«Мы готовы изолироваться на год, на 10 лет, на 100 лет. Но на что жить?»
На модерации
Отложенный
В Северной Осетии люди митингуют против самоизоляции. Мы поговорили с протестующими и властью
В столице Северной Осетии вчера прошел первый в стране митинг против режима самоизоляции. Участники акции требовали немедленного снятия запретов, указывая, что из-за отсутствия работы им нечем кормить семьи. Акция закончилась разгоном митингующих и задержанием 69 человек. О том, почему протест в Северной Осетии поддержали далеко не все, почему протестующие не верят в коронавирус и что будет дальше — в материале Znak.com.
Оперный певец и «гражданин СССР»
Оперный певец и хореограф, заслуженный артист Северной Осетии Вадим Чельдиев 17 апреля был задержан в Санкт-Петербурге. В отношении него возбуждено два уголовных дела. Одно по статье «Публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан» (207.1 УК РФ), второе — по статье «Применение насилия к представителю власти» (318 УК РФ).
Чельдиев причисляет себя к последователям движения «Граждане СССР». Это группа жителей России, которые считают существующую власть и законы нелегитимными, из-за чего отказываются оплачивать, например, услуги ЖКХ и пользоваться паспортами.
За несколько дней до задержания Чельдиев стал призывать в социальных сетях людей на «народный сход» 20 апреля, заявляя, что «никакого коронавируса не существует». Собственно, первое уголовное дело было возбуждено из-за этого. Во время транспортировки Чельдиева в Северную Осетию он, как утверждают силовики, напал на одного из полицейских и нанес ему травмы. Так появилось второе дело. При этом защита активиста утверждает, что нападение было инсценировано — травмы полицейскому нанес его коллега.
На народный сход Чельдиев не попал, но туда пришли его единомышленники.
Сход у здания правительства
20 апреля у Дома правительства собралась толпа. По оценкам представителей администрации главы республики, их было «несколько десятков», по словам митингующих — около трех тысяч.
Собравшиеся требовали не только снять ограничения, но также освободить Чельдиева, отправить в отставку главу региона Вячеслава Битарова и назначить временное правительство во главе с депутатом Собрания представителей Владикавказа Виталием Калоевым. Калоев — член «Единой России». Он имеет большой авторитет в республике и известен тем, что 16 лет назад убил швейцарского авиадиспетчера, которого считал виновным в авиакатастрофе, в которой погибла его семья. Калоев при этом выступил за соблюдение самоизоляции. Он записал видеообращение, в котором сказал: «Те ограничения, которые коснулись нас на сегодняшний день, мы должны соблюдать. Мы должны подумать в первую очередь о наших старших и о наших младших. Что будет с нашими матерями, отцами, старшими братьями и сестрами?
Среди возмущенных граждан на митинге присутствовал первый секретарь комитета Северо-Осетинского республиканского отделения политической партии «Коммунисты России» Спартак Хугаев. По его словам, люди пришли на акцию от безденежья и безысходности. «Не объявляют ни режим ЧС, ни карантин. Просто самоизоляцию. Но как самоизолироваться, если мы оплачиваем кредиты, коммунальные услуги? Мы просто вышли, чтобы сказать: мы готовы изолироваться на год, на 10 лет, на 100 лет. Но на что жить, вы нам объясните?
Ни один крупный сетевой магазин здесь не остановил свою работу, пивзаводы работают, строительные. А простой вулканизаторщик не может свою копейку заработать, — говорит Хугаев. — Путин сказал, банки дадут беспроцентные кредиты. Да елки-палки! Надо просто безвозмездно деньги дать. Вот вы, допустим, бизнесмен. Вам дали деньги. Вы же должны заплатить работникам? Но они в изоляции продукцию не производят, оборота нет. Как потом эти деньги отдавать?»
Другая проблема, по словам Хугаева, кроется в серых зарплатах. По его словам, в республике примерно 70% рабочего населения работает «по-серому». «Простые работники — как рабы. Ни праздников, ни договоров, пенсионный стаж не идет. В случае чего их выкидывают. Власть этого не видит», — говорит политик.
Вера в коронавирус
Несколько недель назад в социальных сетях и телеграм-каналах появился ролик: группа молодых людей пытается попасть в больницу, требуя показать им пациентов с коронавирусной инфекцией. Разумеется, им отказывают. Видео впоследствии попало к Чельдиеву, который за несколько дней стал самым главным COVID-диссидентом в республике.
Участникам митинга удалось пообщаться с властью, но из этого ничего не вышло. Как рассказала Znak.com руководитель пресс-службы администрации республики Фатима Сабанова, митингующие выделили инициативную группу, которая вошла в Дом правительства, где поговорила с главой республики. «О конструктивных вещах можно договориться с людьми, которые выдвигают адекватные требования, но говорить о том, что нет коронавируса… ну вот как? Если им показывают больных, а они отвечают — манекены. Но были среди них люди, у которых была напряженная социальная ситуация. Их выслушали, они остались довольны», — говорит Сабанова.
По ее словам, местные власти держат ситуацию на контроле и оказывают всю необходимую поддержку населению.
Что будет дальше?
По словам Хугаева, вчерашний митинг — это только начало, напряжение не снято, поэтому в обозримом будущем можно ожидать новых акций протеста. Несмотря на то что Вадим Чельдиев сейчас под стражей, отчаявшиеся жители республики готовы самоорганизовываться и выходить протестовать.
С другой стороны, отношение к митингующим в республике довольно противоречивое: в социальных сетях многие осуждают и их, и Чельдиева. «Боже, даже не знали, что кричать! Стадо, которое натравили», — пишет один из пользователей. «Пастух сказал, бараны вышли», — пишет другой. Про Чельдиева даже публикуют соответствующие мемы.
Из группы «Криминальный Владикавказ» в соцсети «ВКонтакте»
Поэтому дальнейшее развитие событий будет напрямую зависеть от уровня социального напряжения и действий местных властей по поддержке нуждающихся.
Митинг осудил представитель Кремля Дмитрий Песков. «Эта акция была незаконной, а главное — она может иметь негативные последствия с эпидемиологической точки зрения, — сказал пресс-секретарь президента. — Все-таки люди собрались вместе, явно не соблюдая никаких социальных дистанций. В этом плане это через какое-то количество дней может иметь негативные последствия, и это очевидно для всех».
Комментарии