Народный художник России отметил 55-летие
Народный художник России Никас САФРОНОВ 8 апреля отметил 55-летие. Лучшим подарком к юбилею стал выход книги «Никас Великолепный». Ее автор - известный писатель и кинорежиссер Александр СТЕФАНОВИЧ - несколько месяцев слушал и записывал удивительные истории из жизни художника. Получился довольно увесистый том рассказов Никаса, некоторые из них мы с удовольствием публикуем.
Президентский пул
Однажды мне удалось беседовать и сфотографироваться сразу с двумя президентами - США и России - с Джорджем Бушем и Владимиром Путиным. К их столу меня подозвал Буш. Но самое интересное - кто снял эту фотографию. Какой-то темнокожий человек проходил мимо, и я попросил его щелкнуть нас на мою «мыльницу». Он это любезно сделал. Видевший эту сцену Виктор Черномырдин очень тогда смеялся. Оказалось, что человек, которого я привлек как фотографа, - госсекретарь США Колин Пауэлл. Когда еще один президент США - Билл Клинтон приехал в Россию, меня пригласили на прием, который он давал в резиденции посла на Спасо-Песковской площадке. Я принес ему в подарок небольшую работу. Клинтон сказал, что картина ему очень нравится и он с удовольствием повесил бы ее у себя дома, но есть проблема: подарки дороже $21 он обязан сдавать в государственную казну. Тогда я на обратной стороне картины написал, что она оценена ровно в $21. Он рассмеялся и взял ее. В этот вечер у президента было хорошее настроение. Билл достал саксофон и, к восторгу всех присутствующих, выдал импровизацию.
|
Музой такому маститому художнику, как САФРОНОВ, может послужить даже пластмассовая женщина, не говоря уже о резиновой
|
Встречался я и с
Борисом Ельциным. Это было за год до его ухода из власти. Он уже сильно сдал. Народ тогда вовсю издевался над официальными сообщениями о том, что «президент работает над документами». Его уход, очевидно, был неизбежен, поэтому Ельцин хотел запечатлеть себя на фоне президентских интерьеров. Когда я приехал в Кремль, меня провели в квартиру, где он жил. Он угостил чаем. Я начал делать наброски. Ельцин в свойственной ему прямолинейной манере завел разговор: «Как у вас дела? Что нового в искусстве? Что творится в мире современной живописи?» Я ответил, что в искусстве сейчас многое меняется и это хорошо, но одновременно перестает цениться мастерство, появляется много шарлатанов, не умеющих рисовать и выдающих себя за художников. «Это «черные квадратчики», что ли? - неожиданно спросил Ельцин. - Я их тоже не люблю. Мне иногда эту дрянь дарят». Этими размышлениями Борис Николаевич меня приятно поразил. Я почему-то думал, что «непуганые демократы» заморочили ему голову не только в экономике и политике, но и в искусстве. Тут раздался телефонный звонок. Ельцин накинул пиджак и заторопился: «Извини, друг, дела, понимашь, - и обратился к помощникам: - Покажите художнику, как я тут живу». Меня повели в его личную спальню, показали комнату, отделанную янтарем, где он молился. Там стояли два царских кресла с высокими спинками и двуглавыми орлами под старину. Было сделано подобие алтаря, где стоял складень и висели две скромные иконы - Христос и Николай Чудотворец. Кресла на этом фоне выделялись своей роскошью. В остальных комнатах мебель была банальная, даже немного казенная.
Джек Николсон и Ленин
А вот с Джеком Николсоном мы познакомились так. Едем по Нью-Йорку с моим приятелем, и тот показывает: «Видишь этот дом - там находится студия Джека Николсона». Я говорю: «Это же мой самый любимый актер. У тебя нет в машине моего альбома случайно?» - «Есть». - «Давай мы ему подарим». Заходим. Мой приятель спрашивает, на месте ли господин Николсон. Секретарша говорит: «Да, а в чем дело»? - «Мы хотели бы с ним встретиться». - «Это невозможно, - отрезает секретарша, - вы представляете, сколько желающих его увидеть?» - «Вы тогда альбом этот ему отдайте». Она говорит: «Конечно, передам». - «Ну, мы подождем, пока вы отнесете». Сели и нахально сидим. Она, недовольная, уходит. Возвращается и говорит с удивлением: «Знаете, он вас действительно сейчас примет минут через десять». И потом доверительно шепчет: «Господин художник, он пролистал ваш альбом и сказал, что вы - гений». Через какое-то время Николсон приехал в Москву на кинофестиваль. Я тогда сделал его портрет на фоне бушующего моря. Мы пообедали, и он предложил прогуляться с ним по Красной площади. И вдруг видит - навстречу ему идет Ленин. Джек пришел в восторг, прямо как ребенок, и спросил: «Могу я с ним сфотографироваться?» На что Ленин ответил: «Можно, но это стоит денег». Николсон был потрясен во второй раз: «Вот это да! Обычно мне предлагают деньги за съемки, а тут с меня их требуют... А сколько он хочет?» - «Я дорого стою, - заявляет Ленин. - Сто рублей». Когда Николсону перевели, сколько это в переводе на доллары, он рассмеялся, дал сто «гринов» и сделал фотографию в обнимку с Ильичем на фоне Спасской башни.
|
Никас обожает загорать на нудистких пляжах. Там легче выбрать подходящую партнёршу для этюдов
|
Бельмондо в кокошнике
С Жан-Полем Бельмондо была смешная история. Я через французских художников договорился о встрече с ним в Париже. Он назначил свидание в театре. Но я пришел с опозданием. Признаю, есть у меня такой недостаток. Жан-Полю это не понравилось, он сказал, что отпущенное время прошло, заторопился и пообещал прийти завтра в 6 часов вечера в мастерскую, где я остановился у друзей. Я целый день готовился к его визиту. Но его не было. В ожидании я для разминки набросал на холсте карандашный набросок мэтра. Мне попался на глаза русский кокошник, который друзья купили в Москве на Арбате. Я пририсовал к изображению Бельмондо этот кокошник и женское платье. Чем-то эта живописная шутка напоминала пародию на знаменитую картину художника Аргунова. Получилось очень смешно. А ждал я Бельмондо напрасно. Оказалось, что он уехал на съемки и его не будет в Париже несколько месяцев. Я поехал в Москву. После моего отъезда французские друзья решили повеселить Бельмондо и показали ему эту картину. Жан-Поль юмора не понял и страшно возмутился: «Что себе позволяет этот русский? Изобразил меня, символ мужественности, в женском наряде. Я не баба, я не какой-то Жан Маре, я совершенно нормальной ориентации. Если поймаю этого Никаса, то голову ему оторву!» Когда я поехал по приглашению Пьера Ришара в Париж, то рассказал ему эту историю. Он позвонил Бельмондо. Объяснил, что я сделал это без всякой злобы. Тот оттаял: «Ладно, прощу». Назначил мне встречу, я сделал наброски. Позднее на этой основе я написал несколько его портретов и один из них подарил ему.
|
Художник очень любит изображать известных и уважаемых людей в образе европейцев. Так, Дмитрия МЕДВЕДЕВА он написал итальянцем...
|
Ободрал Мадонну как липку
С Мадонной меня познакомили в Лондоне на одном мероприятии, которое было связано с помощью детям-инвалидам.
Когда закончился благотворительный аукцион, мы с Мадонной уединились в небольшом зале. Я сделал наброски и предложил написать ее портрет. Она согласилась и дала мне свой американский адрес. Спустя несколько месяцев на церемонии вручения «Оскара» в Голливуде я сообщил ей, что портрет готов. Мы встретились на следующий день в вестибюле гостиницы, где она обычно завтракает. Работа ей понравилась. Она спросила: «Сколько вы хотите за нее?» Я назвал цену - $70 тысяч. «Так много? - возмутилась Мадонна, - Я больше 30 не дам». - «Давайте 60». На 50 тысячах мы договорились. Выписала чек, держит его в руках и говорит: «Я привыкла, что обычно мне дарят». Отвечаю: «Я бы подарил, если бы был вашим мужем, но я всего лишь художник». Она рассмеялась и протянула мне чек. В следующий раз мы встретились в Петербурге, на ее гастролях. Обсуждали иллюстрации к книге сказок, которые она написала. В жизни она спокойная, милая, доброжелательная, даже немного сентиментальная.
|
...Владимира ПУТИНА - французом...
|
Красота внизу живота
Однажды мама привезла меня, маленького, на свою родину в литовскую деревню. Женщины работали в поле, я увязался за ними. В конце рабочего дня все пошли в баню. Мне было года четыре, но эту картину я запомнил на всю жизнь. Я впервые близко увидел женские тела. Их вид потряс мое детское воображение. Все эти молодые крестьянки были с пышными формами. Через окна светило вечернее солнце. А я во все глаза смотрел на их большие распаренные тела, видел, как по их грудям стекает пена, как она оседает в курчавых волосах подмышек и внизу живота. Меня это очень сильно впечатлило и запомнилось на всю жизнь.
|
...Никиту МИХАЛКОВА - испанцем...
|
Коррупционный сотрудник КГБ
Меня вербовали еще в советские времена. Пришел ко мне кагэбэшник, представился и сказал: «Мы все о вас знаем». - «Что все?» - спрашиваю. «Что вы подающий надежды художник. Что вы общественник - оформляете стенгазету. Что вы обаятельны - пользуетесь популярностью у женского пола. Такие люди нам нужны. Предлагаем вам сотрудничать. За это поможем вам сделать карьеру. Еще вам, конечно, хочется ездить по миру, а после службы в ракетных войсках у вас запрет на выезд». - «Но у меня не было секретного допуска, да и служил я пять лет назад», - удивился я. Он ответил, что в таких войсках срок секретности никогда не заканчивается. Я тогда испугался, что меня заставят стучать на друзей и знакомых, достал из загашника хорошую свою картину, подарил ему и попросил избавить меня от такой перспективы. Потом он еще несколько раз приходил. Стены своего дома он, конечно, неплохо украсил, а от вербовки я уклонился.
|
...Сергея ШОЙГУ - англичанином
|
Река времени
Своим циклом картин «Река времени» я показываю зрителям, что можно по-новому взглянуть на известный персонаж. Костюм определенной эпохи о многом говорит. За ним угадываются положение человека в обществе, его достаток, его культура. Особенно остро этот прием действует, когда моими героями становятся, к примеру, известные политические деятели. Я сделал несколько портретов Владимира Путина. На одном из них он предстает в костюме короля Франциска Первого Валуа - одного из самых уважаемых королей Франции, который очень много сделал для своей родины. Я одел Владимира Владимировича в такой костюм потому, что это символ. За ним угадывается стремление вернуть России статус великой державы, сделать ее сильной и богатой.
Образ Дмитрия Медведева иной. Он на моем портрете спокоен и задумчив. Одет в костюм с большим красивым воротником, складки которого, как лучи, исходят от его лица. Это - человек другой формации, молодой талантливый ученый, мыслитель. Я попытался перенести его в Италию XV -XVI веков. Самое интересное, что этот портрет купил очень богатый китаец, который специально приехал ради этого из Шанхая. Он увидел картину в телепередаче Би-би-си, где был репортаж из моей мастерской. Я спросил его: «Почему вы выбрали именно эту работу? Ведь тема от вас далекая, да и цена большая». Он ответил: «Во-первых, это красивая картина, а во-вторых, пригодится».
Вежливый маньяк
Художник овладел сотрудницей «Экспресс газеты» прямо с порога
К выходу в свет готовится книга воспоминаний Анны Семеновны ИТЕНБЕРГ. Она более 30 лет проработала фоторедактором в главном киножурнале СССР «Советский экран». После чего 10 лет самоотверженно трудилась в «Экспресс газете». Выйдя на пенсию, Анна Семеновна засела за мемуары. Большая их часть посвящена ее интимным встречам с известнейшими мужчинами - режиссерами и актерами. Есть там воспоминания и о Никасе САФРОНОВЕ.
Самая курьезная эротическая связь у меня была с художником Никасом Сафроновым. Лет 15 назад, я только что пришла в «Экспресс газету». Меня попросили подобрать фотографии мужчин, так сказать, российских секс-символов. Времени у меня было мало, и подруга посоветовала обратиться к модному художнику Сафронову - ему, мол, должно льстить, что его назовут в числе прочих.
Звоню Никасу, вежливо извиняюсь и объясняю суть дела. Вдруг он говорит: «Я сейчас к вам приеду домой с фотографиями!» Как ни упиралась, он стоял на своем - ему, дескать, так было удобно. Что ж, поставила чайник, сижу, жду.
|
Когда Станислав САДАЛЬСКИЙ захотел сделать Анне ИТЕНБЕРГ (справа) сюрприз и рано утром в день её 70-летия пришёл к с подарком, то застал в постели юбилярши голую пару. Восхищенный артист тоже разделся и попросил своего помощника сделать фото, которое выложил у себя в блоге
|
И тут является он - с огромным тортом и бутылкой шампанского. Не успела я открыть торт, как Никас повалил меня на кровать. Он вел себя так, как будто мы с ним были любовниками полжизни! Я была настолько ошеломлена, что практически не сопротивлялась. После того как все произошло, Сафронов наскоро налил нам шампанского, мы выпили, он записал номер моего телефона и уехал. На следующий день звонит и вкрадчиво так спрашивает: «Ну как дела, Анна Семеновна?» - «К сожалению, - говорю, - ваши фотографии редакции не подошли». Никас сухо ответил: «Извините за беспокойство!» - и повесил трубку. Больше я его не видела.
Комментарии