Как в СССР взорвали Крещатик
На модерации
Отложенный
Будучи в Киеве, я не мог обойти своим вниманием такую сложную тему, как взрыв улицы Крещатик во время Второй Мировой войны.
Для тех, кто не бывал в Киеве, расскажу в двух словах об этом месте — улица Крещатик появилась в конце XVIII века на месте та называемой "Крещатой долины", и вскоре эта улица стала центром городской жизни Киева, на улице один за другим вырастали красивые жилые и административные здания. Застраивали Крещатик от Конной (ныне Европейской) площади до улицы Прорезной (такое название улица получила из-за того, что она "прорезана" сквозь земляной вал Старокиевских укреплений времён Ярослава Мудрого). В конце XIX века на Крещатике появилось здание Городской думы, а в 1892 году там была проложена первая в Российской империи линия электрического трамвая, связавшая Крещатик с Подолом, а ещё в этом же году на улице заработало электрическое освещение. В настоящее время Крещатик — это центр культурной и политической жизни Киева, в общем если вы будете в Киеве — обязательно там побывайте.
Во время Второй Мировой войны, 24 сентября 1941 года, Крещатик был взорван. Вслед за взрывами последовал обширный пожар, разносящийся вверх по улицам Лютеранская (в то время - ул. Энгельса) и Прорезная. Погасить пожар было невозможно, так как почти одномоментно с разрушением Крещатика в городе был уничтожен водопровод, а пожарные службы не действовали. Большинство зданий в районе Крещатика имели деревянные перекрытия и выгорели практически до основания, после пожара остались только закопченные кирпичные коробки с черными дырами на месте окон.
Советская историография тиражировала миф о том, что Крещатик якобы разбомбили немцы. Однако взрывы и огромный пожар на Крещатике произошли уже после входа немецких войск в город — видимо, это была часть плана "выжженой земли", которая должна была остаться после отхода Красной армии. В пользу версии о подрыве Крещатика советскими диверсантами говорит и то, что помимо Крещатика, в городе было также заминировано и множество других зданий — электростанции, водопровод, крупные административные здания, почтамт, Успенский собор Киево-Печерской лавры, музей Ленина и отдельные большие жилые дома — взорвать и сжечь всё это удалось лишь частично, из одного только музея Ленина было извлечено потом около трех тонн тола вместе с радиоуправляемым взрывным устройством.
Планировали также подорвать и Софийский собор, но его спас директор Софийского заповедника Алексей Повстенко, который ответил минёрам, что в Софии нет подвалов для взрывчатки. В общем, в советской версии о том, что Крещатик якобы "разбомбили немцы", что-то не сходится. Немцы, кстати, в свою очередь распускали слухи, что Крещатик якобы "подорвали евреи". О том, откуда у "евреев" взялись тонны взрывчатки и каким образом они получили доступ с этой взрывчаткой в подвалы всех зданий, немцы не уточняли.
Итак, в сегодняшнем посте мы прогуляемся по Крещатику и окрестностям, поснимаем улицы с квадрокоптера и вспомним о тех временах, когда Крещатик стоял в руинах.
02. Начинаем осмотр Крещатика с обратной стороны квартала, со стороны улицы Заньковецкой. Эта улица находится восточнее Крещатика, и именно в эту сторону в 1941 году шел пожар. Часть построек здесь — довоенные здания, затронутые пожаром 1941 года.
03. Если подняться на квадрокоптере, можно хорошо увидеть границы старой застройки. Дом в правой части кадра — дореволюционный, слева к нему пристроена уже послевоенная застройка. А на заднем плане слева видна "парадная" сталинка, обложенная бежевыми керамоблоками — она была построена уже после войны в ходе реконструкции прилегающих кварталов.
04. "Вот здесь, на улице Лютеранской, стояла советская баррикада и противотанковые ежи" — рассказывает краевед по имени Павел; — в Киеве планировались городские бои, но в итоге было решено сдать город без боя.
05. Когда взорвали Крещатик, огонь пошел вверх по улице Лютеранской, и всё, что стояло ниже баррикады, было охвачено пламенем. На самой баррикаде стоял немецкий патрульный пост, который не пускал жителей в сторону пожара. Гасить пламя было нечем — водопровод был взорван, а пожарных команд в городе де факто не существовало.
06. Практически все здания в этих кварталах были сожжены. Бежевое здание с аркой на дальнем плане — дом номер 21 по улице Крещатик, уже послевоенный. Улица, идущая от него в ближнюю часть кадра — та самая Лютеранская, вверх по которой двигался огонь.
07. Пожар еще усилили бутылки с зажигательной смесью, которые хранились на чердаках зданий — их изготавливали комсомольцы, которые планировали дать немцам бой на улицах Киева. Во время пожара бутылки взрывались, а горючая смесь (бензин+машинное масло) протекала до нижних этажей зданий. Сейчас на крышах Лютеранской уже ничего не напоминает о том пожаре — разве что следы копоти на внешней стороне старых дымоходов. А может быть, это просто остатки печной сажи.
08. Жители местных домов кое-что помнят о пожаре 1941 года — видимо, эти городские истории передаются от старших к младшим. Говорят, часть жилых домов после пожара была восстановлена еще во времена немецкой оккупации, местные показывают якобы "немецкую" часть одного из домов — которая, впрочем, почти не отличается от дореволюционной.
09. В другом дворе сохранились старые каретные гаражи, в которых во время войны сперва был немецкий склад, а затем партизанский бункер. В схроне под кирпичной стеной во время войны партизаны якобы хранили оружие.
10. Улица Лютеранская. К левой части старого дома, пострадавшему в ходе пожара, пристроена уже послевоенная сталинка.
11. Сохранившееся старое здание в стиле модерн.
12. Старый дворик.
13. Дореволюционный люк, помнящий и пожар, и множество других страшных событий XX века.
14. Спускаемся по Лютеранской на улицу Крещатик. Кажется, что все здания здесь уже послевоенные, но на самом деле в районе "первой линии" пожара сохранилось одно здание, помнящее пожар 1941 года.
15. Это старое здание Банка Внешней торговли, находящееся по адресу Крещатик, 32. Если будете на Крещатике — обратите внимание на этот дом — часть лепных маскаронов на нем оплавилась от жара того самого огня — посмотрите на лепнину и состояние оконного проёма в правой части кадра:
16.
После войны здание банка восстановили, но следы пожара решили оставить. Кажется, я понимаю, зачем.
17. Вид здания банка со стороны двора:
18. А теперь мы идем в сторону улицы Прорезной — немалая её часть тоже была затронута огнём. Павел показывает старые фонарные столбы, на месте которых в довоенные времена уже стояли фасады зданий — до войны улица Крещатик была более узкой.
19. Улица Прорезная примыкает к Крещатику под прямым углом и уходит в левую часть кадра. Сплошной массив фасадов бежевых зданий в правой части кадра — целиком послевоенная застройка.
20. Улица Прорезная пострадала от пожара достаточно сильно — видите прямоугольные зеленые зоны в центральной части кадра? Они созданы на месте уничтоженных огнем зданий — раньше застройка улицы шла сплошной линией, никаких пустот в ней не было.
21. На Прорезной сохранилась старая брусчатка — вероятно, еще та самая, дореволюционная.
22. И уж совершенно точно здесь сохранились старые дореволюционные бордюры — они легко идентифицируются по узнаваемому полукруглому углублению. Павел показывает эти бордюры и рассказывает о том, что в дореволюционные времена в углублениях лежали желобы для отвода воды.
23. Эти бордюры — фактически, то немногое, что осталось в этой части улицы Прорезной от довоенных времен.
24. Довоенная "красная линия" застройки проходила примерно там, где сейчас находится правая пунктирная линия разметки перехода. А еще она очень хорошо заметна по тому месту, где заканчивается брусчатка.
25. Проходим от Крещатика еще метров 500 и попадаем в ту часть улицы Прорезной, которая не была затронута пожаром 1941 года. В подворотнях старых зданий остались столетние лепные потолки:
26. Остались старые дворы и городские легенды.
27. К примеру, легенда о городском главе Киева начала XX века, который очень боялся террористов и приказал построить для себя миниатюрный лифт — такой, в который поместился бы только он один — это, якобы, должно было уберечь его от взрыва.
28. По иронии судьбы — эта часть прорезной действительно оказалась не задета взрывами и пожаром, что были устроены в 1941 году.
29. Старый дом.
30. Старый люк с надписью "1941".
31. Незатронутой пожаром оказалась и дальняя часть Крещатика, находящаяся за современным ЦУМом. Пожалуй, это единственный квартал на современном Крещатике, который полностью сохранил очертания начала прошлого века.
32. Старая застройка осталась здесь в первозданном виде — не затронутая ни пожаром времен войны, ни послевоенными реконструкциями.
33. Всё дело в том, что в этой части Крещатика не было административных зданий, которые красноармейцы решили уничтожить при отступлении, поэтому этот квартал практически не пострадал. Всё осталось целым.
34. Можно немного побродить по крышам и представить, как здесь всё было сто лет назад...
35... На современном Крещатике, как обычно, многолюдно.
36. Открыто много кофеен — в которых, продают вкусный кофе и десерты.
37. Красивое здание отреставрированного ЦУМа:
38. Люди гуляют с семьями. Интересно, многие ли знают о бушевавшем здесь в 1941 году страшном пожаре?
39. Некоторые узнают впервые, после чего поднимают голову и как-то по-новому всматриваются в послевоенную застройку Крещатика. Интересно, о чем они думают в этот момент?
40. А я возвращаюсь в свою квартиру в старинном "Пассаже", что примыкает прямо в Крещатику. Эти здания были построены в начале XX века и многое могли бы рассказать об истории этого столетия, которое начиналось как оптимистичное время надежд, но обернулось революциями и войнами.
42. Старые квартиры Пассажа с четырехметровыми потолками еще помнят размеренную жизнь, что проходила в этих стенах сто лет назад.
43. А подъезд, кажется, хранит следы от дыма пожара 1941 года.
Впрочем, может быть это просто патина времени.
Использованная литература: источник
Комментарии
Даже фашисты были человечнее
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
мозги совсем отбил...
Комментарий удален модератором
These records include operational files of the Office of Strategic Services (OSS) totaling 1.2 million pages, and 114,200 pages of CIA material. This information sheds important historical light on the Holocaust and other war crimes, as well as the U.S. Government’s involvement with war criminals during the Cold War. It further enhances public confidence in government transparency.
Эти записи включают оперативные файлы Управления стратегических услуг (OSS) общим объемом 1,2 млн. Страниц и 114 200 страниц материалов ЦРУ. Эта информация проливает важный исторический свет на Холокост и другие военные преступления, а также на участие правительства США в военных преступлениях во время холодной войны. Это еще больше повышает доверие общественности к прозрачности правительства.
Изучай: https://www.cia.gov/library/readingroom/search/site/bandera
А ты,окромя мокшанской говорки,нихрена не знаешь...
За это и был казнен, а отправившего Бандеру на тот свет оштрафовали за испорченный тротуар и отпустили с миром.
В 90-е там купили квартры немало порялних Людей...
"Спас вчера Степан тонущего мальчика!
Приходит сегодня к нему отец мальчика-еврей и спрашивает!
- Извините, а это вы моего Абрашика вчера на речке спасли?
Степан, гордо! - Ну дааа, я!
- А кепочка где?"
Идёт война на уничтожение, СССР напрягает все силы, иначе не будет завтра ни русских, ни хохлов, ни тем более евреев, и СССР победил, восстановил всё что было разрушено врагами в ходе войны, а "благодарные" потомки из хохлов сегодня вот уже претензии предъявляют, нельзя ли было поаккуратней воевать? А немцам оказывается вообще делать было нечего, кроме как "Говорят, часть жилых домов после пожара была восстановлена еще во времена немецкой оккупации," И да, ещё одна развесистая клюква про подвалы в Софийском соборе, про которые НЕ ЗНАЛИ МИНЁРЫ!!!
Это было исполнением плана Ост, по которому славяне - унтерменши не должны были иметь своих исторических памятников, зданий, городов, по которым можно было бы проследить и подтвердить древность их происхождения.
А Украинцы про свой Дом усе хорошо знают...
Вот даже соглашусь.
Человечные немцы вполне определенно относятся сейчас к бандеровцам. которые в войну исполняли все самые кровавые преступления.
https://www.youtube.com/watch?v=8Nd9aymEQtU
Комментарий удален модератором
Но говорить о том, что немцы были человечнее..... Как пишет генерал Фридрих Вильгельм фон Меллентин, при отступлении вермахта в 43-м, они выжгли все восточное Приднепровье начиная с домов и заканчивая хлебом на полях. Организованно, с немецкой педантичностью.
Ранее то же самое, только зимой, при отступлении от Ржева и Вязьмы.
И, чтобы сделать вам приятное, Александр - Зою Космодемьянскую наказали за то же самое.
Комментарий удален модератором
Именно в этом причина бесчеловечности к тем, кто остается - но это некоторым образом человечность к тем, кто находится по другую сторону фронта.
По расстрелам зэка - вполне возможно и по тем же причинам. Не забывайте, что форму вермахта одело больше миллиона наших сограждан, и зэка вряд ли пошли бы в партизаны.
При плановом отступлении мирное население эвакуироют, если есть такая возможность. Это не забота о людях, а необходимость - хотя бы потому, что иначе беженцы забьют все дороги
Манштейна, кстати, осудили в 49-м не за успешные операции, где погибли сотни тысяч русских солдат, а за эвакуацию украинцев приднепровья в Германию, где они стали рабами.
В общем то есть какое-то "женвское" соглашение, принятое еще в Первую мировую, запрещающее подобные вещи. Но когда стоит вопрос кем и чем пожертвовать - солдатом или обывателем, победой противника или собственным поражением, выбор принимается без оглядки ...
Комментарий удален модератором
И какая разница в данном контексте, что заставляло граждан СССР служить Германии? Был факт и была реакция на факт. Ведь по сути и военнопленные, и оставшиеся на оккупированной территории жители, и уехавшие в Германию добровольно или по принуждению, работали на врага.
Со степенью вины каждого разбираться не было ни возможности, ни надобности. А вот уменьшить возможность таких явлений любыми доступными методами использовали.
Что касаемо расстрелов и сжигания осужденных и подследственных - все таки, Александр, надо ориентироваться на документы, а не на слухи и всякую фиготень написанную в ЖЖ. А доступные документы, с подписью Берии, кстати, говорят следующее - бытовых зэка отпустить, зэка проходящих по делам о шпионаже и т.п., следствие по которым не закончено, вывезти на восток, зэка, обвиненных в контрреволюции, чья вина доказана, расстрелять немедленно
Не все так получалось, как писалось. Случались расстрелы и по другим категориям, но юольше было случаев, когда охрана бежала, а зека оставались в камерах до прихода немцев.
По эшелону в Таганроге - абсолютно никаких следов не ...
Комментарий удален модератором
Вот, пожалуйста, из Википедии - ///К моменту начала Советско-германской войны в тюрьмах и местах временного содержания новоприсоединённых Западной Украины и Западной Белоруссии находилось около 40-50 тыс. граждан[4]. Советская власть решительно не желала допустить, чтобы их освободили немцы. 24 июня 1941 нарком внутренних дел Лаврентий Берия издал областным управлением НКГБ приказ расстрелять всех политзаключенных, содержавшихся в западных областях СССР, эвакуация которых вглубь страны была невозможна. По приказу Берии, казни подлежали лица, осужденные за «контрреволюционную деятельность», «антисоветскую деятельность», саботаж и диверсии, а также политические заключенные, находившиеся под следствием[5].///
Это по городу Станиславу. Статья большая, с подсчетом эвакуированных, расстреллянных. бежавших и освобожденных. Подсчеты, естесственно, как на выборах - результат зависит от того, кто считал.
Комментарий удален модератором
Сам по себе захват западных территорий был стратегически верен. Да и политическом разрезе, сколько Сталина не ругай, все было верно - вернули-то свое, утраченное после 17-го года. Вышли на линию Керзона всего лишь, да вернули Бессарабию. Ругают Вождя и империю, как за потери территорий, так и за их возврат - это даже не смешно, грустно.
По поводу зэка и репрессий вообще. Надо понимать, что Гражданская война даже по календарю закончилась всего лишь два десятка лет назад, а на молекулярном уровне продолжалась. Был и Троцкий, и троцкизм не повод для репрессий, а смертельная для государства реальность.
Стоило ли строить это государство, вопрос пятый. Но вот вопрос, смогли бы построить без репрессий, без тоталитаризма, ответа не требует. Если у нас сейчас, после семидесяти лет мира и четверти века независимости идет не строительство, а по сути откат, то что говорить о том полудиком времени?
Не оправдываю никого и ничего, но и не осуждаю. Надо помнить, сколько диктаторских реж...