Ни свинины, ни картофеля: кажется, осенью литовцы останутся без цеппелинов
На модерации
Отложенный
Литовские фермеры надеются, что вместо заробитчан на поля выйдут безработные и вернувшиеся домой эмигранты. Однако Минсельхоз все равно бьет тревогу – всю страну накормить не получится.
МИД и МВД Литвы запретили въезд тем полякам, которые в приграничье владеют сельскохозяйственными угодьями и фермами. Рассчитывать на быстрое возвращение в литовские села украинских заробитчан тоже не приходится. Земледельцы утверждают: только овощеводству необходимы минимум две тысячи рабочих рук. В них так же нуждаются хозяева фруктовых садов, клубничных полей, лесных черничников. Владельцы теплиц тоже бьют тревогу: уже в начале мая нужно убирать выращенные салаты и огородную зелень, но откуда набрать добросовестных поденщиков?
Руки коротки
По статистике, в 2019 году работавший на земле специалист, например, агроном, ветеринар или тракторист-комбайнер получал на руки от 600 до 1 тысячи евро в месяц. Столько же платили чернорабочим на уборке капусты. Это исключительно ручной труд, техники для его механизации просто не существует. За выполнение других неквалифицированных работ законы позволяют платить поденщикам брутто 555 евро – это как раз "минималка".
Рабочих нынешней весной селу не хватает катастрофически. Теплится надежда, что освободившиеся из-за эпидемии коронавируса рабочие места заполнят безработные, уставшие от противостояния пандемии жители городов и вернувшиеся в Литву эмигранты.
Верить в лучшее литовцев заставляет пример Франции. Там 200 000 человек уже изъявили желание трудиться в деревнях в качестве сезонных рабочих.
Зофия Циронкене, руководитель Национальной ассоциации производителей овощей, считает, что такая помощь со стороны горожан свела бы на нет "узкие" места в литовском сельском хозяйстве. Но Литва – далеко не Франция, и вопрос в том, согласятся ли обитатели городов на сезон возвратиться в деревни?
В противном случае, сокрушается Циронкене, фермерам придется прочесывать в поисках рабочих рук округу в радиусе 40 километров, заманивать людей повышенными заработками, организацией питания за счет собственных доходов. Забота о доставке на поля и отправке домой тоже ляжет на плечи землевладельцев, что в итоге сократит их прибыли.
Протест фермеров в Вильнюсе
Самодеятельный голодомор
Осенью 2020 года страна испытает нехватку свинины, картофеля, огурцов, моркови, капусты, свеклы, лука. К слову, литовские яблоки закончились в марте, морковь к началу мая уже практически исчезнет с прилавков. Лук такой, что грешно на него тратить деньги. Торговцы надеются на пополнение складов за счет поставок из других стран Европейского союза, но не берутся прогнозировать, подскочат цены или сохранятся на уровне нынешних.
Как это ни странно, на финише первой четверти XXI века такое земледельческое государство, как Литва, балансирует на стадии сельскохозяйственного коллапса.
Продовольственная независимость настолько мала, что профильный министр Андрюс Паленис обратился к постоянному члену Европейской комиссии Янушу Войцеховски с просьбой ни при каких условиях не рвать цепочек поставок продуктов из стран ЕС в Литву.
Как часто бывает в таких случаях, гладко только на бумаге. 25 апреля Служба охраны государственной границы (СОГГ) сообщила, что польская сторона тормозит пересечение кордона литовскими большегрузными автомобилями. В час границу пересекает одна-две фуры при стандартной пропускной способности 8–10 автомашин.
Очереди накапливаются. По словам пресс-атташе СОГГ Рокаса Пукинскаса, литовская сторона не имеет права оценивать работу польских пограничников, и надо верить, что ситуация быстро наладится и желательно надолго.
Свинью подложили
Отдельный разговор о литовской свинине. Мы уже писали, что "в 1938 году в Литве выращивали 1 249 470 свиней. В последнее десятилетие ХХ века количество свиней было сопоставимо. Сегодня Литва ввозит до 60% потребляемой свинины. Импорт постоянно растет. Мясо везут из Польши, Германии. Самостоятельно Литва не в состоянии обеспечить себя мясом.
Цены на свинину идут в гору, на 30% в год. Вырастут еще сильнее из-за коронавируса и закрытых границ. Свинина будет дорожать – и не вините в этом фермеров". Этот печальный для жителей страны прогноз сделал экс-министр сельского хозяйства (2008–2012) Казис Старкявичюс.
С ним работающие на земле полностью согласны. Например, директор Национальной ассоциации свиноводов Альгис Баравикас тоже считает, что в Литве по собственной глупости загубили прибыльную отрасль: сознательно под надуманными предлогами закрыли свинофермы, придумали ограничения. Баравикас, как руководитель ассоциации, бьет во все колокола:
"Со времен СССР не построена ни одна свиноферма. В данный момент в стране масса мелких хозяйств, которые физически не способны конкурировать на рынке свежего, охлажденного или мороженого мяса. Иностранцы скупают животноводчество на корню. Национальное свиноводство, как стратегическая отрасль, исчезает".
По словам профессионала, в коридорах Минсельхоза идут бесконечные дискуссии, которые бесплодны, поскольку не создают условий для возвращения фермеров в это земледельческое направление. А в условиях повышенных рисков никто не торопится инвестировать в такой бизнес, хотя пример Дании наглядно демонстрирует, насколько он рентабелен.
Дайнюс Дундулис, эксперт в области продуктов питания, тоже не очень понимает, почему умирает литовское животноводство и свиноводство в частности. Закупочные цены привлекательны, равны 0,9 евро за килограмм живого веса. А свинину на прилавки проходится ввозить из Германии. По всей Польше построены склады, на которых концентрируется мясо, купленное у окрестных фермеров. Затем оно мелким или крупным оптом продается только на выгодных для поляков условиях. И, разумеется, такие правила игры стимулируют земледельцев увеличивать поголовье свиней.
Сын крестьянина Кашкявичуса кормит свиней на семейной ферме. Литва, 1989.
Даже копировать разучились
Эксперты считают, что на рынке производства собственных продуктов нет смысла изобретать велосипед. Саулюс Данюлис, президент Ассоциации экологичных сельхозпредприятий, считает, что "всего-то нужно скопировать литовскую довоенную модель, включая модель экспорта. И дело наладится".
После карантина весь Европейский союз будет испытывать дефицит качественных продуктов питания. Следовательно, пришло время менять в сторону облегчения условия производство овощей, свинины, говядины и мяса птицы. Сегодня придумали для фермеров столько бюрократических крючочков, в том числе ветеринарных, что без кардинальных перемен грозит разорение даже тем немногим хозяйствам, что прочно стоят на ногах. И если такая беда случится, для очень многих рядовых жителей Литвы наступят голодные дни.
Комментарии
@PoltevskyK
·
18 ч
Судьбоносное выступление Путина. Он сказал, что надо, чтобы всё - максимально и с полным напряжением, согласованно и повсеместно, чётко и результативно! И, конечно, главное, то чего ждали все: он объявил праздник скорой помощи! С радостным днём вас скорой помощи, товарищи!
являет собой созерцание Цап Царапыча, и выслушивание его оскорбительных для разума, и возмутительных для эмоций, разглагольствований,
так как это приводит к неодолимым мыслям о неизбежности распространения оголтелого, разнузданного фашизма, по всему Земному шару и далее,
с последующим концом света.
Если взглянуть в историю, то когда в СССР был голод ( 1922-23 и 1932-33 г.), в Литве был всплеск экономического роста.
Так что если в Литве будет туго с продуктами, будем знать, что в России люди уже вымерли...