Правительство Бельгии обнародовало план поэтапного выхода из карантина

На модерации Отложенный

Президент Путин объявил о том, что, начиная с 11 мая Россия поэтапно будет выходить из карантина. Он также сказал, что механизмы этого выхода должны разработать Правительство РФ и Роспотребнадзор. Между тем, уже есть разработанные механизмы в странах, структурно и экономически похожих на нашу. И нам есть чему поучиться. Например, с 4 мая Бельгия начинает поэтапный выход из карантина и запускает план спасения экономики: почему бельгийский опыт поддержки бизнеса может быть полезен России.

Правительство Бельгии обнародовало план поэтапного выхода из карантина, а также тщательно проработанный комплекс мер поддержки бизнеса. С 4 мая в Бельгии возобновят работу спортивные клубы и будет разрешено заниматься индивидуальными видами спорта. Вернутся к работе и крупные компании, деятельность которых не предполагает прямого контакта с клиентами. Спустя неделю, согласно плану, должны возобновить работу непродуктовые магазины, обеспечив режим социального дистанцирования. Еще через неделю страна готовится частично открыть школы, дать добро на посещение родственников, проживающих отдельно, а также на поездки по стране и другим регионам.

В конце марта газета The Brussels Times опубликовала прогноз, в котором предупредила о том, что из-за ограничений, введенных в связи с пандемией коронавируса, перед риском банкротства рискуют оказаться четверть бельгийских предприятий, и в первую очередь речь те, которые связаны с индустрией гостеприимства, туризмом, перевозками и сферой услуг: гостиницы, туристические агентства, перевозчики, компании оптовой и розничной торговли, перевозчиках. Согласно оценкам издания, у каждой четвертой бельгийской компании нет средств, которые позволили бы сохранить бизнес в условиях двухмесячного отсутствия доходов. Какие шаги принимает в этой связи правительство страны для поддержки предпринимателей?

На федеральном уровне всем самозанятым гражданам гарантирована отсрочка по взносам социального страхования на период до 1 года. Размер социальных выплат будет уменьшен или даже отменен в том, случае, если пандемия напрямую сказалась на профессиональной деятельности. Чтобы воспользоваться этой мерой поддержки, нужно предоставить данные о сокращении оборота, отмене заказов, спаде спроса.

Тем, кто временно оказался без работы по причине форс-мажора, связанного с коронавирусом, правительство выплатит пособие в размере 70 процентов от средней предельной заработной платы, определенной в размере 2.765.75 евро в месяц. Плюс к этому будет выплачиваться надбавка в размере 5.63 евро в день. Эти меры затрагивают период с 1 февраля по 30 июня.

С февраля по апрель введена автоматическая отсрочка на три месяца по выплате налогов, включая НДС, личный подоходный налог, профессиональный подоходный налог, налог на юридических лиц и корпоративный подоходный налог. Кроме того, правительство дает возможность совершить эти выплаты в рассрочку, без процентов и штрафов, подав соответствующее заявление.

Компании, которые переводят сотрудников на удаленную работу получают право на прямые выплаты от государства на покрытие расходов на связь в размере до 129 евро на человека в месяц.

Компании, не связанные с финансовым сектором, малый и средний бизнес, а также самозанятые получают отсрочку по кредитам на 6 месяцев: срок окончания кредита переносится на шесть месяцев, без штрафов и доплат. Условия: негативное влияние пандемии, доказанное сокращение доходов, временный простой сотрудников и распоряжение правительства приостановить деятельность в связи с пандемией.

В дополнение к этим мерам существенную поддержку оказывают и регионы.

Например, во Фландрии, компании и самозанятые граждане, вынужденные приостановить деятельность, получают прямую однократную выплату в 4000 евро, и начиная с 21 дня после закрытия, по 160 евро в день. Также компании освобождаются от корпоративного подоходного налога. Предусмотрены прямые выплаты и для компаний, которых правительство не обязало закрываться, но которые несут прямые убытки в связи с пандемией. Для них просчитаны схемы поддержки в зависимости от объема деятельности. Например, выплату в размере 3000 евро получит компания, доход которые составляет до 13, 993 евро в месяц, если выручка сократилась более, чем на 60 процентов.

Подробный и развернутый список можно продолжать, однако подход понятен.
Чем России может быть полезен этот опыт? В мировом рейтинге по уровню бюджета Россия занимает пятнадцатую строчку с цифрой 0.304 триллиона долларов. Аналогичный показатель для Бельгии, которая находится в рейтинге на 20 месте, составляет 0.248 триллиона долларов. При этом по размеру Валового Национального Дохода на душу населения Бельгия опережает нашу страну в 4,5 раза , хотя ВВП России больше ,чем ВВП Бельгии в 7,5 раз больше.

И Россия, и Бельгия являются по своей сути федерациями, где разница в структуре и экономических показателях между субъектами очень велика, и для выхода из кризиса необходимо эффективное сочетание региональных и федеральных мер поддержки экономики. Например, в Петербурге, как и в Валлонии, региональные бюджеты по многом зависят от поступлений компаний несырьевого сектора, и в частности тех, что связаны с туризмом и сферой гостеприимства. Фландрия — самый прогрессивный регион, где сконцентрированы ключевые промышленные предприятия.

К сожалению, Россия, имея сравнимый уровень доходов бюджета, каких-либо сопоставимых по качеству мер, не предлагает. И даже те механизмы, которые одобрены, остаются лишь декларациями. Их воплощению в жизнь мешают бюрократия, сопротивление банков, противоречия в законодательстве, инертность властных структур. Прямые выплаты на зарплаты сотрудникам частных компаний, пострадавших от экономических последствий пандемии, в России составляют 1 МРОТ на человека в месяц — и даже на эти крохи не всякая компания, даже полностью прекратившая деятельность, имеет право из-за разного рода бюрократических неувязок.

Между тем, существует вариант системного решения вопроса поддержки несырьевого сектора на период до шести месяцев, который позволил бы компаниям удержаться на плаву, расплачиваться по текущим обязательствам и сохранять рабочие места. Суть предложения в том, чтобы правительство предоставило несырьевым компаниям, пострадавшим от кризиса, целевую ссуду в размере налогов, уплаченных в 2019 году.

У этого вопроса есть цена, и на мой взгляд, она по силам российскому государству. Более того, все экономисты в один голос призывают к более активной реальной поддержке путем вливания в экономику возвратных средств. Предлагаемый механизм— беспроцентная ссуда на срок не менее 3 лет в размере уплаченных за 2019 год налогов и сборов.
В Бельгии, в отличие от России, в руководстве страны понимают главное: если ко дну пойдет бизнес, то и бюджет останется пустым. Правительство не боится пустить на поддержку бизнеса деньги налогоплательщиков, понимая, что эти деньги вольются в реальную экономику, поддержат совокупный спрос — и, что принципиально важно, обязательно вернутся обратно.


АВТОР Виктория Шамликашвили сопредседатель комитета по туризму Американской торговой палаты в Санкт-Петербурге