Капитуляция Германии 7 мая 1945 года
О капитуляция в Реймсе
7 мая

Генерал-полковник Альфред Йодль (в центре) подписывает капитуляцию Германии в штаб-квартире союзных войск в Реймсе в 02.41 местного времени 7 мая 1945 года:
6 мая 1945 года в штаб-квартиру Главного командования союзных сил (англ. SHAEF) в городе Реймс прибыли представители союзнических командований: члены советской миссии генерал Суслопаров и полковник Зенькович, а также заместитель начальника Высшего штаба национальной обороны Франции генерал Севез (начальник штаба, генерал Жюин, находился в Сан-Франциско на учредительной конференции ООН). Причиной встречи представителей союзников последние дни войны в Европе стало прибытие в Реймс делегации от Германии, которая должна была подписать капитуляцию вооружённых сил Третьего Рейха.

В стане союзников из-за грядущей встречи возникла напряжённость Эйзенхауэр всячески пытался успокоить подозрительность советских представителей, которые считали, что англо-американские союзники готовы сговориться с немцами за их спиной. Что же касается роли Севеза, подписывающего акт в качестве свидетеля, то она оказалась ничтожной - генерал, будучи чистым военным, не пытался отстаивать престижные интересы Франции и, в частности, не протестовал против отсутствия французского флага в помещении, где подписывалась капитуляция. Сам Эйзенхауэр отказался участвовать в церемонии подписания акта по протокольным соображениям, так как немецкую сторону представлял начальник штаба, а не главнокомандующий - церемония, таким образом, должна была пройти на уровне начальников штабов. Между тем Эйзенхауэр заявил своему начальнику штаба Уолтеру Беделлу Смиту, принимавшему делегацию, что с немцами торга не будет и он не намерен видеть немцев до тех пор, пока они не подпишут условий капитуляции

На фото спиной справа налево:
адъютант А. Йодля майор Вильгельм Оксениус (Wilhelm Oxenius, 1912-1979), генерал-полковник Альфред Йодль (Alfred Jodl, 1890-1946) и гросс-адмирал Ганс Георг фон Фридебург (Hans-Georg Friedrich Ludwig Robert von Friedeburg, 1895-1945); лицом слева направо: начальник штаба сил союзников в Европе (Chief of Staff to the Supreme Allied Commander - COSSAC) британский генерал-лейтенант сэр Фредерик Морган (Frederick Edgeworth Morgan, 1894-1967), французский генерал Франсуа Севе (François Sevez, 1891-1948), начальник штаба британского флота адмирал сэр Харольд Бьюрро (Harold Martin Burrough, 1889-1977), радиокомментатор Гарри Бутчер (Harry C Butcher), американский генерал-лейтенант Беделл Смит (Walter Bedell "Beetle" Smith, 1895-1961), адъютант И.А. Суслопарова старший лейтенант Иван Черняев, Начальник военной миссии СССР во Франции генерал-майор Иван Алексеевич Суслопаров (1897-1974), американский генерал Карл Спаатц (Carl Andrew "Tooey" Spaatz, 1891-1974), кинооператор Хенри Булл (Henri Bull), полковник Иван Зенкович. Фотография сделана Ральфом Морзом
Переговоры проходили в помещении оперативного отдела союзного штаба (этот штаб помещался в здании, которое называли "красным школьным зданием", собственно - в здании технического коллежа). Для демонстрации Фридебургу бесперспективности положения немцев Смит велел увешать стены картами, обозначавшими положение на фронтах, а также картами с обозначением якобы готовящихся союзниками ударов. Эти карты произвели на Фридебурга большое впечатление. Фридебург предложил Смиту капитуляцию оставшихся немецких войск на Западном фронте. Смит ответил, что Эйзенхауэр отказывается продолжать переговоры, если предложение о капитуляции не будет относиться также и к Восточному фронту: возможна только общая капитуляция, причём войска на Западе и Востоке должны оставаться на своих местах. На это Фридебург ответил, что у него нет полномочий на подписание общей капитуляции. Изучив представленный ему текст акта о капитуляции, Фридебург телеграфировал Дёницу, прося разрешения подписать общую капитуляцию или послать для этого Кейтеля и командующих воздушными и морскими силами.

Дёниц счёл условия капитуляции неприемлемыми и послал в Реймс Альфреда Йодля, который был известен как категорический противник капитуляции на Востоке. Йодль должен был объяснить Эйзенхауэру, почему общая капитуляция невозможна. Он прибыл в Реймс вечером 6 мая. После часовой дискуссии с ним Смит и Стронг пришли к выводу, что немцы просто тянут время, чтобы успеть переправить на Запад как можно больше войск и беженцев, о чём и доложили Эйзенхауэру. Последний велел Смиту передать немцам, что "если они не прекратят искать отговорки и тянуть время, я немедленно закрою весь фронт союзников и силой остановлю поток беженцев через расположение наших войск. Я не потерплю никаких дальнейших проволочек". Получив этот ответ, Йодль понял, что его положение безвыходно, и запросил у Дёница полномочий на общую капитуляцию. Дёниц назвал поведение Эйзенхауэра "самым настоящим шантажом", однако также поняв безвыходность ситуации, вскоре после полуночи 7 мая поручил Кейтелю ответить: "Гросс-адмирал Дёниц предоставляет полное право подписать в соответствии с предложенными условиями". Разрешение на подписание было получено Йодлем по радио в 00:40.

Церемония подписания была назначена на 02:30 7 мая. Согласно тексту акта германские войска должны были прекратить военные действия в 23:01 по центральноевропейскому времени 8 мая, то есть спустя почти двое суток после подписания акта. Дёниц надеялся воспользоваться этим временем, чтобы переместить на Запад как можно больше войск и беженцев.
Акт был подписан 7 мая в 02:41 (по центральноевропейскому времени) начальником оперативного штаба Верховного командования германской армии, генерал-полковником Альфредом Йодлем.

Представители командования Германии подходят к столу для подписания капитуляции в Реймсе 7 мая 1945 годаНа фото слева направо: адъютант А. Йодля майор Вильгельм Оксениус (Wilhelm Oxenius, 1912-1979), генерал-полковник Альфред Йодль (Alfred Jodl, 1890-1946) и гросс-адмирал Ганс Георг фон Фридебург (Hans-Georg Friedrich Ludwig Robert von Friedeburg, 1895-1945)

Генерал-майор И.А. Суслопаров подписывает акт о капитуляции Германии в Реймсе:
Капитуляцию приняли от СССР - представитель Ставки Верховного Главнокомандования при командовании союзников генерал-майор Иван Алексеевич Суслопаров, от англо-американской стороны - генерал-лейтенант армии США, начальник Главного штаба Союзных экспедиционных сил Уолтер Беделл Смит. Акт подписал также заместитель начальника Штаба национальной обороны Франции бригадный генерал Франсуа Севез в качестве свидетеля.

На фотографиях справа от Ивана Алексеевича сидит американский генерал Карл Спаатц (Carl Andrew "Tooey" Spaatz, 1891-1974), слева - адъютант И.А. Суслопарова старший лейтенант Иван Черняев

Американский генерал-лейтенант Б. Смит подписывает акт капитуляции Германии в Реймсе 7 мая 1945 года:
Аутентичным является английский текст Реймсского акта о капитуляции:
АКТ ВОЕННОЙ КАПИТУЛЯЦИИ
1. Мы, нижеподписавшиеся, действуя от имени Германского Верховного Командования, настоящим соглашаемся на безоговорочную капитуляцию всех наших вооруженных сил на суше, на море и в воздухе, а также всех сил, находящихся в настоящее время под немецким командованием, — Верховному Командующему Союзных Экспедиционных Сил и одновременно Советскому Верховному Командованию.
2. Германское Верховное Командование немедленно издаст приказы всем немецким командующим сухопутными, морскими и воздушными силами и всем силам, находящимся под германским командованием, прекратить военные действия в 23-01 часа по центральноевропейскому времени 8-го мая 1945 года и оставаться на своих местах, где они находятся в это время. Никакой корабль, судно или самолет не должен быть уничтожен, и его корпусу, двигателям или оборудованию не должно быть нанесено никакого ущерба.
3. Германское Верховное Командование немедленно выделит соответствующих командиров и обеспечит выполнение всех дальнейших приказов, изданных Верховным Главнокомандующим Союзных Экспедиционных Сил и Советским Верховным Командованием.
4. Этот акт военной капитуляции не будет являться препятствием к замене его другим генеральным документом о капитуляции, заключенным Объединенными Нациями или от их имени, применимым к Германии и германским вооруженным силам в целом.
5. В случае, если Германское Верховное Командование или какие-либо вооруженные силы, находящиеся под его командованием, не будут действовать в соответствии с этим Актом о капитуляции, Верховный Главнокомандующий Союзными Экспедиционными Силами, а также Советское Верховное Командование, предпримут такие карательные меры, или другие действия, которые они сочтут необходимыми.
Подписано в Реймсе, Франция, в 02-41, мая 7 дня 1945 года.
От имени Германского Верховного Командования: ЙОДЛЬ
В присутствии:
По уполномочию
Верховного Главнокомандующего Экспедиционными Силами Союзников
В.Б. СМИТ
Ф.СЕВЕЗ, генерал-майор французской армии (Свидетель)
По уполномочию Советского Верховного Командования
СУСЛОПАРОВ

Начальник военной миссии СССР во Франции генерал-майор Иван Алексеевич Суслопаров пожимает руку командующему силами союзников в Европе американскому генералу Дуайту Эйзенхауэру на подписании акта о капитуляции Германии в Реймсе 7 мая 1945 года. Слева от И.А. Суслопарова - его адъютант старший лейтенант Иван Черняев
Хотя на церемонии подписания акта присутствовала группа из 17 журналистов, США и Великобритания по просьбе советской стороны согласились отложить публичное объявление о капитуляции, чтобы Советский Союз мог подготовить вторую церемонию капитуляции в Берлине. С репортёров была взята клятва, что они сообщат о капитуляции только 36 часов спустя - ровно в 3 часа дня 8 мая 1945 года. В нарушение договорённости, 7 мая в 15:41 (или в 15:35) о немецкой капитуляции сообщило агентство "Ассошиэйтед пресс", репортёр которого, Эдвард Кеннеди, после немецкого сообщения счёл себя свободным от обещания держать событие в секрете. За это Кеннеди был уволен из агентства, и молчание о капитуляции продолжалось на Западе ещё сутки - только днём 8 мая о ней было объявлено официально. В Советском Союзе на информацию о капитуляции 7 мая был также вначале наложен запрет, но после подписания окончательного акта в Карлсхорсте реймсский акт, названный как "предварительный протокол капитуляции", был упомянут в обращении И.В. Сталина к советскому народу, переданном по радио 9 мая в 21:00

Американский генерал Дуайт Эйзенхауэр и британский маршал авиации Артур Теддер на пресс-конференции после подписания капитуляции Германии в Реймсе 7 мая 1945 года

Представители командования союзников после подписания капитуляции Германии в Реймсе 7 мая 1945 года
Вернёмся в Германию. Не дожидаясь сообщения о состоявшейся церемонии, в 01:35 гросс-адмирал Дёниц отдал следующий приказ фельдмаршалу Кессельрингу и генералу Винтеру, переданный для сведения также командующему группой армий "Центр" Ф. Шёрнеру, командующему войсками в Австрии Л. Рендуличу и командующему войсками на юге А. Лёру: "Задача состоит в том, чтобы отвести на запад возможно больше войск, действующих на Восточном фронте, пробиваясь при этом в случае необходимости с боем через расположение советских войск. Немедленно прекратить какие бы то ни было боевые действия против англо-американских войск и отдать приказ войскам сдаваться им в плен. Общая капитуляция будет подписана сегодня в ставке Эйзенхауэра. Эйзенхауэр обещал генерал-полковнику Йодлю, что боевые действия будут прекращены 9 мая 1945 г. в 0 часов 00 минут по летнему германскому времени"

Та самая телеграмма Дёница
Верховный главнокомандующий вооружёнными силами СССР Иосиф Виссарионович Сталин был возмущён подписанием капитуляции в Реймсе, при котором ведущую роль играли западные союзники (ведь даже в шапке Реймсской капитуляции имелось примечание "Только данный текст на английском языке является авторитетным"!!!) Он отказался признать этот акт, потребовав нового подписания его во взятом Красной армией Берлине и попросив союзников не делать официальных объявлений о победе до вступления в силу капитуляции (то есть до 9 мая).
В последнем требовании ему отказали и Черчилль (который отметил, что парламент потребует от него информации о подписании капитуляции), и Трумэн (который заявил, что просьба Сталина поступила к нему слишком поздно и отменить объявление о победе уже невозможно). Со своей стороны Сталин заявил:
"Договор, подписанный в Реймсе, нельзя отменить, но его нельзя и признать. Капитуляция должна быть учинена как важнейший исторический акт и принята не на территории победителей, а там, откуда пришла фашистская агрессия, - в Берлине, и не в одностороннем порядке, а обязательно верховным командованием всех стран антигитлеровской коалиции".

Представители командования союзников после подписания капитуляции Германии в Реймсе 7 мая 1945 года. На фото слева направо: начальник военной миссии СССР во Франции генерал-майор Иван Алексеевич Суслопаров, начальник штаба сил союзников в Европе британский генерал-лейтенант сэр Фредерик Морган, американский генерал-лейтенант Беделл Смит, американский радиокомментатор Гарри Бутчер, американский генерал Дуайт Эйзенхауэр, британский маршал авиации Артур Теддер
В ответ союзники согласились провести церемонию вторичного подписания акта в Берлине. Эйзенхауэр известил Йодля, что германским главнокомандующим видами вооруженных сил надлежит явиться для совершения окончательной официальной процедуры в то время и место, какое будет указано советским и союзным командованиями.
Как же так получилось, что генерал-майор Суслопаров подписал капитуляцию Германии в Реймсе без согласования с Москвой? Вечером 6 мая генерал Суслопаров был принят главнокомандующим союзными силами Д. Эйзенхауэром, который сообщил о предстоящем (в 02:30 7 мая 1945 года) подписании акта о капитуляции, попросил передать в Москву текст акта и получить разрешение на подписание документа. Суслопаров передал телеграмму в Москву о предстоящем акте подписания капитуляции и текст протокола и в срочном порядке затребовал указаний. Однако на момент подписания капитуляции инструкции из Москвы не поступили. Начальник советской военной миссии принял решение подписать документ о капитуляции. В то же время он, обеспечивая возможность для Советского правительства повлиять в случае необходимости на последующий ход событий, сделал примечание к документу: по инициативе Ивана Алексеевича была включена в текст акта статья 4, допускавшая замену Реймсской капитуляции "другим генеральным документом о капитуляции, заключенным Объединенными Нациями или от их имени". Эйзенхауэр и представители других держав при его штабе с примечанием Суслопарова согласились.
Вскоре после подписания акта Суслопаров получил телеграмму Сталина с категорическим запретом подписывать капитуляцию.
Как и предполагал Суслопаров, Советское правительство настояло на новом подписании акта о капитуляции, что и было сделано в ночь с 8 на 9 мая в пригороде Берлина Карлсхорсте. Иван Алексеевич Суслопаров присутствовал на этой церемонии. Здесь он узнал, что Сталин не имеет претензий к его действиям в Реймсе.
Манёвр Суслопарова с содержанием статьи 4 Реймсской капитуляции был оценен партией и правительством: после окончания войны Иван Алексеевич долгое время работал в Военно-дипломатической академии.

Участники подписания акта о капитуляции (слева направо): начальник штаба Эйзенхауэра Беделл Смит, зам. начальника французского штаба Франсуа Севез и Иван Суслопаров (Реймс, 7 мая 1945 года)
Комментарии