Противники Каддафи приняли российских журналистов за шпионов

Журналисты "Комсомольской правды" Дмитрий Стешин и Александр Коц рассказали, как вместе со съемочной группой НТВ были задержаны ливийскими повстанцами.

В своей статье корреспонденты пояснили, что решили поехать на юг Ливии в Киренаики, чтобы выяснить, что там происходит, поскольку информация о том, кто контролирует этот регион, шла противоречивая. Через 10 км к югу от Адждаби россияне "уткнулись" в повстанческий блок-пост, где им объяснили, что дальше дорога перерезана. Журналисты сказали, что едут в оазис Сахаби, но тут к ним в машину сели вооруженные люди и заявили, что нужно срочно вернуться в Адждаби, поскольку , командир повстанцев хочет дать интервью.

Журналистов привезли в школу, занятую противниками Каддафи. Командиром оказался "невысокий плешивый мужчина средних лет", который в начале разговора выложил на стол пистолет— "дешевую бразильскую копию „Беретты"", задавал журналистам вопросы на „бедуинском английском", а в кабинет вбегали „вооруженные юноши, с глазами круглыми от гашиша".

Журналисты пытались объяснить свой маршрут и ждали перевочика. Пришел некий Хасан, который сначала начал вспоминать с россиянами "Советский Союз, рижский бальзам, лимонад „Буратино", пломбир и прочую милую чепуху", затем изучил документы и попытался убедить командира, что перед ним журналисты. Тот не поверил, и россиян привезли в другую школу, где один ливиец, приехавший воевать против Каддафи из Британии, сказал, что им предоставят "информацию, питание, ночлег".

Представитель повстанцев пояснил, что журналисты хотели поехать на территорию, которую контролирует Каддафи, хотя до этого генерал Юнис заявлял, что юг находится во власти противников полковника.

В конце концов журналистам сказали, что везут их на допрос в Бенгази. Они провели четыре часа на территории бывшей военной базы. Отношение было корректное, но зачем они задержаны, россиянам не объяснили. Журналисты дозвонились в Москву, после чего их перевели в комнату с железной дверью, где телефоны уже не работали. Все это время корреспондентов навещали представители повстанцев все более и более высокого ранга. В итоге к ним пришел некий ответственный человек и стал утверждать, что они разведчики, которые хотели попасть в расположение сил Каддафи. Россияне всячески отрицали обвинения. "Ваши офицеры помогают Каддафи. Россияне, белорусы, китайцы… Впрочем, если вы журналисты, то политика не имеет к вам отношения. Вы лишь фиксируете происходящее",— заявил ливиец, после чего ему два раза кто-то позвонил по телефону. Разговор был напряженный, повстанец "играл стопкой паспортов россиян, как колодой карт", а затем бросил их и выбежал из комнаты. В комнату заглянул один из охранников и сообщил, что вызвал такси, которое отвезет корреспондентов, куда они пожелают. Позже журналисты поняли, что их отпустили, поскольку из-за их звонка домой в России поднялся шум.