Торжество натуры

На модерации Отложенный Никас Сафронов: Портрет Медведева очень пригодится китайцам
Опубликовано 10 Апреля 2011 г. Номер 15 (844)

Народный художник России отметил 55-летие

Народный художник России  Никас САФРОНОВ 8 апреля отметил 55-летие. Лучшим подарком к юбилею стал выход книги «Никас Великолепный». Ее автор - известный писатель и  кинорежиссер Александр СТЕФАНОВИЧ - несколько месяцев слушал и записывал удивительные истории из жизни художника. Получился довольно увесистый том рассказов Никаса, некоторые из них мы с удовольствием публикуем.

Президентский пул

Однажды мне удалось беседовать и сфотографироваться сразу с двумя президентами - США и России - с Джорджем Бушем и Владимиром Путиным. К их столу меня подозвал Буш. Но самое интересное - кто снял эту фотографию. Какой-то темнокожий  человек проходил мимо, и я попросил его щелкнуть нас на мою «мыльницу». Он это любезно сделал. Видевший эту сцену Виктор Черномырдин очень тогда смеялся. Оказалось, что человек, которого я привлек как фотографа, - госсекретарь США Колин Пауэлл. Когда еще один президент США - Билл Клинтон приехал в Россию,  меня пригласили на прием, который он давал в резиденции посла на Спасо-Песковской площадке. Я принес ему в подарок небольшую работу. Клинтон сказал, что картина ему очень нравится и он с удовольствием повесил бы ее у себя дома, но есть проблема: подарки дороже $21 он обязан сдавать в государственную казну. Тогда я на обратной стороне картины написал, что она оценена ровно в $21. Он рассмеялся и взял ее. В этот вечер у президента было хорошее настроение. Билл достал саксофон и, к восторгу всех присутствующих, выдал импровизацию.

Музой такому маститому художнику, как САФРОНОВ, может послужить даже пластмассовая женщина, не говоря уже о резиновой

Музой такому маститому художнику, как САФРОНОВ, может послужить даже пластмассовая женщина, не говоря уже о резиновой

Встречался я и с Борисом Ельциным. Это было за год до его ухода из власти. Он уже сильно сдал. Народ тогда вовсю издевался над официальными сообщениями о том, что «президент  работает над документами». Его уход, очевидно, был неизбежен,  поэтому Ельцин хотел запечатлеть себя на фоне президентских  интерьеров. Когда я приехал в Кремль,  меня провели в квартиру, где он жил. Он угостил чаем. Я начал делать наброски. Ельцин в свойственной ему прямолинейной манере завел разговор: «Как у вас дела? Что нового в искусстве? Что творится в мире современной живописи?» Я ответил, что в искусстве сейчас многое меняется и это хорошо, но одновременно перестает цениться мастерство, появляется много шарлатанов, не умеющих рисовать и выдающих себя за художников. «Это «черные квадратчики», что ли? - неожиданно спросил Ельцин. - Я их тоже не люблю. Мне иногда эту дрянь дарят». Этими размышлениями Борис Николаевич меня приятно поразил. Я почему-то думал, что «непуганые демократы» заморочили ему голову не только в экономике и политике, но и в искусстве. Тут раздался телефонный звонок. Ельцин накинул пиджак и заторопился: «Извини, друг, дела, понимашь, - и обратился к помощникам: - Покажите художнику, как я тут живу».  Меня повели в его личную спальню, показали комнату, отделанную янтарем, где он молился. Там стояли два царских кресла с высокими спинками и двуглавыми орлами под старину. Было сделано подобие алтаря, где стоял складень и висели две скромные иконы - Христос и Николай Чудотворец. Кресла на этом фоне выделялись своей роскошью. В остальных комнатах мебель была банальная, даже немного казенная.

Джек Николсон и Ленин

А вот с Джеком Николсоном мы познакомились так. Едем по Нью-Йорку с моим приятелем, и тот показывает: «Видишь этот дом - там находится студия Джека Николсона». Я говорю: «Это же мой самый любимый актер. У тебя нет в машине моего альбома случайно?» - «Есть». - «Давай мы ему подарим». Заходим. Мой приятель спрашивает, на месте ли господин Николсон. Секретарша говорит: «Да, а в чем дело»? - «Мы хотели бы с ним встретиться». - «Это невозможно, - отрезает секретарша, - вы представляете, сколько желающих его увидеть?» - «Вы тогда альбом этот ему отдайте». Она говорит: «Конечно, передам». - «Ну, мы подождем, пока вы отнесете». Сели и нахально сидим. Она, недовольная, уходит. Возвращается и говорит с удивлением: «Знаете, он вас действительно сейчас примет минут через десять». И потом доверительно шепчет:  «Господин художник, он пролистал ваш альбом и сказал, что вы - гений». Через какое-то время Николсон приехал в Москву на кинофестиваль. Я тогда сделал его портрет на фоне бушующего моря. Мы пообедали, и он предложил прогуляться с ним по Красной площади. И вдруг видит - навстречу ему идет Ленин. Джек пришел в восторг, прямо как ребенок, и спросил: «Могу я с ним сфотографироваться?»  На что Ленин ответил: «Можно, но это стоит денег». Николсон был потрясен во второй раз: «Вот это да! Обычно мне предлагают деньги за съемки, а тут с меня их требуют... А сколько он хочет?» - «Я дорого стою, - заявляет Ленин. - Сто рублей». Когда Николсону перевели, сколько это в переводе на доллары, он рассмеялся, дал сто «гринов» и сделал фотографию в обнимку с Ильичем на фоне Спасской башни.

Никас обожает загорать на нудистких пляжах. Там легче выбрать подходящую партнёршу для этюдов

Никас обожает загорать на нудистких пляжах. Там легче выбрать подходящую партнёршу для этюдов

Бельмондо в кокошнике

С Жан-Полем Бельмондо была смешная история. Я через  французских художников договорился о встрече с ним в Париже. Он назначил свидание в театре. Но я пришел с опозданием. Признаю, есть у меня такой недостаток. Жан-Полю это  не понравилось, он сказал, что отпущенное время прошло,  заторопился и пообещал прийти завтра в 6 часов вечера в мастерскую, где я остановился у друзей. Я целый день готовился к его визиту. Но его не было. В ожидании я для разминки набросал на холсте карандашный набросок мэтра. Мне попался на глаза русский кокошник, который друзья купили в Москве на Арбате. Я пририсовал к изображению Бельмондо этот кокошник и  женское платье. Чем-то эта живописная шутка напоминала пародию на знаменитую картину художника Аргунова. Получилось очень смешно. А ждал я Бельмондо напрасно. Оказалось, что он уехал на съемки и его не будет в Париже несколько месяцев. Я поехал в Москву. После моего отъезда французские друзья решили повеселить Бельмондо и показали ему эту картину. Жан-Поль юмора не понял и страшно возмутился: «Что себе позволяет этот русский? Изобразил меня, символ мужественности, в женском наряде. Я не баба, я не какой-то Жан Маре, я совершенно нормальной ориентации. Если  поймаю этого Никаса, то голову ему оторву!» Когда я поехал по приглашению Пьера Ришара в Париж, то рассказал ему эту историю. Он позвонил Бельмондо. Объяснил, что я сделал это без всякой злобы. Тот оттаял: «Ладно, прощу». Назначил мне встречу, я сделал наброски. Позднее на этой основе я написал несколько его портретов и один из них  подарил ему.

Художник очень любит изображать известных и уважаемых людей в образе европейцев. Так, Дмитрия МЕДВЕДЕВА он написал итальянцем...

Художник очень любит изображать известных и уважаемых людей в образе европейцев. Так, Дмитрия МЕДВЕДЕВА он написал итальянцем...

Ободрал Мадонну как липку

С Мадонной меня познакомили в Лондоне на одном мероприятии, которое было связано с помощью детям-инвалидам.

Когда закончился благотворительный аукцион, мы с Мадонной уединились в небольшом зале. Я сделал наброски и предложил написать ее портрет. Она согласилась и дала мне свой американский адрес. Спустя несколько месяцев на церемонии вручения «Оскара» в Голливуде я сообщил ей, что портрет готов. Мы встретились на следующий день в вестибюле гостиницы, где она обычно завтракает. Работа ей понравилась. Она спросила: «Сколько вы хотите за нее?» Я назвал цену - $70 тысяч. «Так много? - возмутилась Мадонна, - Я больше 30 не дам». - «Давайте 60». На 50 тысячах мы договорились. Выписала чек, держит его в руках и говорит: «Я привыкла, что обычно мне дарят». Отвечаю: «Я бы подарил, если бы был вашим мужем, но я всего лишь художник». Она рассмеялась и протянула мне чек. В следующий раз мы встретились в Петербурге, на ее гастролях. Обсуждали иллюстрации к книге сказок, которые она написала. В жизни она спокойная, милая, доброжелательная, даже немного сентиментальная.

...Владимира ПУТИНА - французом...

...Владимира ПУТИНА - французом...

Красота внизу живота

Однажды мама привезла меня, маленького, на свою родину в литовскую деревню. Женщины работали в поле, я увязался за ними. В конце рабочего дня все пошли в баню. Мне было года четыре, но эту картину я запомнил на всю жизнь.  Я впервые близко увидел женские тела. Их вид потряс мое детское воображение. Все эти молодые  крестьянки были с пышными формами. Через окна светило вечернее солнце. А я во все глаза смотрел на их большие распаренные тела, видел, как по их грудям стекает пена, как она оседает в курчавых волосах подмышек и внизу живота. Меня это очень сильно впечатлило и запомнилось на всю жизнь.

...Никиту МИХАЛКОВА - испанцем...

...Никиту МИХАЛКОВА - испанцем...

Коррупционный сотрудник КГБ

Меня вербовали еще в советские времена. Пришел ко мне кагэбэшник, представился и сказал: «Мы все о вас знаем». - «Что все?» - спрашиваю. «Что вы подающий надежды художник. Что вы общественник - оформляете стенгазету. Что вы обаятельны - пользуетесь популярностью у женского пола. Такие люди нам нужны. Предлагаем вам  сотрудничать. За это поможем вам сделать карьеру. Еще вам, конечно, хочется ездить по миру, а после службы в ракетных войсках у вас запрет на выезд». - «Но у меня не было секретного допуска, да и служил я пять лет назад», - удивился я. Он ответил, что в таких войсках срок секретности никогда не заканчивается. Я тогда испугался, что меня заставят стучать на друзей и знакомых,  достал из загашника хорошую свою картину, подарил ему и попросил избавить меня от такой перспективы. Потом он еще несколько раз приходил. Стены своего дома он, конечно, неплохо украсил, а от вербовки я уклонился.

...Сергея ШОЙГУ - англичанином

...Сергея ШОЙГУ - англичанином

Река времени

Своим циклом картин «Река времени» я показываю зрителям, что можно по-новому взглянуть на известный персонаж. Костюм определенной эпохи  о многом говорит. За ним угадываются положение человека в обществе, его достаток, его культура. Особенно остро этот прием действует, когда моими героями становятся, к примеру, известные политические деятели. Я сделал несколько портретов Владимира Путина. На одном из них он предстает в костюме короля Франциска Первого Валуа - одного из самых уважаемых королей Франции, который очень много сделал для своей родины. Я одел Владимира Владимировича в такой костюм потому, что это символ. За ним угадывается стремление вернуть России статус великой державы, сделать ее сильной и богатой.
Образ Дмитрия Медведева иной. Он на моем портрете спокоен и задумчив. Одет в костюм с большим красивым воротником, складки которого, как лучи, исходят от его лица. Это - человек другой формации, молодой талантливый ученый, мыслитель. Я попытался перенести его в Италию XV -XVI веков. Самое интересное, что этот портрет купил очень богатый китаец, который специально приехал ради этого из Шанхая. Он увидел  картину в телепередаче Би-би-си, где был репортаж из моей мастерской. Я спросил его: «Почему вы выбрали именно эту работу? Ведь тема от вас далекая, да и цена большая». Он ответил: «Во-первых, это красивая картина, а во-вторых, пригодится».

 


Вежливый маньяк

Художник овладел сотрудницей «Экспресс газеты» прямо с порога

К выходу в свет готовится книга воспоминаний Анны Семеновны ИТЕНБЕРГ. Она более 30 лет проработала фоторедактором в главном киножурнале СССР «Советский экран». После чего 10 лет самоотверженно трудилась в «Экспресс газете». Выйдя на пенсию, Анна Семеновна засела за мемуары. Большая их часть посвящена ее интимным встречам с известнейшими мужчинами - режиссерами и актерами. Есть там воспоминания и о Никасе САФРОНОВЕ.

Самая курьезная эротическая связь у меня была с художником Никасом Сафроновым. Лет 15 назад, я только что пришла в «Экспресс газету». Меня попросили подобрать фотографии мужчин, так сказать, российских секс-символов. Времени у меня было мало, и подруга посоветовала обратиться к модному художнику Сафронову - ему, мол, должно льстить, что его назовут в числе прочих.
Звоню Никасу, вежливо извиняюсь и объясняю суть дела. Вдруг он говорит: «Я сейчас к вам приеду домой с фотографиями!» Как ни упиралась, он стоял на своем - ему, дескать, так было удобно. Что ж, поставила чайник, сижу, жду.

Когда Станислав САДАЛЬСКИЙ захотел сделать Анне ИТЕНБЕРГ (справа) сюрприз и рано утром в день её 70-летия пришёл к с подарком, то застал в постели юбилярши голую пару. Восхищенный артист тоже разделся и попросил своего помощника сделать фото,

Когда Станислав САДАЛЬСКИЙ захотел сделать Анне ИТЕНБЕРГ (справа) сюрприз и рано утром в день её 70-летия пришёл к с подарком, то застал в постели юбилярши голую пару. Восхищенный артист тоже разделся и попросил своего помощника сделать фото, которое выложил у себя в блоге

И тут является он - с огромным тортом и бутылкой шампанского. Не успела я открыть торт, как Никас повалил меня на кровать. Он вел себя так, как будто мы с ним были любовниками полжизни! Я была настолько ошеломлена, что практически не сопротивлялась. После того как все произошло, Сафронов наскоро налил нам шампанского, мы выпили, он записал номер моего телефона и уехал. На следующий день звонит и вкрадчиво так спрашивает: «Ну как дела, Анна Семеновна?» - «К сожалению, - говорю, - ваши фотографии редакции не подошли». Никас сухо ответил: «Извините за беспокойство!» - и повесил трубку. Больше я его не видела.