"Архнадзор" и власти Москвы объединились против РЖД в борьбе за веерное депо
У Ленинградского вокзала сносят веерное депо— уникальный для Москвы объект архитектуры XIX века. Активисты "Архнадзора" дежурят у депо, не давая продолжить работы, а Москомнаследие отправило запрос в прокуратуру, ссылаясь на отсутствие у РЖД разрешающих снос документов.
К активистам "Архнадзора", пытающимся противостоять сносу веерного депо на Ленинградском вокзале, присоединилось Москомнаследие. Столичные чиновники направили официальное письмо в прокуратуру, где указали, что РЖД незаконно разрушает вновь выявленный памятник архитектуры.
Удобные выходные
В пятницу вечером, 8 апреля, появилась информация о том, что у Ленинградского вокзала ведутся работы по сносу веерного паровозного депо. Позже об этом в своем блоге написал Леонид Варламов.
"В четверг вечером внезапно начался снос памятника транспортной архитектуры Москвы— веерного паровозного депо 1890 годов постройки. Сегодня утром снос продолжился, излюбленная тактика разрушителей Москвы— ломать по выходным, чтобы невозможно было обратиться за помощью к чиновникам",— говорится в сообщении.
Однако активистам и членам общества "Архнадзор" в субботу удалось остановить работы.
"Благодаря представителям Москомнаследия и активистам нам удалось остановить работы по сносу в субботу,— рассказал GZT .RU участник „Архнадзора" Юрий Егоров.— Кроме того, мы посещали отделение Октябрьской железной дороги в Москве, и главный инженер поклялся, что работы будут остановлены до понедельника, когда будут подготовлены все документы.
Снос здания 9 апреля, перед первой остановкой работ. Фото предоставлено "Архнадзором"
Однако в воскресенье в 8 часов утра наш представитель снова обнаружил, что работы продолжаются. Более того, к этому моменту уже была снесена еще одна значительная деталь. Пришлось снова идти в УВД. И снова после появления наряда милиции рабочие разошлись, а снос прекратился. Кроме того, в воскресенье это место посетил представитель АТИ по ЦАО, который рассказал, что к ним за ордером на снос никто не обращался, то есть все работы ведутся без разрешения",— сообщил блогер.
Веерное депо В России первые паровозные депо строились на Николаевской железной дороге. Назывались эти здания не депо, а паровозные сараи. Они имели вид круглого здания, в которое вел один путь по которому производилась постановка в депо паровозов. В центре здания находился поворотный круг. Заезжающий в депо паровоз попадал на этот круг, а затем круг поворачивается (с помощью механизмов, но в первое время без всякой механизации) и паровоз оказывается напротив нужного стойла. Позднее круглые паровозные сараи строить не стали, так как конструкция здания не обеспечивала дымоудаления, кроме того, изменялся паровозный парк, паровозы становились длиннее, из-за этого размеры поворотного круга и здания в целом становились больше, перекрыть это здание одной крышей не представлялось возможным. В качестве основного здания паровозного депо стали строить веерные депо. В центре депо по прежнему размещался паровозный круг, так как поставить паровоз на стойло можно было только через круг. Круг также служил и для разворота паровозов в конечных пунктах тягового плеча— поэтому подъезд к кругу должен быть обеспечен всегда. Веерное здание могло быть небольшим и рассчитанным на 3–5 или 7 стойл (например на малодеятельных линиях или в оборотных депо), но в крупных депо (например, Саратов) веерное депо было рассчитано на 36 стойл. источник— http://community.livejournal.com/ru_railway/870049.html
Разрушения на момент остановки работ 10 апреля – обрушен световой фонарь, продолжено разрушение несущих стен.
Фото предоставлено "Архнадзором"
В понедельник документы не появились
По словам активиста "Архнадзора" Юрия Егорова, в понедельник рабочие снова вышли, но, увидев наблюдателей, к активной деятельности не приступали.
Стоит добавить, что веерное депо, как гласит сайт Москомнаследия , является заявленным объектом архитектурного наследия. То есть статус памятника оно еще не получило. Однако даже при нынешнем статусе разрешено вести только восстановительные работы или работы по резервации. Снос проводить невозможно. Кроме того, даже ремонт таких зданий должен быть согласован с Департаментом культурного наследия города.
Представитель "Архнадхзора" Рустам Рахматуллин рассказал GZT .RU, что в объявленное время никаких документов работники Октябрьской железной дороги не предоставили.
"По нашим сведениям документации на снос нет. А снос продолжается. Например, деревянный фонарь, который тянется надо всем зданием, в той части где ведется снос, существовал в субботу, а сегодня уже обрушен",— рассказал защитник архитектуры.
Борьба за депо В свое время "Архнадзор" боролся за другой памятник железнодорожной архитектуры— круговое депо Николаевской дороги. Правда, с ним ситуация была другой. Оно имело статус памятника, которого его постоянно хотели лишить.
Москомнаследие взывает к прокуратуре
В свою очередь, представитель Департамента культурного наследия подтвердил то, что железнодорожники не имеют разрешающей документации. Однако прекратить работы самостоятельно Москомнаследие не может, так как депо пока не имеет статуса памятника.
"Ситуация в том, что это пока не памятник. И несмотря на то, что я лично провел там субботу и воскресенье, и звонил начальнику ГУВД, сделать сами мы ничего не можем,— объяснил Николай Переслегин, советник главы Москомнаследия.— Пока, к сожалению, статуса памятника депо не получило, а, следовательно, Департамент культурного наследия не может вынести постановления о приостановке работ".
Так депо выглядело сразу после строительства в 1893 году. Фото предоставлено "Архнадзором"
Однако, в силу того, что никакой разрешающей документации на снос нет, сегодня в 8 утра московские чиновники направили запрос в прокуратуру.
"Нельзя сносить ни одно здания, не прошедшее комиссию по сносу, а депо на такую комиссию не выносилось. Мы такого дела не рассматривали и не выдавали положительного заключения. Поэтому ни о каком законном сносе речи не идет. Но, повторюсь, сами по себе мы как департамент, можем вмешиваться в ситуацию, только если речь идет о памятнике", сообщил он, отметив, что ведомство направило соответствующее письмо в прокуратуру.
Кроме того, Переслегин отметил еще одну проблему, мешающую осуществлять контроль состояния памятников. "Если нам позвонят и скажут, к примеру, что крушат Дом Пашкова, формально мы ничего не сможем сделать. Так как в связи с тем, что существует 294-й федеральный закон , который запрещает проведение внеплановых проверок, и инспекция Москомнаследия попадает под статус внеплановых и приравнивается к санэпидемстанции, проверкам фискальных служб и налоговых органов. Хотя мы не занимаемся юридической проверкой деятельности компаний, арендаторов зданий. Тем не менее, мы не можем оперативно выехать по сигналу, а должны согласовать свой визит с прокуратурой. По этому поводу сегодня мы также направили запрос прокурору города Москвы Юрию Семину с просьбой внести поправку в закон, чтобы наша инспекция могла оперативно выезжать по сигналам о правонарушениях в области сохранения культурного наследия", рассказал Переслегин.
Комментарии