Вина, Справедливость и Благодарность по-русски и по-западному, сегодня и в перспективе

На модерации Отложенный Вина, Справедливость и Благодарность по-русски и по-западному, сегодня и в перспективе

Непра­виль­ная оценка мо­ти­вов оп­по­нен­та ведет к непра­виль­ным вы­во­дам, а непра­виль­ный выводы - к непра­виль­ным дей­стви­ям. Мы уже раз­би­ра­ли в этом блоге прин­ци­пи­аль­ное от­ли­чие  таких по­ня­тий, как "вина" и "спра­вед­ли­вость" у рус­ских с одной сто­ро­ны и "всего ци­ви­ли­зо­ван­но­го че­ло­ве­че­ства" - с другой. Се­год­ня, после эпопеи с па­мят­ни­ком мар­ша­лу Коневу стоит рас­ши­рить тему и рас­смот­реть эту же про­бле­му с точки зрения таких по­ня­тий, как "бла­го­дар­ность".

Оце­ноч­ная шкала "Что такое хорошо и что такое плохо?" за­ло­же­ны в нашем куль­тур­ном коде, ухо­дя­щим кор­ня­ми в ре­ли­ги­оз­ные догмы наших пред­ков. Причем  этот куль­тур­ный код де­мон­стри­ру­ет чудеса жи­ву­че­сти даже в со­вре­мен­ное, на­сквозь праг­ма­тич­ное и ци­нич­ное время. Со­вре­мен­ные по­ко­ле­ния - ни разу не ре­ли­ги­оз­ные и совсем не ро­ман­тич­ные. Ре­ли­ги­оз­ность ушла, а куль­тур­ный код остал­ся. Остал­ся и влияет на наше вос­при­я­тие дей­стви­тель­но­сти и наши по­ступ­ки.

Слово спра­вед­ли­вость в тра­ди­ци­он­ном рус­ском мен­та­ли­те­те не за­ви­сит от фор­маль­ных при­зна­ков и яв­ля­ет­ся са­мо­сто­я­тель­ной цен­но­стью, также как и грех в пра­во­сла­вии оста­ёт­ся грехом, неза­ви­си­мо от того, что там о нем думают окру­жа­ю­щие и сам автор по­ступ­ка. Воз­мож­ность по­ка­ять­ся, по­ви­нить­ся и за­мо­лить грех никак не влияет на саму оценку. 

"Наши за­пад­ные парт­нё­ры" су­ще­ству­ют в со­вер­шен­но другой па­ра­диг­ме, где даже само слово "спра­вед­ли­вость" не имеет пря­мо­го пе­ре­во­да и обо­зна­ча­ет­ся как justice (пра­во­су­дие)  fairness (чест­ность) или equity (ка­пи­тал). То есть спра­вед­ли­вость для них - это некий пуб­лич­ный юри­ди­че­ский акт и от того, как он вы­гля­дит и что про­воз­гла­ша­ет - за­ви­сит субъ­ек­тив­ное от­но­ше­ние  тех, кого он ка­са­ет­ся.

Наш мен­та­ли­тет ни­ко­гда не свя­зы­вал вину и спра­вед­ли­вость с каким-либо юри­ди­че­ским актом. Мы точно знаем, что можно быть без вины ви­но­ва­тым, а спра­вед­ли­вость совсем не обя­за­тель­но об­ле­ка­ет­ся в юри­ди­че­скую форму. На­о­бо­рот - очень часто оно юри­ди­че­ским ре­ше­ни­ям жёстко про­ти­во­по­став­ля­ет­ся.

Отсюда вы­те­ка­ет край­няя по­до­зри­тель­ность к бо­гат­ству, осо­бен­но если это бо­гат­ство неожи­дан­ное. Шансов снис­кать ува­же­ние уме­ни­ем кол­лек­ци­о­ни­ро­вать де­неж­ные знаки среди пра­во­слав­ных крайне мало. Ор­то­док­саль­ное вос­при­я­тие хри­сти­ан­ства, где любое бо­гат­ство - "не айс" ("быст­рее вер­блюд прой­дёт в иголь­ное ушко...")

По­это­му у нас вор оста­ёт­ся вором, даже если не пойман, а по­сло­ви­ца "не пойман - не вор" го­во­рит ис­клю­чи­тель­но о несо­вер­шен­стве пра­во­охра­ни­тель­ной прак­ти­ки. Совсем другое дело у "наших за­пад­ных парт­нё­ров", осо­бен­но у тех, где ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ло такое те­че­ние про­те­стан­тиз­ма, как каль­ви­низм.

Бо­гат­ство, трак­то­вав­ше­е­ся, про­фес­си­о­наль­ный рост и другие из­ме­ре­ния успеш­но­сти в земных делах, со­глас­но учению Каль­ви­на, кос­вен­но сви­де­тель­ству­ют об из­бран­но­сти Богом.  Украл-убил-огра­бил и не пой­ма­ли? Значит Богу так угодно... Пой­ма­ли - на­ка­за­ли? Значит точно сделал что-то не то - небеса тебя на­ка­за­ли - пора ка­ять­ся...

Из Женевы (родины Каль­ви­низ­ма) это ве­ро­уче­ние, крайне удоб­ное для пер­вич­но­го на­коп­ле­ния ка­пи­та­ла,  рас­про­стра­ни­лось в Англию (Пу­ри­тане), Шот­лан­дию, Ни­дер­лан­ды, неко­то­рые об­ла­сти Гер­ма­нии, Фран­цию, Вен­грию, Польшу, но наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ло в США, что пред­опре­де­ли­ло куль­тур­ную мат­ри­цу боль­шей части со­вре­мен­ной аме­ри­кан­ской элиты.

По­ни­мая этот куль­тур­ный код, ста­но­вит­ся сразу по­нят­ным, почему, на­при­мер, немцы (и другие ев­ро­пей­цы) не ис­пы­ты­ва­ли ни­ка­ко­го чув­ства вины за свои звер­ства во время Второй ми­ро­вой вплоть до 1944-1945 годов, но зато ак­тив­но начали ка­ять­ся, как только их ре­аль­но при­пёр­ли к стенке. 

Мудрые евреи, пре­крас­но по­ни­мая, с кем имеют дело, опе­ра­тив­но за­кре­пи­ли вину за Хо­ло­кост со­от­вет­ству­ю­щи­ми юри­ди­че­ским актами, сде­ла­ли её частью си­сте­мы об­ра­зо­ва­ния, по­лир­ну­ли обя­за­тель­ны­ми вы­пла­та­ми жерт­вам и об­ра­ти­те вни­ма­ние, как всё строй­но и дол­го­вре­мен­но по­лу­чи­лось - платят и каются, каются и платят. И будут ка­ять­ся столь­ко, сколь­ко будет су­ще­ство­вать со­от­вет­ству­ю­щая за­ко­но­да­тель­ная норма. Ибо Justice - спра­вед­ли­вость

А рус­ские, в полном со­от­вет­ствии со своим куль­тур­но-ис­то­ри­че­ским кодом, ру­ко­вод­ству­ясь на­род­ны­ми "по­вин­ную голову меч не сечёт" и "кто старое по­мя­нет - тому глаз вон", от­ка­за­лись от всего вы­ше­ска­зан­но­го, вклю­чая воз­ме­ще­ние ги­гант­ско­го ущерба. По­вер­жен­ные "ци­ви­ли­за­то­ры" под­ня­лись с колен, отрях­ну­ли брюки, пожали пле­ча­ми: "ну не хотите, как хотите" и сейчас чув­ству­ют себя аб­со­лют­но сво­бод­ны­ми от любого чув­ства вины перед "этими рус­ски­ми вар­ва­ра­ми". 

На­о­бо­рот, вче­раш­ние про­иг­рав­шие на­ци­сты ло­ма­ну­лись на­пе­ре­гон­ки сами предъ­яв­лять пре­тен­зии ко вче­раш­ним по­бе­ди­те­лям.

И не просто предъ­яв­лять, а ста­ра­тель­но за­креп­лять их юри­ди­че­ски, что ав­то­ма­ти­че­ски делает их по­тер­пев­ши­ми, а не ви­нов­ны­ми. 100500 мил­ли­о­нов из­на­си­ло­ван­ных немок, "вар­вар­ские методы ве­де­ния войны" со­вет­ски­ми вой­ска­ми, "ок­ку­па­ции"  и "ге­но­ци­ды", да и "Ка­тын­ское дело", пра­виль­но юри­ди­че­ски оформ­лен­ные, вполне ор­га­нич­но и "спра­вед­ли­во" (по меркам "ци­ви­ли­зо­ван­но­го со­об­ще­ства") пре­вра­ти­ли рус­ских из сто­ро­ны, по­стра­дав­шей от агрес­сии, в без­услов­ных агрес­со­ров. 

И эта "рус­ская вина" будет до­ми­ни­ро­вать в за­пад­ных го­ло­вах ровно столь­ко, сколь­ко она будет пред­став­ле­на в со­от­вет­ству­ю­щих юри­ди­че­ских до­ку­мен­тах, за­клю­че­ни­ях и вы­во­дах упол­но­мо­чен­ных ор­га­нов. Иски, предъ­яв­ля­е­мые на ос­но­ва­нии этих вы­во­дов, будут счи­тать­ся аб­со­лют­но спра­вед­ли­вы­ми. Ибо спра­вед­ли­вость = justice  и на­о­бо­рот.

Точно также и MH17, и не к ночи упо­мя­ну­тые Скри­па­ли - всё это "до­ка­зан­ные сви­де­тель­ства рус­ской агрес­сии" не потому, что там ре­аль­но что-то до­ка­за­но, а потому что име­ет­ся со­от­вет­сву­ю­щий юри­ди­че­ский акт, где чёрным по бумаге на­ри­со­ва­но "ви­но­вен".

О втором конце этой палке я по­го­во­рю в самом конце, а пока поз­во­лю себе рас­шиф­ро­вать за­пад­но-каль­ви­нист­ское по­ня­тие бла­го­дар­но­сти, ко­то­рое опять же в корне от­ли­ча­ет­ся от рус­ско­го ана­ло­га, ибо опять же ба­зи­ру­ет­ся ис­клю­чи­тель­но на пра­виль­но со­став­лен­ных юри­ди­че­ских до­ку­мен­тах. А если таких до­ку­мен­тов нет, то её - бла­го­дар­но­сти и быть не может. 

По­это­му любые ап­пе­ля­ции рус­ских к са­мо­по­жерт­во­ва­нию со­вет­ских солдат, от­ка­зав­ших­ся от тя­жё­лой ар­тил­ле­рии при штурме ев­ро­пей­ских го­ро­дов, де­мон­стра­ция до­ку­мен­тов с ты­ся­ча­ми тонн про­до­воль­ствия, от­сы­ла­е­мо­го из по­сле­во­ен­ной го­ло­да­ю­щей России ев­ро­пей­ско­му на­се­ле­нию, вы­зы­ва­ют у "всего ци­ви­ли­зо­ван­но­го со­об­ще­ства" недо­уме­ние и по­жа­тие пле­ча­ми: "Ну и что? От­сы­ла­ли и ладно! От­сы­ла­ли - значит должны были от­сы­лать! Где-то на­пи­са­но, что мы за это должны быть бла­го­дар­ны? Нет? Сво­бо­ден!..."

Другое дело - аме­ри­кан­цы! Они чётко про­пи­са­ли в самых раз­лич­ных до­ку­мен­тах вклю­чая школь­ные учеб­ни­ки, кому, почему и как долго Европа должна быть бла­го­дар­на за свое осво­бож­де­ние от на­циз­ма, и как эта бла­го­дар­ность должна вы­гля­деть в аб­со­лют­ном де­неж­ном и по­ли­ти­че­ском вы­ра­же­нии. И Европа бла­го­дар­на, ибо это justice..

.

Немно­го оп­ти­миз­ма вам в ленту:

Мои чи­та­те­ли и ком­мен­та­то­ры очень часто воз­му­ща­ют­ся: "Ты хочешь, чтобы мы стали такие, как они?" От­ве­чаю - нет, не хочу. И усу­губ­ляю -да это и не надо. "Наши за­пад­ные парт­не­ры" уже вы­ко­па­ли себе офи­ги­тель­ную яму, думая, что они копают её для России. И эта яма на­зы­ва­ет­ся "новая рос­сий­ская элита". "Парт­нё­ры" так долго и так страст­но хотели, чтобы в России были "такие же, как они" что их мечта сбы­лась. И се­год­ня очень боль­шое ко­ли­че­ство людей, вли­я­ю­щих на при­ня­тие го­су­дар­ствен­ных ре­ше­ний РФ  (а  также их детей) думают и го­во­рят  по-за­пад­но­му и ещё больше ин­фи­ци­ро­ва­ны за­пад­ной цен­ност­ной си­сте­мой.

И вот именно в этой нема­лень­кой и вли­я­тель­ной группе таится то, что можно на­звать - вторым концом ве­стер­ни­за­ции России. При­ви­вая соб­ствен­ную мораль, за­пад­ни­ки делали это, чтобы  при "дранг нах Остен", там были их агенты вли­я­ния, ко­то­рые будут про­гно­зи­ру­е­мы и по­слуш­ны. При этом они со­вер­шен­но забыли, что ве­стер­ни­за­ция не при­ви­ва­ет­ся ча­стя­ми и по­слуш­ны нео­фи­ты будут ровно до тех пор, когда это по­слу­ша­ние будет при­но­сить ре­аль­ные ди­ви­ден­ды, причём такие, ко­то­рые другим спо­со­бом по­лу­чить невоз­мож­но.

А вот се­год­ня у нео­фи­тов неожи­дан­но (для Запада) по­явил­ся выбор:

1. Отдать на раз­граб­ле­ние мет­ро­по­лии соб­ствен­ную страну, до­воль­ству­ясь малой то­ли­кой раз­граб­лен­но­го, ко­то­рую поз­во­лит при­сво­ить Ге­ге­мон

2. Самому раз­гра­бить мет­ро­по­лию, забрав себя и то, что лежит дома, и то, что по­лу­чит­ся отжать в самой мет­ро­по­лии. 

И вот глядя на стре­ми­тель­ное из­ме­не­ние гео­по­ли­ти­че­ско­го рас­кла­да, не по­ки­да­ет меня смут­ные ощу­ще­ния, что ва­ри­ант №2 для ве­стер­ни­зи­ро­ван­ной элиты РФ ста­но­вит­ся всё более пред­по­чти­тель­нее, проще и до­ход­нее. И вот когда эта идея овла­де­ет "эли­тар­ны­ми мас­са­ми", они сами при­ду­ма­ют и офор­мят ту самую justice, в со­от­вет­ствии с ко­то­рой грабёж Запада будет делом не только воз­мож­ным, но и вы­со­ко­нрав­ствен­ным, мо­раль­ным и даже бо­го­угод­ным.

Ну а нам ста­но­вит­ся "такими, как они" не надо. Хло­пот­но это и неин­те­рес­но. У нас другая задача - рас­тить новую элиту, ко­то­рая будет сво­бод­на от по­ро­ков и тех, и этих. Кому то ведь надо будет стро­ить, а не только от­ни­мать и делить, не так ли?