Возвращение к Ялтинско-Потсдамскому мироустройству – иного пути нет

На модерации Отложенный

Семьдесят пять лет назад совместными мировыми усилиями была одержана величайшая победа в истории человечества над наиболее очевидным и масштабным воплощением зла в истории – победа над фашизмом. Впервые принципы нового мироустройства были сформулированы в начале февраля 1945 года, когда состоялась вторая из трех встреч лидеров стран антигитлеровской коалиции — СССР, США и Великобритании, вошедшая в историю как Ялтинская или Крымская конференция. Окончательно эти принципы были подтверждены на Потсдамской конференции, прошедшей несколько месяцев спустя. После чего они продержались в качестве сдерживающего фактора к «сползанию» человечества в пропасть самоистребления вплоть до самого распада социалистического лагеря.

К сожалению, сегодня очевидными становятся попытки изменения системы Ялтинско-Потсдамского мироустройства. В свое время бывший президент США Джордж Буш-младший, находясь в Риге, заявил, что данная система устарела и должна быть пересмотрена. По его оценке, пойдя на компромисс с СССР, Запад совершил принципиальную ошибку. В жертву якобы была принесена «свобода». По сути дела, американский президент тогда объявил ревизию Ялтинско-Подсдамской системы мироустройства.

Сейчас по прошествии стольких лет историки до си пор продолжают спорить были ли принятые тогда решения капитуляцией Запада перед СССР или триумфом дипломатии США, или же просто переделом мира с позиции силы.

Как бы то ни было, самым главным для союзников в то время оставалось устройство послевоенного порядка в Европе, исключающего повторение трагедии мировой войны. И, несмотря на то, что решения Ялтинской конференции, во многом определившие послевоенный порядок в Европе на последующие полвека, частично остались на бумаге, неизменным было главное: разделительная «красная линия», которую стороны не перешагивали.

Следует отметить, что впервые вопрос послевоенного урегулирования на высшем уровне был поставлен в ходе Тегеранской конференции 1943 г., где уже тогда достаточно отчетливо проявилось усиление позиции двух держав — СССР и США, к которым все больше переходит решающая роль в определении параметров послевоенного мира. То есть еще в ходе войны зарождались предпосылки формирования основ будущего биполярного мира. Это стало историческим прецедентом, поскольку никогда раньше весь мир целиком не был искусственно разделен на сферы влияния между двумя государствами.

Потсдамская конференция, 1945 г.

СССР получил 56 островов Курильской гряды и Южный Сахалин. На части Восточной Пруссии была создана нынешняя Калининградская область. Советский Союз закрепил за собой Львов и некоторые другие территории Западной Украины и Белоруссии. Западная граница с Польшей проведена по «линии Керзона», установленной еще в 1920 году. Сохранялись по-прежнему границы стран Европы, за исключением Югославии. Сама Польша — о чем в Варшаве сегодня предпочитают не вспоминать — значительно приросла за счет бывших немецких территорий. Оформляются ООН и ее принципиальный инструмент — Совбез с правом вето. Это сила, которая упорядочила в стройную систему хаос послевоенного мира. Это один из ярких примеров того, как страны, казалось бы, с разными идеологиями, с разными политическими системами нашли возможность договориться и объединиться в борьбе с мировым злом в лице фашистской Германии.

Биполярный расклад сил, сформированной так называемой Ялтинско-Потсдамской системой, обеспечивал определенную стабильность в мире. Два полюса, гаранты системы, уравновешивали друг друга, поддерживали ее общее равновесие, контролировали союзников, в той или иной степени регулировали возникавшие конфликты.

Характерной чертой Ялтинско-Потсдамской системы являлось также негласное взаимное признание сверхдержавами сфер их влияния. Так, обсуждая с Димитровым в августе 1945 г. решения Потсдамской конференции в отношении Болгарии и Балкан в целом, советский нарком иностранных дел Молотов отметил: «В основном эти решения выгодны нам. Фактически признается за нами эта сфера влияния». Определение границ советской сферы влияния происходило в напряженной борьбе, через ряд внешнеполитических столкновений. Однако после завершения раскола Европы Запад не вмешивался в события в «социалистическом содружестве» даже в период острых политических кризисов (Венгрия — 1956 г., Чехословакия —1968 г. и др.).

Важную роль в Ялтинско-Потсдамской системе международных отношений играл ядерный фактор. Первыми обладателями ядерного оружия стали США. Советский Союз стал обладателем атомной бомбы в августе 1949 г., объявлено об этом было в сентябре. Позднее членами «атомного клуба» стали также Великобритания — 1952 г., Франция— I960 г., Китайская Народная Республика — 1964 год.

Атомное оружие внесло свой вклад в начало противостояния США и СССР, в формирование биполярной системы. Стало ясно, что его применение грозило уничтожением громадного числа людей и колоссальными разрушениями. Кроме того, его воздействие на атмосферу и радиоактивное заражение местности могло произвести губительное воздействие на обширные регионы земного шара и на планету в целом.

Поэтому послевоенное мироустройство предполагалось основать на идее сотрудничества держав-победительниц и поддержании их согласия в интересах такого сотрудничества. Роль механизма выработки этого сотрудничества отводилась Организации Объединенных Наций, Устав которой был подписан 26 июня 1945 г. и в октябре того же года вступил в силу.

ООН была предначертана роль всемирного центра координации усилий в интересах исключения из международных отношений войн и конфликтов путем гармонизации отношений между государствами. Но ООН столкнулась с невозможностью обеспечить совместимость интересов своих ведущих членов — СССР и США из-за остроты возникавших между ними противоречий. Вот почему на деле главной функцией ООН, с которой она успешно справилась в рамках ялтинско-потсдамского порядка, было не совершенствование международной действительности и содействие распространению морали и справедливости, а предупреждение военного столкновения между СССР и США, устойчивость между которыми была главным условием международного мира на протяжении второй половины XX века.

Мировое равновесие было нарушено 26 декабря 1991 года. Эта дата считается днем прекращения существования СССР, хотя некоторые учреждения и организации СССР (например, Госстандарт СССР) ещё продолжали функционировать в течение нескольких месяцев.

Распад Советского Союза явился основной причиной слома Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений, то есть мир оказался фактически расколотым на два блока, образованных на основе военно-политического превосходства двух сверхдержав — СССР и США над остальными странами. Это определялось, прежде всего, наличием ядерного оружия, которое гарантировало многократное взаимное уничтожение.

Поэтому нынешний отказ от Ялтинско-Потсдамских договоренностей неизбежно может привести мир к новой войне. На этих договоренностях, напомню, выстраивались все институты современного международного права, были определены границы государств. Другой системы договоренностей, вне зависимости от того, нравится ли она кому-то или нет, просто не существует.

Как известно, вскоре после Ялты случились Фултон и холодная война. И то, что она не превратилась в горячую, может, и стало важным политическим достижением вершителей Ялтинской конференции и ее главным историческим уроком. Нарушение Ялтинской и Потсдамских договоренностей фактически привело к переделу мира. Как это происходит, мы видим сейчас на примере арабского мира, затянувшемся военном конфликте в Донбассе.

В эти майские дни мир говорит и вспоминает о 60-65 миллионах жизней, которые сгорели в горниле Второй мировой войны – Великой Отечественной войны, как мы ее называем в России. Из них 26-27 миллионов человек – это граждане многонационального советского народа. Даже сложно вдуматься в масштаб этих цифр, они просто не передаваемы и не осознаваемы человеческим разумом.

Существуют исторические свидетельства, что перед Первой мировой войной общественность считала, что войны быть не может. Никто не верил в возможность такого развития и перед Второй мировой войной. Но эти трагические конфликты происходили и были не случайными явлениями. Следовательно, все политические силы современности должны осознать, что путь смены мироустроительной системы через инструмент войны более не возможен, не приемлем и не допустим.

Необходимо вернуться к созданию таких структур, которые бы препятствовали «сползанию мира» к конфликтности и уничтожению.

Но есть ли объективные прецеденты сохранения легитимности исторических решений Ялты и Потсдама? Вопрос этот риторический. Да, есть. И эти принципы получили свое дальнейшее продолжение на последующей Хельсинской конференции (1975 год, в которой Россия принимала активное участие.

Хельсинкская конференция, 1975 г.

В частности, с трибуны конференции было сказано о том, что говорить о реконструкции или ликвидации Ялтинско Потсдамской системы и замены ее чем-то новым (хотя пока совершенно непонятно чем), по меньшей мере, безосновательно и политически не обоснованно.

Следует отметить, что ряд идей Хельсинки-75 опередили свое время. В Заключительном акте Хельсинского совещания впервые на международно-правовом уровне использовалось понятие цивилизации. Речь идет о цивилизационном диалоге. Процитирую соответствующий фрагмент Заключительного акта: «Поощрять изучение… цивилизаций в качестве важного средства для расширения общения между народами, для их лучшего ознакомления с культурой каждой страны, а также для укрепления международного сотрудничества». Тогда в середине 1970-х годов ни категория цивилизации, ни, тем более, понятие цивилизационный диалог еще не вошли в широкий дискурс. Но идея оказалась провидческой.

Прошло четверть века, и в 2001 Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию «Глобальная повестка дня для диалога между цивилизациями». А в 2003 году состоялась первая сессия Международного общественного форума «Диалог цивилизаций», который учредила Россия. В ее резолюции было записано: «Человеческой системе уже причинен такой значительный ущерб, и это было поддержано такой военной мощью, что ситуация не может быть изменена в одно мгновение. Мы должны прежде все взвесить, найти надлежащие мирные решения, которые будут привлекательны для множества людей по всему миру, чтобы направить движение к достойному будущему для всех».

Главная идея о том, что иной перспективы для сохранения мира, чем диалог не существует, получила свое дальнейшее развитие на Международной общественно-научной конференции «Ялта-Потсдам-Хельсинки-Белград: в поисках безопасного мироустройства» 24-25 ноября 2015 года.

Белградская конференция «Ялта-Потсдам-Хельсинки-Белград: в поисках безопасного мироустройства»

Вот небольшая выдержка и стенограммы выступления Председателя Попечительского совета Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного, Президента – основателя Мирового общественного форума «Диалог Цивилизаций» Владимира Ивановича Якунина.

«Изменения системы мироустройства всегда в истории оборачивались войнами, экономическими и финансовыми кризисами, политическими и социальными потрясениями. После Второй мировой войны стало ясно, что еще одного глобального конфликта человечество не вынесет. Следующий конфликт будет означать нажатие спускового крючка самоубийства человечества. Следовательно, существовавший исторически путь смены мироустроительных парадигм через инструмент войны более применяться не может. Ялтинское мироустройство существует вот уже 75 лет, являясь сдерживающим фактором в отношении сил мирового хаоса. Конечно, войны и кризисы не были с того момента полностью искоренены. Но само конвенциональное принятие принципов коллективного сосуществования народов явилось историческим препятствием для сваливания человечества в пропасть самоистребления».

По убеждению Владимира Якунина, «…Урок великих конференций прошлого — это возможность и необходимость договариваться». Это означает необходимость построения общего пространства безопасности и выход на новый уровень взаимодействия и доверия между странами Европы, основанного на уважении международного права и равенстве всех народов и государств, независимо от размера их территории, численности населения, экономического или военного могущества.