Домик няни Пушкина.
На модерации
Отложенный
https://youtu.be/cR4M6_zN8ZI
"У каждой деревни, села или города - собственная судьба. Проходят поколения,
но остаются реки и озера, деревянные или каменные деяния рук человеческих, геологические и палеонтологические памятники. По сравнению с этими вечными процессами человеческая жизнь настолько быстротечна, хотя всякий, проживший благополучнов описываемых местах хотя бы некоторое время, навсегда будет очарован обаянием этой живописной местности... "
Кобрино (фин. Koprina, в переводе с ижорского – «кулак») впервые упоминается в 1499 году. В 1640 году здесь был основан финский лютеранский приход Св. Екатерины. Последняя кирха была построена в 1786 году. При кирхе располагалось финское кладбище. Кирху закрыли в 1937 году. Число прихожан в 1928 году достигало 6800 (по сведениям А.В. Бурлакова).
Кобрино, как и многие соседние земли Пётр даровал графу Фёдору Матвеевичу Апраксину (1661-1728). Ф.М. Апраксин - генерал-адмирал, сподвижник и свояк Петра I, победил шведов в устье Ижоры в 1702 году, а годом спустя тех же шведов у впадения Охты в Неву, взяв при этом крепость Ниеншанц. Годом позже была основана Петропавловская крепость на Заячьем острове, положившая начало Санкт-Петербургу. В 1718 году Ф.М. Апраксин был обвинен в связи с попыткой государственного переворота и близкими отношениями с цесаревичем Алексеем Петровичем (сын Петра владел соседними Куровицами), но впоследствии оправдан. Одна из легенд, связанных с историей этих мест, утверждает, что планировка пруда в Суйдинской усадьбе Ганнибалов обязана была замыслу самого П.М. Апраксина. Очертания пруда напоминали лук с вложенной в него стрелой - аллеей, направленной в сторону Швеции.
Дальнейшая судьба Кобрина оказалась связанной с семьей Ганнибалов. В 1759 году потомки П.М.Апраксина продают часть своих владений в Кобрино, Суйде и в Тайцах генерал-аншефу Абраму Петровичу Ганнибалу - знаменитому «арапу», прадеду поэта, сын которого, Иосиф Абрамович был отцом матери Пушкина Надежды Осиповны. Это был первый брак энергичного потомка не менее энергичного «арапа». Мария Алексеевна Пушкина, родившаяся в этих местах, была бабкой Поэта. Деревня Кобрино отошла в приданое матери Пушкина - Натальи Осиповны, когда она в 1796 году выходила замуж за поручика Измайловского полка Сергея Львовича Пушкина. В 1800 Н.О. Пушкина продаёт Кобрино вдове петербургского архитектора Шарлотте Карловне Жандр, впоследствии жене капитана первого ранга Ю.Ф.Лисянского.
Сам А.С. Пушкин, похоже, никогда не посещал ни Суйду ни Кобрино, во всяком случае, по этому поводу нет никаких документальных свидетельств. Отметим, что и сам Юрий Николаевич Тынянов, прекрасно знавший многие стороны жизни Пушкина, и описавший воистину гедонический быт Абрама Ганнибала, в многочисленных беседах с отцом автора сего сочинения неоднократно опровергал эту версию, учитывая некоторое количество кудрявых потомков поэта (или Абрама или Иосифа Абрамовича или же кого-то другого из любвеобильных Ганнибалов) в деревне Кобрино еще в двадцатые годы двадцатого столетия.
В этой связи хочется сделать одно лирическое отступление с историческим оттенком. Я вспоминаю свою единственную встречу с поэтом Самуилом Яковлевичем Маршаком. Она состоялась в Ленинграде в 1962-м году. В одной из квартир нашего дома на Омской улице в Ленинграде, жила племянница Маршака, доцент-химик из Технологического института. Тогда, пожав поданную им руку, я напомнил ему, что он через одно рукопожатие с Владимиром Петровичем Стасовым, рекомендовавшим его в 1912 на учебу в Англию, был знаком с Пушкиным (из только что прочитанных воспоминаний Маршака в последнем томе недавно вышедшего его жёлтенького четырёхтомника). Это событие произошло в 1836 году. Так, что я с Пушкиным через всего три рукопожатия знаком. Впоследствии, через 40 с гаком лет молодой писатель Захар Прилепин напишет: «Леонов говорил: «Горький жал руку Толстому, Толстой – Тургеневу, Тургенев – Гоголю, Гоголь - Пушкину… Так и шло в русской литературе это теплопожатие. Мне Горький жал руку, и я ценил это». Впервые Горький пожал руку Горькому в июле 1927 года» (Захар Прилепин, «Москва», №7, 2009).
Поблизости от Кобрино, в селе Воскресенском, в 1758 году родилась крепостная Ганнибалов, известная нынче каждому чуть просвещённому русскому Арина Родионовна Яковлева. В Кобрино, в двух шагах от Вырицкого шоссе – стоит маленький деревянный домик, который множество раз ремонтировался и перестраивался. Он носит имя «Домика няни Пушкина», о чём красноречиво сообщают щиты на обочинах шоссе. Напротив домика по правую сторону дороги некий предприимчивый хозяин успел в 2005 году открыть кафе «В гостях у няни». Идея создания мемориального музея в деревне Кобрино принадлежала известному гатчинскому краеведу Ангелису Николаевичу Лбовскому. Именно он в предвоенные тридцатые годы установил материальную принадлежность и ценность дома (А.В. Бурлаков) и закрепил за ним современное название «Домика няни Пушкина».
Этот домик когда-то принадлежал старшему сыну Арины Родионовны – Егору Фёдорову (Матвееву), у которого в соответствии с местными легендами, гостила няня в последний, «петербургский» период её жизни. В последний раз она побывала здесь накануне своей смерти, в 1828 году. (Об Арине Родионовне и её взаимоотношениях с Пушкиным – см. отдельную подглавку).
В этом доме няня побывала в 1800, 1802, 1803 и 1804 годах. В 1804 году Арина Родионовна в Суйде и Кобрино пробыла значительное время. В этом году умерла её мать – Лукерья Кириллова и овдовела сестра – Евдокия Родионова. Бывала здесь Арина Родионовна в 1814 -1816 годах. Её отпускал на родину отец поэта Сергей Львович, служивший в пору в Варшаве. В этом же доме бывали и остальные дети Арины Родионовны, помогавшие родственникам в период страды – покоса, уборки урожая, заготовки дров. Исключительное положение Арины Родионовны среди крепостных обеспечивало относительную свободу действий для её детей и родственников.
В «Домике няни» в 1974 году усилиями местных и питерских краеведов был открыт «Музей крестьянского быта». Автором экспозиции была Нина Ивановна Грановская, известный пушкинист, старший научный сотрудник Всесоюзного музея С.С. Пушкина, автор научно-популярных книг о пушкинских местах Гатчинского района «Если ехать вам случится…», «Всесоюзный музей А.С. Пушкина».
В музее, существующем по сию пору, представлены реальные элементы крестьянского быта конца XVIII – начала XIX века – русская печь, лучина, подвесная детская люлька, иконка с лампадкой, деревянная берестяная посуда.
Здесь же хранится и полотняная торба-сумка, принадлежавшая, по преданию самой Арине. Сохранились и господские предметы (каминные, по воспоминаниям автора, щипцы), одежда и другие - уже этнографические ценности. Музей пользуется громадной популярностью. В 2008 году этот крошечный домик посетило 15600 человек. И в этом колоссальная заслуга известного гатчинского краеведа, директора Гатчинкого музея и Сиверского музея «Дачная столица» Андрея Вячеславовича Бурлакова и многолетнего директора Кобринского музея Натальи Александровны Клушиной.
В некоторых популярных путеводителях утверждается, что вплоть до 1974 года в доме жили потомки и родственники няни. Это не совсем так. Кобринская земля буквально начинена множеством легенд, в которые местное население свято верит. По некоторым сведениям потомки няни – Трошковы перед самой войной перебрались в Ленинград, а сам домик у Трошковых в 1951 году приобрела и там поселилась учительница Кобринской средней школы Наталья Михайловна Ныркова, практически спасшая содержимое, тщательно собирая предметы крестьянского быта.
Рассказывают, что Н.М. Трошкова любила собирать кобринских детей в своём доме и рассказывать им сказки, закономерно ассоциируясь в детских глазах с пушкинской няней. Кобринские плотники из процветавшего когда-то колхоза «Память Ильича» «отреставрировали» домик. В деревянном аккуратном срубе, постепенно врастающем в землю, заметны новые свежие врезки.
У Арины Родионовны было четверо сыновей. Старший – Егор, родился здесь, в Кобрино, в 1782 году, а младший – в 1798 году – уже в Петербурге. В том же году Арина Родионовна стала кормилицей старшей и любимой сестры Пушкина – Ольги (в замужестве Павлищевой). Предположительно, что Егор Фёдоров (Матвеев) с женой Агриппиной Ивановой жил в этом доме в 1828-1830 гг. Во всяком случае в доме жили потомки Арины. Арина Родионовна могла приезжать сюда вплоть до 1800 года, когда Кобрино было продано, хотя всю семью в соответствии с «купчей крепостью» оставили за Пушкиными. Арина Родионовна переехала в Петербург, затем в Москву, а впоследствии - в Михайловское.
Громадный кобринский двухэтажный деревянный усадебный дом с башенкой и часами в ней был построен в 1874 году (см. фотографию 1982 г.) на месте старого, многократно перестраивался и принадлежал разным владельцам. Башенные часы представляли уникальный образец часового искусства и были чуть ли не единственными в округе.
При всех перестройках дома башенные часы сохраняли своё место, являясь своего рода архитектурной доминантой усадьбы. В предреволюционные годы здесь была усадьба Марковичей. На же этом месте стоял усадебный дом, принадлежавший капитану первого ранга Юрию Федоровичу Лисянскому (1773-1837), известному огибателю (совместно с Иваном Федоровичем Крузенштерном) земного шара на корветах “Нева” и “Надежда”. В 1841 году имение приобретает Надежда Тимофеевна Аксакова, родная сестра Сергея Тимофеевича Аксакова, известного русского писателя (“Детские годы Багрова-внука”), вышедшая замуж за действительного тайного советника Николая Григорьевича Карташевского – см., видного деятеля Министерства иностранных дел, чья фамилия и обозначила новый полустанок, появившийся в начале ХХ века между Прибытково и Сиверской. Их потомки продали Кобрино Марковичам (которые по некоторым сведениям были отдалёнными родственниками Карташевских), уверенно занимавшимся в те поры перепродажей дачных участков. Имение было достаточно просторным – более восьмисот десятин земли с парком в тридцать десятин, прудом и оранжереей. При Н.Т. Аксаковой-Карташевской Кобрино славилось молочной фермой, в которой насчитывалось двести восемьдесят племенных коров, вывезенных из Голландии.
Впоследствии молочная ферма Карташевских стала образцом для организации молочных ферм Витгенштейна, Гейкинда, Фоминой и Фредерикса.
На берегу реки Кобринки, за плотиной, через которую пробегает Вырицкое шоссе – дорога на Вырицу, Выру, Сиверскую и Белогорку, расположено старое кладбище, на котором в 2007 году было установлено надгробие на месте погребения потомков знаменитого гетмана Павла Полуботка (Полуботко). По легенде, скованный цепями Полуботок, в цепях, в тюрьме дал грозный ответ царю Петру, напоминая ему о Страшном суде перед лицом всемогущего Бога. Этот сюжет вдохновил художника Волкова, написавшего картину «Петр и Полуботок» (см. - И. Золотусский). Павел Полуботок состоял в родстве с известными малороссийскими землевладельцами Лизогубами.
Ганна Лизогуб была замужем за петровским полковником Василием Танским, прадедом Н.В.Гоголя. Потомки Пушкина и Гоголя впоследствии породнились. Александр Сергеевич Данилевский (1912 – 1968), праправнук Пушкина, внучатый племянник Гоголя, правнук писателя-историка Данилевского, профессор энтомологии и декан биофака Ленинградского университета бывал в конце пятидесятых у нас в гостях на даче в Сиверской.
Таким образом, в Кобрино и в окрестных землях пересекаются исторические нити от Пушкина и Гоголя. Кстати, и сам Н.В. Гоголь предположительно в 1848 или 1849 году побывал в Кобрино в гостях у Надежды Тимофеевны Карташевской. Сюда же призжали И.С. Тургенев, Т.Г. Шевченко и подолгу бывал и жил брат «любимой сестрицы» Сергей Тимофеевич Аксаков. Так, что Кобрино в ту пору было настоящим литературным салоном.
А если присовокупить сюда ещё и других литераторов, в разные годы здесь бывавших: Грибоедов, Андрей Андреевич Жандр, Иван Сергеевич Аксаков и его жена Софья Фёдоровна, урождённая Тютчева, и, конечно, её отец – Фёдор Иванович Тютчев, Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский, Андрей Белый, Александр Блок и Лидия Менделеева-Блок, Сологуб и Чеботаревская, Евгеньев-Максимов, Илья Репин (не только художник, но и прекрасный эссеист), рассеянный поэт-тунеядец Иосиф Бродский по дороге в Белогорку, из современных – Михаил Чулаки и Александр Сёмочкин, да и автор этих строк, раз в неделю посещающий собственный домик в Кобрино.
Сиверский краевед Лилия Сонина отмечает также присутствие в разные времена в Кобринской усадьбе (Руновской мызе) композиторов А.К. Лядова, А.Г. Рубинштейна и Н.В. Римского-Корсакова.
На Кобринском кладбище в 2004 году была заложена церковь во имя Успения Богородицы. Настоятель церкви – о. Николай Груздев, который одновременно является и настоятелем церкви во имя Святых апостолов Петра и Павла в ближней Карташевской. Церковь была построена в 1913 году, недавно сгорела и сейчас восстанавливаетс
Комментарии