Je suis Ёлкин?

На модерации Отложенный

Из той, старой редакции Charlie Hebdo, которой больше нет и не будет, мне посчастливилось знать карикатуриста Жоржа Волински. В Париже мы с ним виделись за несколько недель до теракта, я тогда успела сделать с ним последнее фото.
Во Франции сатирический журнал знали все, а после страшной трагедии узнал мир. Карикатуристы — люди особенные. Жорж был особенным. Он видел и чувствовал по-другому, но без придыханий, там, где не следует. У Charlie Hebdo все равны: президенты, имамы, раввины, папа римский, пророки. Они всегда плевали на титры и титулы.

Во Франции у каждого есть и должно быть право на богохульство, критику президента, ироничную насмешку над властью и бизнесом. Так растет и развивается здоровое общество в здоровой стране. Эмманюэль Макрон не так давно говорил об этом с журналистами.

А теперь о том, что происходит в больных или неразвитых странах либо в странах с авторитарными режимами.

Я руковожу проектом «Открытый мир» (проект «МБХ медиа»). У нас маленькая, но сильная команда, и я часто приглашаю близких по духу коллег к сотрудничеству.
Так случилось и с карикатуристом Сергеем Ёлкиным. У него, как и у Charlie Hebdo, есть право свободно рисовать карикатуры. А у нас есть право эти карикатуры продвигать и показывать.

Ёлкин нарисовал для нас карикатуру на Путина. Вы все читали новости о гуманитарных поставках в США, которые, как говорил Кремль, были бесплатными, пока Белый дом не сообщил, что американцы за них заплатили.
Вчера вечером коллега прислала новость с сайта «МБХ медиа». Лабинский районный суд Краснодарского края оштрафовал на 30 000 рублей местного жителя Илью Юркова по статье о «неуважении к власти» (ч.

3 ст. 20.1 КоАП) из-за карикатуры Сергея Ёлкина, на которой изображен Владимир Путин, отбирающий аппарат ИВЛ у больного.
То есть о штрафе за наш контент, к сожалению, я узнала уже из вышедшего материала коллег.

В постановлении суда сказано, что Илья Юрков 1 апреля опубликовал на своей странице в Instagram карикатуру с хештегами #Путинвор, #Путинболтун, #ЕдинаяРоссиясдохла, #коронавирус и таким образом «разместил сведения, порочащие честь и достоинство президента РФ Путина В. В». Юрков виновным себя не признал. Он считает, что карикатура не оскорбляет органы государственной власти. Но суд счел иначе.

Я не знаю, каким должен быть президент и каким должно быть его достоинство, если их может опорочить пост в инстаграме и карикатура художника. Ну серьезно?!
Мы работаем с новостями. Ёлкин, как и мой любимый Волински когда-то, работает с карандашом. Это их средства самовыражения. А дальше дело вкуса. Кому-то может понравиться, кому-то нет. Как вышло, что Путин стал «нашим сакральным всем», над чем нельзя пошутить? Как у нас появились новые лимиты для свободы и творчества и Северная Корея нам ближе, чем никогда?

«Открытому миру», конечно, еще далеко до Charlie Hebdo, но инцидент со штрафом человеку за то, что он запостил наш контент в своем аккаунте в соцсети, — это позор.
Как Макрон отреагировал бы на подобные новости о карикатуре и карикатуристах? Знаю, как отреагировали бы члены редакции Charlie Hebdo, которой больше нет и не будет, и как отреагировал бы Жорж Волински. Но об этом, видимо, лучше уже не писать, чтобы — не дай бог! — не оскорбить «наше сакральное всё» еще сильнее.