COVID-паспорта: оправданная необходимость или «новое рабство»?

На модерации Отложенный

Для многих стран Европы туризм является одним из важнейших источников поддержания экономики. Государства всеми силами стремятся восстановить эту отрасль как можно скорее, несмотря на все угрозы, которые несет пандемия коронавируса. Желание, в принципе, благое, вот только для его претворения в жизнь предлагается задействование некоторых инструментов, которые впоследствии могут выйти боком не только самим европейцам, но и всему человечеству.

Внедрение так называемых «COVID-паспортов», к которому сейчас призывают далеко не только в ЕС, чревато целым рядом негативных последствий как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
 

Поделить на «чистых» и «нечистых»

Насколько известно, с инициативой о введении в Европейском Союзе нового вида документов, наличие которых станет обязательным для всех, кто путешествует в его пределах вне зависимости от того, с помощью какого вида транспорта осуществляется перемещение между государствами, выступил Гари Капелли – министр туризма Хорватии, на нынешний момент в этой организации председательствующий. Идея, высказанная во время виртуальной конференции глав профильных ведомств государств Евросоюза, тут же была горячо поддержана представителями Чехии, являющейся одной их тех стран, которым без «дорогих гостей» приходится очень солоно. Особого возражения предложение не вызвало и у прочих участников встречи. Еще бы – от туристических потоков зависит не менее 10% ВВП Старого Света, отрасль обеспечивает занятостью до 12% его работников. По словам господина Капелли это должен быть «единый для всего Евросоюза документ, проверяемый как по убытию человека с постоянного места жительства, так и при пересечению границы новой страны пребывания». Скорее всего, речь в данном случае может идти о так называемом «паспорте иммунитета к коронавирусу», о возможности и необходимости которого идут жаркие дебаты чуть ли не по всему миру. Что же это, в сущности, такое? Основанием для получения подобного, не имеющего аналогов в истории человечества, удостоверения личности, его сторонники предлагают считать положительный анализ на наличие у того или иного человека в крови антител к COVID-19. Якобы те, кто ими обладает, уже не смогут ни заразиться сами, ни стать источником опасности инфицирования для окружающих. Эдакая новоявленная каста «чистых» членов человеческого общества, для которых в жизни автоматически открываются любые дороги – прежде всего, работа в тех сферах, которые предполагают общение с большим количеством людей. Тот же туристический бизнес, ресторанное дело, транспортные перевозки и тому подобные вещи могут стать «закрытой зоной» для «парий», у которых «COVID-паспортов» не будет. А также – медицина, преподавание и много чего еще.

При этом многие медики, и, прежде всего, профессиональные вирусологи считают подобный подход, мягко говоря, крайне сомнительным. Упомянутый выше анализ, вообще говоря, не является чем-то новым и ранее неизвестным. Он выполняется на основе иммуноферментного анализа (так называемых ИФА-тестов), который выявляет антитела к вирусу в плазме крови. Подобная методика уже давно применяется, к примеру, при оценке необходимости повторного вакцинирования от той же кори. Кстати говоря, лежит она и в основе экспресс-тестов на коронавирус, проверяющих, есть ли в крови человека антитела к нему. Однако, если в этом случае цель – выявить больного, то для получения «паспорта иммунитета» показать наличие антител должна кровь человека здорового. У него, по твердому убеждению приверженцев этой идеи, уже имеется абсолютная защита от вируса. Следовательно, он может быть освобожден от любых ограничений относительно «социального дистанцирования» – путешествовать, куда вздумается, не соблюдать масочный режим, участвовать в массовых мероприятиях и так далее. Надо отметить, что число тех, кто свято верит в эту теорию, растет постоянно, причем они весьма активно действуют для ее практической реализации. В Чили уже вовсю выдаются «паспорта иммунитета» – при выписке переболевших из медучреждений. В Германии гражданам предлагается самостоятельно и в домашних условиях провести тестирование на антитела (соответствующие наборы в огромных количествах планируется разослать по домам), а в перенесшей тяжелейший удар пандемии Ломбардии уже начаты массовые проверки на наличие иммунитета – с выдачей, опять-таки, соответствующих справок, которые со временем вполне могут превратиться в паспорта. Британцы поспешили создать даже специальное приложение CoronaPass, хранящее соответствующие данные о человеке, получаемые при считывании соответствующего QR-кода. Пока что это инициатива компании Bizagi, но есть сведения, что правительство им очень заинтересовалось.
 

«Коронавирусная рулетка» для человечества?

Скорее всего, документ именно такого плана имел в виду и Гари Капелли. И все бы ничего, вот только с того самого места, как заходит речь об иммунитете к терзающей человечество болезни, начинаются крайне зыбкие моменты, относительно которых вопросов пока гораздо больше, чем ответов. Прежде всего, совершенно невыясненными по сей день остаются сугубо технические моменты. Где гарантия, что положительный тест свидетельствует именно о защищенности организма COVID-19, а не от какого-либо другого из представителей весьма немалой «семейки» коронавирусов?

Ее нет. Пока что такой чистоты и точности проведенного исследования добиться не удалось еще никому. Более того, по имеющейся информации, в той же Великобритании каждая третья проверка на антитела дала вообще неверный результат! Еще интереснее получилось с исследованиями, проводившимися в шанхайском Фуданьском университете. Там предметом изучения стала кровь около двух сотен пациентов, успешно излеченных от коронавируса. У абсолютного большинства все шло, как по писанному – через 10-15 дней после заражения их организм выработал вполне ожидаемое количество антител. Однако у трети выздоровевших их уровень был крайне низок, а у 10 пациентов антитела в крови вообще отсутствовали! От слова «совсем»… И при этом – ни малейших симптомов COVID-19 или какого-либо еще расстройства здоровья! На изумленный вопрос: «Как такое вообще может быть?!» высокоученые медикусы Поднебесной развели руками и ответили нечто вроде «а черт его знает». Ну, или какая там ближайшая по смыслу идиома в китайском… С повторными заражениями – та же примерно история. Их единичные случая якобы зафиксированы в том же Китае, Японии, а в Южной Корее говорят о чуть ли не сотне подобных инцидентов. Тем не менее, вирусологи по сей день не могут прийти к единому мнению: поразила ли болезнь излечившихся по новой или попросту вернулась к ним, коварно затаившись на время? Совершенная неясность.

Впрочем, даже и не это самое важное, а то, что ни один ученый или практикующий медик сегодня не может дать однозначный ответ на главный вопрос: сколько действует иммунитет к COVID-19? От «обычного» гриппа надо вакцинироваться ежегодно, от того же столбняка – раз в десятилетие, имеются хвори, от которых вполне достаточно и единоразовой прививки. До тех пор, пока не будет разъяснена эта загадка, существует громадная опасность того, что «COVID-паспорта» в один далеко не прекрасный день превратятся не просто в пустые бумажки, а в пропуска для инфицированных, дающий им возможность, пусть и невольно, заражать других людей. Именно этого опасаются сегодня во Всемирной организации здравоохранения, эксперты которой выступают категорически против любых «иммунных индульгенций», как минимум до тех пор, пока не будут получены ответы хотя бы на главные, кардинально важные вопросы относительно сущности и свойств COVID-19. По этому поводу ВОЗ даже выступила со специальным заявлением, в котором подчеркнула, что на данный момент «какие-либо доказательства, неоспоримо подтверждающие то, что лица, переболевшие COVID-19, защищены от повторного заражения, отсутствуют». Эту позицию, в частности, подтвердил исполнительный директор программы ВОЗ по чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения Майкл Райан. По мнению экспертов организации, играя в подобную «коронавирусную рулетку», человечество рискует получить вторую волну пандемии, которая может оказаться еще пострашнее первой. Более того, ученые убеждены, что в мире циркулируют, как минимум, три отличающихся друг от друга штамма этого вируса – и дает ли иммунитет к одному из них защиту от всех прочих, тем более неизвестно. Тем не менее, множество государств сегодня все более уверенно начинают двигаться именно в этом, крайне непродуманном направлении.

Все сказанное выше охватывает, в основном, сугубо медицинскую сторону проблемы. Вместе с тем, по мнению некоторых экспертов, она гораздо шире и имеет множество других аспектов – от морально-этических до социальных и криминологических. Начну, пожалуй, с последнего. Сколько в истории человечества существуют различные документы, столько же – и их подделки. Можно не сомневаться, что широкое (а тем более повсеместное) введение «COVID-паспортов» немедля породит целую индустрию по изготовлению и продаже фальшивок. И дело тут даже не в появлении нового, сверхприбыльного бизнеса для преступных синдикатов, а в том, сколько вирусоносителей окажется в гуще людей, используя такие смастряченные за хорошие деньги криминальными «умельцами» бумажки. Еще большую актуальность этот вопрос приобретет в том случае, если такие документы в который раз разделят всех жителей Земли на людей «первого» и «второго» сорта. Если без них будет невозможно получить нормальную работу или поступить в приличное учебное заведение, стать государственным служащим, свободно перемещаться и просто вести нормальный образ жизни. Уделом «неимунных» со временем вполне может стать самый грязный, тяжелый, низкооплачиваемый труд и жизнь в резервациях. Увы, так уж повелось в человеческой истории, что всегда найдутся те, кто любую, даже изначально вроде бы благую и гуманную идею, сумеют довести до такого жуткого абсолюта, что хоть святых вон выноси.

Разговоры о порожденном пандемией новом, «посткоронавирусном» мире ведутся в последнее время все чаще и чаще. Как бы нам ни хотелось другого, но его становление – это уже, по сути, свершившаяся реальность. Сложно сегодня предположить в точности, каким именно будет этот созданный обрушившейся на всех нас бедой, мир. Однако с большой долей уверенности можно утверждать, что ни комфортнее, ни свободнее, ни тем более добрее, он не будет точно…