоящих сильных мужчин или воровскую романтику.
 
   Совершенно иное сладкое и томительное чувство знакомо каждому переполненному тестостероном влюбленному, в лихорадочной горячке, считающему минуты в ожидании своей возлюбленной.

Тело изнемогает и сотрясается в сладкой истоме, предвкушая волшебный миг исполнения всех желаний. С ее приходом время улетучивается с катастрофической скоростью, сливаясь в один ярчайший и умопомрачительный миг. Золотой песок блаженства стремительно сыпется сквозь распахнутые навстречу друг другу объятия, неумолимо приближая роковой момент расставания. Счастливые их не наблюдают, но эти минуты не идут в зачет жизни, они к ней добавляются специальным подарочным бонусом. Это то, что мы будем в первую очередь вспоминать, перебирая как редкие и дорогие сердцу драгоценности в заветной шкатулке.
 
    Почему-то именно в молодости люди более всего склонны убивать свое время, растрачивая на праздношатание, скуку и лень, вместо максимально бережного и эффективного его использования на учебу, физическое и духовное развитие. Алкоголь, наркотики, азартные игры быстро уносят прочь в темноту и забвение самые лучшие годы жизни. Не менее опасны и духовные практики, изменяющие восприятие реального времени, расширяющие сознание, выводя за пределы реальности во вневременье. Немногие, ушедшие в астрал и нирвану, вернулись обратно духовно и душевно здоровыми. Время безжалостно избавляется от своих убийц, прожигающих дни ради сиюминутных удовольствий, не ценя прелести и важности каждого прожитого дня. Оно резко ускоряется, прессуя десятилетия в месяцы, рано награждая морщинами, сединой, болезнями и безумием. Они редко доживают до старости, воплощая модный лозунг — живи быстро, умри молодым. 
 
    Богатство общества определяется количеством свободного времени его граждан. С количеством обычно у нас проблем нет, а вот с качеством… Время жестко обходится со странами, упустившими свой исторический шанс, застрявшими в своем социальном развитии, проспавшими технический и технологический прогресс, проевшими свои природные богатства. Еще несколько лет назад, казалось, что судьбой нашей стране достался редкий счастливый билет обеспечить достойной жизнью своих граждан на поколения вперед. Нефтяной бум неожиданно наполнил вечно пустой карман нашего государства, но вместо того, что бы вкладывать в науку, образование, культуру, реальное производство и быт соотечественников, деньги, полученные от Запада, были ему щедрой дланью наших горе-экономистов возвращены и вложены в поддержание успешно загнивающих экономик выпустивших их эмитентов. Мы же традиционно остались при своих интересах, с недоразвитым политическим строем, несформированным гражданским обществом, полуразрушенным хозяйством, убогими недоучками во всех сферах, клепающим недоделки под единогласное одобрение недоумков.
 
    Когда мне приходится бывать на холодной, продуваемой всеми ветрами, Лубянской площади в Москве, глаз поневоле останавливается на зияющем пустотой месте снесенного символа советской эпохи в ее центре. Правящая страной на протяжении последнего века, контора, была кастрирована в 1991 г, но импотентом отнюдь не стала. Испытывая фантомные боли, ей нестерпимо чешется вернуть все на свои места, пришить взад оторванную гордость или кого-нибудь лежащим неподалеку Соловецким камешком. А пока это еще не случилось, довольствуется телевизионным фалоимитатором, который хоть и невелик из себя, но вертится во все стороны и уже прожужжал все уши. В качестве компромисса предлагаю вернуть стоявший ранее постамент, но сверху оставить пустое место, что будет точнее соответствовать фактическому и сакральному положению вещей.
 
    Когда впереди начинает маячить глухая и холодная стенка, поневоле оборачиваешься назад. Просматривая ленту последних десятилетий на виртуальном видеомагнитофоне своей памяти, мне иногда до боли хочется ее перемонтировать, купировать или промотать побыстрее неприятные моменты, где-то сменить озвучку или субтитры, что-то наоборот замедлить в несколько раз, а кое-что и прокрутить заново. Все мы мечтаем хоть в мыслях вернуться на энное количество лет назад, во времена, когда все еще было впереди, а не под хвостом. Такая возможность редко дается людям, слишком ограниченна их жизнь строгими временными рамками, но страна иногда может себе позволить не повторять старых ошибок на новом спиральном витке своего развития. Я верю, что если не я, то мои дети смогут добиться большего в своей жизни вместе со своей могучей и любимой Родиной, так же как верили в это и все мои ушедшие в пучину времени предки.