Когда начнут грабить продуктовые магазины?
На модерации
Отложенный
Власти делают все возможное, чтобы нынешний кризис перерос в народную революцию
Такой вопрос сегодня задал бы Владимир Ильич Ленин, пишет колумнист издания «Newspull» Платон Сергеев. 22 апреля 2020 года мир отпраздновал юбилей вождя мирового пролетариата: 150 лет со дня рождения. Пандемия коронавируса, самоизоляция, коллапс промышленности, надвигающиеся на россиян безденежье сегодня заставляют даже самых закоренелых либералов вспомнить о трудах основателя СССР.
Надо напомнить, что в 1917 году Владимир Ильич весьма точно оценил похожую ситуацию в стране: сбоями в логистике продовольственных поставок, общим раздражением народа от затяжной войны и неустроенности, саботажем в армии власть буквально «открыла двери» революции. Пока царские чиновники гордились победами над печенегами (легендарные «буденовки», в форме древнерусского шлема были спроектированы художником Василием Васнецовым специально к грядущему параду русских императорских войск в Берлине), народ уже начинал исподволь грабить продуктовые лавки и винные погреба. Результат такого поведения царских властей всем известен.
Конечно, нельзя ставить знак равенства между тремя годами войны и тремя неделями карантина. Но ведь тот мир начала ХХ века был основан на прочном капитале — золоте и земле, а не на эфемерных электронных счетах. То есть, был значительно более устойчив к потрясениям и затяжным кризисам.
А вот современность подкачала. Критической, переломной в финансовом и психологическом плане, для большинства людей по всему земному шару, оказалась четвертая неделя жесткой изоляции. В Кейптауне (ЮАР) из-за перебоев в поставках гуманитарной помощи начались бунты: там строят баррикады и разоряют супермаркеты. Вчера в пяти штатах США прошли митинги за отмену карантина и режима самоизоляции, удушающего экономику страны.
События во Владикавказе показали, что терпение у народа истощилось. Виртуальные акции прошли в российских городах-миллионниках — Красноярске, Нижнем Новгороде, Самаре и Петербурге. Горожане требовали введения режима ЧС и прямых денежных выплат от государства, либо разрешения выйти на работу. Уголь в печь народного недовольства подкидывают мигранты. Многомиллионная армия гастарбайтеров осталось запертой в России не у дел, без надежды на пособия, без шансов эвакуации на родину. Наиболее азартные экс-строители, повара и дворники, уже начали охоту на таксистов, женщин, пожилых людей с продуктовыми авоськами.
Резонансный случай: в Москве пятеро уроженцев ближнего зарубежья зверски (видео есть в Интернете) избили у подъезда отца с сыном, отобрав у них две тысячи рублей. Мигрантам нужно было оплатить койки в общагах и «деньжат на покушать». Таких нападений последние дни десятки в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре. Граждане в соцсетях все чаще делятся мыслями о необходимости срочной покупки (легально, или нелегально — без разницы) средств самозащиты.
Вероятно, президент и правительство РФ, определяя сроки жесткого карантина в стране, как раз учитывали, что контролировать народ без пряников, одним кнутом и страхом перед заражением, можно максимум четыре недели. В нашей ситуации у властей имеется еще временной бонус — десять дней майских праздников, которые так любят прихватывать отпускники. То есть, общественный пар под крышкой, по расчетам, так-сяк удастся сдерживать до 12 мая. Но не факт, учитывая, что к тому времени пойдет в разнос оголодавший криминал.
Хуже, если в Москве, Санкт-Петербурге и России в целом, будет вынужденно разыгран иной сценарий — строгий режим самоизоляции до 1 июня.
В сельских районах, где карантин и без того условный, люди переживут еще месяц на подсобном хозяйстве. Однако, большинство горожан не «допрыгнут» до поднятой планки, без прямой помощи от государства. В диком положении оказались самозанятые (экспериментально выведенные субьекты) граждане, которые не могут даже рассчитывать на пособие по безработице.
Для справки:
В Соединенных Штатах совершеннолетние американцы с доходами менее 75 тысяч долларов в год получили по 1200 тысячи долларов дотаций, плюс 500 долларов на ребенка. Безработным положено по 600 долларов в неделю, ближайшие четыре месяца. В странах ЕС на счета граждан автоматически пришли суммы от 600 до 5 тысяч евро. Кроме того, правительства европейских государств взяли на себя начисление зарплат работникам «замороженных» компаний.
Экономисты и общественные деятели указывают, что без прямых единовременных дотаций в России также не обойтись, ибо край близок. Профессор Чикагского университета Константин Сонин полагает, что даже небольшое пособие каждому россиянину, например — по 10 тысяч рублей весной, а затем по столько же летом и осенью, поможет стране увернуться от социального катаклизма. Ради прямых выплат предлагается вскрыть Фонд национального благосостояния. Ведь сам министр финансов Антон Силуанов уверял, что там хранится более 12 трлн рублей.
Но что же правительство Российской Федерации? Как и следовало ожидать, чиновники заняли круговую оборону и стоят насмерть, будто защитники осажденной половцами крепости. Другие страны тратят на поддержку населения в кризис от 10 до 20 процентов годового ВВП, но позиция наших финансистов: ни алтына самоизолированным дармоедам.
На деле, чтобы не тревожить призрак революции, власть должна перестать лепить отмазки насчет «иных средств поддержки населения». Они звучат глуповато, воде как — «Я художник, я так вижу!». Видимо пришла пора собрать мужество в кулак и сказать с телеэкрана следующее:
Первый вариант: «Деньги в ФНБ есть, но мы не дадим, просто потому, что мы жадные».
Что ж, определенность лучше, чем неопределенность. Люди, по крайней мере, мобилизуются для выживания в экстремальной ситуации, хотя политических эксцессов не избежать.
Второй вариант: «Денег в ФНБ нет, потому что их украли», или — «их никогда не было», или — «они вложены в долговые обязательства США», что, в принципе, одно и то же.
Богобоязненный российский после такого признания даже пожалеет государевых людей — владельцев суперджетов, как жалеет всех скорбных умом. Политических эксцессов будет меньше, а личная мобилизация граждан пойдет активнее.
Третий вариант — все-таки распечатать кубышку, ибо «черный день» настал. Четвертая, ключевая неделя самоизоляции подходит к концу. Грабежи и насилия со стороны бездомных и голодных мигрантов уже не отменить (но это вопрос криминальной полиции), зато получится избежать митингов коренных россиян и организованных погромов магазинов.
Жаль, есть предчувствие, что ни один из названных вариантов не запустят «в работу», чисто из трусости, скаредности, политического бессилия и надежды на авось. Вот тогда надо ждать мародеров на улицах, вперемежку с сумасшедшими. Май в России, для лавочников и продуктовых ритейлеров, скорее всего, будет реально — «со слезами на глазах».
Комментарии