Чернобыльская «Воронья слободка» не могла не сгореть
На модерации
Отложенный
Помнится, в 2019 году украинские «патриоты» радостно вопили по поводу пожаров в сибирской тайге, на этом фоне поносили организацию лесного пожаротушения в РФ и российскую власть, желали, чтобы вся Россия выгорела. Не самые масштабные были пожары за всю историю этого бедствия, нужно сказать. Но ведь на то они и «патриоты Украины», чтобы им, как героям того анекдота, самое большое счастье ― когда у соседа корова околела. В апреле этого года подобная же беда пришла и на Украину: массовые возгорания лесов произошли на севере страны. И почему-то никто из них даже не мявкнул по поводу того, что организация борьбы с пожарами организована из рук вон плохо.
Дымилась роща под горою
Весенняя пора, когда сошёл снег, подсохла земля, но ещё не вылезла из неё свежая трава и не распустились листья на деревьях, традиционно опасна для возникновения лесных пожаров. Достаточно бывает непотушенного костерка, стеклянной бутылки, «сработавшей» как линза на пути солнечных лучей, детского баловства с огнём, чтобы вспыхнула сухая трава, скопившаяся с прошлого года хвоя или торф на болоте. И тогда уже беды не оберёшься.
Первые серьёзные возгорания в пяти северных украинских областях были отмечены в первых числах апреля. А в середине месяца из-за бездействия пожарных их уже было зафиксировано около 1200. Причём горело настолько сильно, что Киев на несколько дней превратился в «чёрную точку планеты», более чем вдвое превысив ближайшего конкурента в «борьбе» за это «звание» по уровню загрязнения воздуха вредными частицами. Вдобавок пикантность ситуации ещё и в том, что, по словам представителей ВОЗ, высокий уровень загрязнений провоцирует летальный исход у заражённых коронавирусом, основная масса коих сконцентрирована именно в украинской столице.
Итогом этого соплежуйства стало то, что к 18 апреля только в Чернобыльской зоне полностью сгорело 12 сёл и частично четыре, была уничтожена огнём территория военного городка Чернобыль-2. Всего же с начала года до начала апрельских возгораний на Украине из-за пожаров погибло 18 тысяч гектаров леса. А в апреле полыхало уже 50 тыс. га. Из них 12 700 га ― вблизи Чернобыльской АЭС.
А когда опасность пошла на спад, раздуплились «европейские партнёры». Да-да. Именно когда основные очаги возгорания были локализованы, когда острота ситуации сошла на нет, а украинский посол в Брюсселе достучался до еврокомиссара по вопросам кризисного менеджмента Янеза Ленарчича, 21 апреля они соизволили заверить посла, что готовы помочь. К слову, Россия, «страна-агрессор» в украинской терминологии, сделала подобное предложение о помощи (и без какого-либо обращения украинского посла, которого в Москве нет уже несколько лет) ещё в самый пик лесных пожаров на севере Украины, 17 апреля, и предлагала нэньке свою помощь. Безответно, разумеется, предлагала.
Заинтересованность России (и, к слову, Белоруссии тоже) в том, чтобы поскорее потушить Чернобыльскую зону, объясняется тем, что вместе с дымом, гарью и копотью пожары подняли в воздух радиоактивные вещества, выпавшие в 1986 году. И хотя основная часть радиации, поднятой нынешними пожарами, выпала в северо-восточной части Украины (Киев просто чудом снова не попал под эти осадки), существовала вероятность того, что она долетит и до России, и до Белоруссии. Тем более что апокалиптические клубы дыма из окрестностей Чернобыля наблюдались с белорусской границы невооружённым глазом.
Вшивый про баню
Как реагировали на пожары украинские власти? Да очень предсказуемо: рекомендовали горожанам не выходить из дома и держать окна закрытыми. Первое крупное возгорание вблизи Чернобыля, произошедшее 3 апреля, даже попытались скрыть, «чтобы не тревожить людей». И лишь когда из Житомирской области и из Зоны отчуждения Чернобыльской АЭС поступили тревожные сигналы об уничтоженных огнём сёлах и пламени, приблизившемся к «саркофагу» аварийного реактора на полтора километра, началось хоть какое-то шевеление. На тушение пожаров были отправлены пожарные части (киевских пожарных, например, отправили только после того, как они торжественно отпраздновали День пожарной охраны), Нацгвардия, тяжёлая военная техника.
Усилия почти полутора тысяч человек, отправленных на тушение горящих лесов, а также прошедшие дожди немного снизили остроту ситуации. Но сразу же после этого, в канун Пасхи, Киев и его окрестности накрыло ураганным ветром с пылью, суховеем, который не только снова поднял в воздух массу вредных осадков, но и раздул огонь лесных пожаров, казалось бы, погасших. Дело в том, что дожди сбили основную часть пламени, но не смогли полностью погасить тлеющие пни и торфяные болота. И лишь к 20–21 апреля основные очаги возгорания в Чернобыльской Зоне были локализованы.
Хотя нам со времён Кучмы и доказывают, что Украина не Россия, но одновременно с решением чисто русской проблемы «что делать» (с горящими лесами) в Киеве задались и вторым традиционно-русским вопросом «кто виноват». И при этом выяснились любопытные подробности. Как рассказал глава общественной организации «Украинская природоохранная группа» Алексей Василюк, Украина ― единственная в Европе страна, где целенаправленно жгут прошлогоднюю траву. При этом никаких розысков поджигателей не ведётся: на сигналы о горящей траве, от которой начинает гореть лес, даже полиция не приезжает.
«В первую очередь пожары возникли в результате сильного сухого ветра, который оборвал электропровода», ― поведал народу в соцсетях министр внутренних дел Арсен Аваков, пеняя на чисто украинскую причину всего происходящего: «само нас…лося». Ему вторит руководитель лесной программы российского Greenpeace Алексей Ярошенко, считающий, что всё случилось из-за неблагоприятных погодных условий: «Проблема в том, что там небывалая для этого времени года сушь, из-за малоснежной зимы снега не накопилось, его не было просто. Торфяники и леса встретили весну сухими».
Впрочем, Аваков предложил и второй вариант ответа на извечный русский вопрос: «Нельзя исключать и небрежного отношения к природе. Когда молодые люди странным образом развлекаются и в условиях сухой погоды, когда зимой не было снега, позволяют себе поджигать траву. За последние три дня мы задержали несколько человек, которых поймали на поджогах травы и мусора вдоль леса». А его помощник, всемирно известный экс-глава украинского МЧС Зорян Шкиряк-Катмандуйский, сказал более определённо: «Сейчас всё указывает на то, что это могла быть заранее продуманная кампания с расчётом направления ветра. Цель заказчиков и организаторов понятна: попытка дестабилизации ситуации, нагнетания истерии и усиления панических настроений среди населения в условиях карантина и противодействия распространению коронавируса».
Что за загадочные «диверсанты», на которых намекал этот параноидальный «заслуженный эвакуатор украинских граждан из Непала», куда более определённо объяснил майданный пропагандист Дмитрий Гордон, немедленно объявивший, что если бы он был «русским диверсантом», то он поджёг бы лес в Чернобыле. В общем, как всегда: если не «само нас…лось», то «невестка вс…лась».
Когда сапоги тачать берётся пирожник
На самом же деле проблема не в проводах ЛЭП и не в мифических «русских диверсантах». Кому-то понравится обобщение, сделанное российским политологом Сергеем Марковым: «Ответственность за это лежит на властях страны. В первую очередь, на США, которые осуществляют общее руководство Украиной. Иностранные спецслужбы являются главными. Поскольку режим, сформированный ими на Украине, преступный, то все порядочные люди, в том числе профессионалы, не участвуют в этом. Поэтому произошло катастрофическое снижения уровня профессионализма в стране… Решения принимаются неверные, все системы развалены ― образование, здравоохранение, МЧС». Но, пожалуй, не следует забывать и конкретных виновников ЧП с масштабными лесными пожарами.
Фюрер «Азова» и «Нацкорпуса» Андрей Билецкий винит в 95% лесных пожаров на Украине «чёрных лесорубов». «Схема очень простая ― вырубается лес, этот лес вывозится на лесопилки, а весной поджигаются эти участки, чтобы скрыть вырубку леса. Это огромные делянки… Большинство поджогов ― огромные деньги, за которыми стоит непосредственно государственный аппарат, который на этом зарабатывает. Это ― основная причина пожаров и в Чернобыльской зоне, и почти по всей Украине», ― считает он.
Возможно, слова про «чёрных лесорубов» не так уж и далеки от истины. Тем более постмайданные украинские власти довели население до того, что оно вынуждено отказываться от газового и угольного отопления своих домов в пользу дровяного. И ради этого люди идут с топорами и пилами не только в лес. Массовым явлением по всей Украине стала вырубка защитных лесополос на дрова. Что, собственно, и привело к небывалому суховею в Киеве накануне Пасхи. «Что касается пыльных бурь, то это причина глупости и необразованности руководства Украины, потому что когда были колхозные леса, то сажали деревья, были целые лесопосадки, которые задерживали пыльные бури. Когда колхозы распались, лесопосадки остались ничьими. За 30 лет независимости никто не додумался, что нужно эти посадки кому-то отдать под охрану. В результате местные жители вырубили нах…р лесопосадки. Раньше таких пыльных бурь не было. Опять же, Яценюк ― Гройсман связали руки экологической инспекции. Если раньше она выезжала сразу на нарушение, то сейчас нужно согласовывать свои действия в течение месяца. Вот и все», ― сокрушается эколог Владимир Борейко. Ему вторит климатолог центра экологических инициатив «Экодия» Евгения Засядько: «Раньше такие бури тоже были, но в 1960–1970-х годах из этой ситуации вышли так: посадили лесополосы. А сейчас их рубят, поэтому увеличивается риск пыльных бурь, которые для нас последние 20–30 лет были аномальными».
Экс-глава Госслужбы по чрезвычайным ситуациям Сергей Бочковский считает, что фатальные для спасателей решения были приняты во время премьерства Яценюка, который ввёл мораторий на проверки пожарной безопасности и ликвидировал пожарные инспекции. «За последние годы была полностью разрушена государственная система профилактики пожаров и их ликвидации. Мало того, что ликвидировали стратегические службы, так ещё и отменили десятки нормативных документов, которые создавались годами. Теперь все это нужно создавать фактически с нуля, ― рассказывает он. ― Уже пять лет на проверки [как делаются просеки, минерализованные полосы, пожарные водоёмы. ― А.Г.] действует мораторий, который ввёл Кабмин Яценюка. Считаю, что Яценюк — первый, кто должен нести ответственность за все, что сейчас происходит», ― уверен Бочковский. Ещё одним виновником развала службы по чрезвычайным ситуациям он называет возглавлявшего ведомство «героя катмандуйского сидения» Шкиряка, на каждом углу видящего «диверсантов»: «По Госслужбе за последние годы прошлись таким катком реформы, что от неё мало что осталось. Растеряли главный актив — людей. Генеральские погоны получили мальчики, подбиравшие окурки за Шкиряком, и те, кто видел пожары только на картинках. Многих уникальных специалистов попросту “ушли”».
«Тупо нечем тушить»
Улучшения ситуации просто не предвидится. Как высказался экс-депутат Верховной рады Алексей Журавко: «Конечно, грустно наблюдать за тем, что происходит. Потом будем говорить, резерв пустой, для того чтобы устранять такие чрезвычайные положения. Здесь все признаки развала государства, пришли некомпетентные люди. Что самое главное, у пожарных и так денег не было, а сегодня премьер-министр выступал и рассказывал, как он дополнительные сто миллионов выделил на пожаротушение. Представьте, на всю Украину! Хотя, раньше было 256 миллионов. Эти сто миллионов, можно сказать, размазали по Украине. Опять же, безграмотная хозяйственная деятельность в лице Кабинета министров».
То есть, как бы ни желал Аваков уничтожения без суда и следствия поджигателей по примеру 1920-х гг., сколько бы ни издавал приказов о начале «антидиверсионных операций» в Чернобыльской зоне, ситуацию с готовностью ликвидировать лесные пожары этим не исправить. Почему, очень доступно, хотя и грубовато, разъяснил один из специалистов ГосЧС: «Прежде всего, не нужно было разваливать в последние 5 лет службу по чрезвычайным ситуациям. При Яценюке пафосно арестовывали главу Госслужбы и его зама прямо на Кабмине (кстати, потом обоих отпустили, а дела развалились). Яценюк с коррупцией так боролся ― рейтинг зарабатывал. Потом, кстати, из-за коррупции самого Яценюка и выгнали. Затем он слил ГосЧС в МВД к Авакову. Потом Госслужбу не финансировали как надо. У Олега Ляшко пожарные машины из Прилук покупали втридорога. А они не годились никуда. В результате всех этих “реформ” и структура развалена, и техники нет. Поэтому пожары просто тупо нечем тушить. Плюс работа в Чернобыльской зоне по предупреждению пожаров не велась. Плюс друг Яценюка Иванчук ра…издил Госкомитет лесного хозяйства. Противопожарную работу в лесах не финансировали».
А они всё про «поджигателей-диверсантов» и оборванные ветром провода ЛЭП. Не там «диверсантов» ищете, панове!
Комментарии