Логика для интеллектуалов. Понятие

На модерации Отложенный

Читать и думать – занятие сложное. Я прекрасно понимаю что здесь если и читают то только первые строки, тем не менее самых продвинутых прошу вспоминать студенческую молодость и ставить плюсы.  

Кому то может показаться, что логический термин «понятие» близок к пониманию чего-либо. Это не так. Когда человек говорит «понятия не имею» ну, скажем, о том, сколько американцев побывало на Луне или кто победил при Бородино - он просто хочет сказать, что не знает. Логический термин «понятие» здесь не при чём.

 

Понятие мысль, объединяющая предметы (вещи) по общим для них признакам (т.е. существенным в определённом отношении свойствам) так, что это позволяет объединить эти предметы в определённый класс (множество).

Обычно под вещью понимают материальный предмет. Скажем, стол, планета, очки, дом… В логике вещь понимается шире: «вещь – это всё то, чему можно приписать какое-то свойство или к чему можно установить какое-то отношение[1]. Например, карандаш, человек, радость, студент, интеграл, любовь, вещь может быть одушевленной или неодушевленной, реальной или воображаемой, материальной или идеальной.

Вещь выступает в качестве предмета рассуждения, грамматическое подлежащее, а приписываемые ей свойства, называемые в логике предикатами, позволяют объединять вещи на основании отношения сходства между ними или отличать их друг от друга на основании отношения различия. Так и возникают понятия. Это отнюдь не означает, что каждому созданному понятию соответствует какая-то абсолютная «сущность». Мир не похож на музей, в котором на каждый экспонат навесили название.

 

Отношение есть то, что вычленяет из среды новую вещь, объединяет две или более вещи в нечто единое, в новую вещь. Например, брачные отношения порождают новую вещь – семью. Отношения неравенства, местоположения: «больше», «ближе» порождают пары, тройки, «энки» вещей. В ином контексте само отношение можно рассматривать как вещь или как свойство. Все три категории соотносительны. Например, ум – это вещь, умный – свойство, умнее – это обозначение отношения.

Мир не разделён единожды на вещи, свойства и отношения. Мы структурируем восприятие реальности с помощью этих категорий ситуативно. Это категории организации нашего опыта и никакого отношения к метафизике они не имеют.

Отношение может выступать в качестве концепта, выражающего смысловую заинтересованность субъекта познания в формировании некоторого понятия. В языке понятие обычно выражается термином (не обязательно одним словом), который служит как бы ярлыком для обозначения множества вещей, объединяемых данным понятием и позволяющим отличать их от иных предметов.

 

Объём понятия – это совокупность вещей, предметов, объединяемых и обозначаемых данным понятием.

Содержание понятия – это существенные свойства предметов, т.е. признаки, на основе которых образуется понятие.

Понятие выражает устойчивое единство объёма и содержания и формулируется тогда, когда множество предметов соотносится с множеством их свойств, выделенных в определённом отношении так, что это единство можно обозначить.

Между объёмом и содержанием понятия существует обратное соотношение: чем больше признаков мы назовем – тем меньшее количество предметов им обладает: говорят «чем богаче содержание, тем беднее объём» и наоборот, «чем шире объём, тем беднее содержание».

Обобщить понятие означает перейти к понятию с большим объёмом, но меньшим содержанием.

Ограничить понятие означает перейти к понятию с меньшим объёмом, но с более богатым содержанием. Добавите признак – уменьшится объём, снимите - увеличится. Возьмём понятия «бедный студент» и «богатый студент». Оба они по содержанию богаче, а по объёму беднее, чем просто понятие «студент».

 

Ошибкой, идущей от Платона (428- 348гг. до н.э.) является гипостазирование понятий (греч. hypostasis - сущность, субстанция) – приписывание абстрактным понятиям физического существования, полагая, что если в голове возник образ, который обозначили словами – то существует и предмет, ему соответствующий. Случается и до сих пор говорят о справедливости, добре, истине так, как будто они существуют как некие предметы или как мистические «Абсолюты».

Платон, осмысливая понятийное мышление в своих социально-исторических условиях, придумал существование особого нетленного надлунного мира идей-понятий. Немецкий философ XIX века Гегель тоже говорил о соответствии предмета своему понятию и о саморазвитии Абсолютного Духа. Но удвоение мира, имеющее истоком мифологию был неприемлем уже для непослушного ученика Платона - Аристотеля, который считал, что мир един и его существование не объясняется с помощью нетленных идей: «Платон мне друг, но истина дороже» - сказал он.

 

Виды понятий:

Нулевыми или «пустыми» называются понятия, объём которых не содержит каких-либо предметов, т. е. равен нулю, а содержание понятия как бы вносит запрет на реальное существование предметов, входящих в его объём. Например, круглый квадрат, познаваемый потусторонний мир. Но такие понятия как «Кентавр», «Баба Яга», понятия о разных богах, персонажей сказок, вымышленных героях формируют у людей определённые представления и реально влияют на поведение. В науке оперируют такими несуществующими объектами как идеальный газ, точка, плоскость. Говоря о «нулевых» понятиях следует иметь в виду область (универсум) рассуждений: физическая это реальность, научный постулат, миф, художественное произведение, фантазия или сновидение. Пустота объёма понятия определяется контекстом.

Единичными понятиями называется такие понятия, объем которых содержит только один предмет: Например, высочайшая горная вершина, чемпион мира по шахматам, Луна. Единичными понятиями являются все имена собственные: Мадрид, Иван Петрович Сидоров.

Общими понятиями называются такие понятия, в объём которых входит два и более предмета. Например, понятия «студент», «бог», «транспортное средство», «планета» являются общими.

           Размытыми понятиями называются понятия, объём которых точно не фиксирован, иногда он принимается конвенционально (т.е. согласно договорённости). Например, в ООН согласились отнести к понятию «молодёжь» лиц от 14 до 30 лет.

 

Продолжение следует.


<hr align="left" size="1" width="33%"/>

[1] А.И. Уёмов. Системные аспекты философского знания. Одесса, 2000. С. 32.