Операция НАТО в Ливии все глубже заходит в военно-политический тупик. Почти три недели беспрерывных авиационных и ракетных ударов по этой североафриканской стране пока не принесли Западу никакого внятного результата. По инерции атаки позиций верных полковнику Каддафи войск продолжаются с прежней интенсивностью.
Так, в минувший понедельник авиация Североатлантического альянса совершила 137 боевых вылетов. Во вторник 186, а в среду – 200 штурмовиков и истребителей беспрепятственно выполняли свои задачи в ливийском небе. Итоги прямо противоположны ожидаемым. Армия Каддафи заняла потерянный было основной нефтяной порт Брега. Сжимается кольцо осады вокруг повстанцев, удерживающих пока город Мисрат.
Тем временем уже даже представители ливийской оппозиции стали позволять себе критиковать действия руководителей операции «Одиссея. Рассвет» из НАТО. Руководитель военных операций повстанцев Абдель-Фаттах Юнис на днях совсем не по партнерски упрекнул альянс в нерасторопности и бездействии. По его словам, боевые самолеты союзников зачастую запаздывают с авиаударами, нанося их спустя 8 часов после того, как повстанцы передадут информацию о целях. Это промедление, вызванное бюрократическими издержками в альянсе, ведет к гибели людей в рядах оппозиции, утверждал Юнис.
Однако Юнису нечего рассчитывать, что случится чудо и эффективность операции НАТО вдруг отчего-то резко вырастет. Скорее, наоборот. Американцы заявили, что их летчики выходят из боя, оставляя возможность европейцам самим поискать военной удачи в Северной Африке. Чем заменить авиацию США – неясно. Ведь именно на ее долю приходится половина нанесенных пока ударов по войскам Муаммара Каддафи. Штаб-квартира НАТО уже направила было в Лондон просьбу срочно прислать пополнение британскому авиационному контингенту. Но получила отказ. Министерство обороны Великобритании посчитало, что его 22 самолетов «Торнадо» и «Тайфун», давно воюющих в Ливии, вполне достаточно. Больше прислать мешает большая загруженность вооруженных сил королевства в Афганистане и резко секвестированный военный бюджет.
Удалось поближе подтащить только Германию, ранее ни в какую не соглашавшуюся на реальное участие в операции. Но и то канцлер Ангела Меркель согласились лишь на участие в сопровождении к берегам Ливии судов с гуманитарными грузами для населения.
Прочие союзники тоже не жаждут брать на себя больше ответственности за исход «Одиссеи. Рассвет».
Складывается впечатление, что в последние дни даже Соединенные Штаты, традиционно задающие тон в Североатлантическом альянсе, и сами разуверились в возможности достижения победы на поле боя. Непримиримого полковника, видимо, попытаются банально купить. Торг уже начался. В контролируемый оппозицией Бенгази прибыл спецпредставитель США Крис Стивенс. Известно, что у него есть важные предложения членам Переходного национального совета.
Одновременно в Триполи, из окрестностей которого ливийский лидер по-прежнему уверенно руководит боевыми действиями, вылетел бывший американский конгрессмен Кэрт Уэлдон. Цель его миссии в Вашингтоне особо и не скрывают: экс-конгрессмен должен попробовать убедить Каддафи добровольно отказаться от руководства страной. Взамен, говорят, полковнику предложено кресло почетного председателя Африканского союза. Ну, может быть, еще кое-что. Допустим, возможность участия сына ливийского лидера Сейф аль-Ислама в послевоенном управлении страной.
Можно предложить и деньги. Почему бы и нет, если именно деньгами, вовремя предложенными окружению Саддама Хусейна, удалось в свое время скоренько решить исход битвы за Багдад? Каддафи, конечно, наверняка человек не бедный. Но ведь его счета заблокированы. А можно доступ и открыть. Тем более, что в трубу НАТО сейчас вылетают немалые финансы. Объявлено, что каждый день войны в Ливии обходится союзникам в 4 миллиона долларов. Пока говорят, что для укрощения Каддафи может потребоваться никак не меньше полугода. Вот и считайте…
Однако, очевидно, даже сам бывший конгрессмен Уэлдон не очень верит в успех своей миссии. Во всяком случае, этот политик уже заявил газете «New York Times»: «Я встречался с ним (Каддафи. – «СП») достаточно раз, чтобы понять, что будет очень трудно бомбами принудить его к капитуляции».
В общем, весьма вероятно, что «Одиссея. Рассвет» близится к закату. И будет он совсем не таким, каким виделся натовцам еще в середине марта, когда начались бомбардировки.
Разбор полетов над Ливией уже ведут не только генералы, но и политики. Причем, в этих разборах сама Ливия может оказаться на последнем месте. На первом – будущее Североатлантического альянса, не способного, как оказалось, взять верх над армией совсем небольшого и не очень современного государства. На днях американский журнал The American Conservative написал по этому поводу:«Участие в Ливийской войне угрожает единству НАТО. Аргументы о том, что США должны были вмешаться ради альянса, не выдерживают критики».
На самом деле раскол в Североатлантическом альянсе очевиден уже давно. Достаточно вспомнить, какой оказалась позиция европейских государств-членов НАТО по отношению к вторжению вооруженных сил США в Ирак. Вашингтон поддержали рекордно малое число союзников. Да, потом многие из них вскоре, чтобы сохранить лицо, направили в Ирак военные контингенты, но символические. Реально плечом к американцами там воюют только британцы.
Однако если после Ирака линия раскола альянса только наметилась, то каковой она окажется после Ливии? Об этом обозреватель «Свободной прессы» побеседовал с заместителем директора Института политического и военного анализа Александром Храмчихиным.
«СП»: - Александр Анатольевич, означает ли приезд американских переговорщиков в Ливию признание провала попыток устранить режим Каддафи военным путем?
- Безусловно, именно это и означают. И одновременно означает, что НАТО в целом и американцев в частности ждет абсолютный позор. Кроме того, - большие внутриполитические сложности для лидеров этих стран.
«СП»: - Какими могут быть организационно-политические последствия этого позора?
- Тяжелыми будут последствия. Прежде всего, во всем мире сразу встанет вопрос, что такое вообще НАТО, если она ничего не может добиться при абсолютном техническом превосходстве, даже воюя рядом с собственной территорией. К тому же имея в тылу своего врага пусть слабеньких, но все же союзников-повстанцев. Сложно представить, в какие трансформации для Запада это может вылиться. Немедленно станет очевидно, что Североатлантический альянс не имеет будущего.
«СП»: - Об этом многие давно говорят.
- Да, говорят давно и многие. Однако после Ливии это узнают все. Будущее НАТО исчезло сразу после того, как с политической сцены исчезли те, против кого альянс создавался – Советский Союз и Варшавский Договор. Задача оказалась решенной. Но в Брюсселе, чтобы оправдать свое существование, стали выдумывать себе новые задачи. Оказалось, что в них почти никто не хочет вкладываться. И все пришло к закономерному финалу.
«СП»: - Чего тогда стоят наши опасения относительно расширения НАТО на восток? Сколько тревожных слов сказано в Москве по поводу приближения якобы мощной военной машины к российским границам?
- Это миф. Причем, миф, который выгоден обеим сторонам. Западу – чтобы сохранять единство под предводительством США. А нам… В России тоже очень много заинтересованных лиц в самых разных политических лагерях. Власть искусственно поддерживает тревогу относительно Североатлантического альянса потому, что надеется перед лицом внешней угрозы сплотить вокруг Кремля народ. Либеральная оппозиция видит в НАТО надежду на смену режима. Естественно, в отличие от власти, которая старается трубить тревогу, оценивают альянс со знаком «плюс».
«СП»: - За тщетными попытками Запада укротить Каддафи внимательно следит и мусульманский мир.
-Не только следит, но и активно участвует в его свержении.
«СП»: - Кстати, почему?
- Во многих арабских странах ненавидят ливийского лидера. Он ведь пытался быть объединителем этих стран против Запада. Пытался свергнуть режимы, которые сотрудничали с американцами. Пару лет назад назвал короля Саудовской Аравии своим врагом. Естественно, там хотят, чтобы этот сумасшедший ушел.
«СП»: - Но если полковник не уйдет, мусульманский мир ведь тоже сделает свои выводы? Допустим, Иран станет чувствовать себя намного спокойней.
- То, что авторитет США и Европы после войны в Ливии упадет в Африке, на Среднем и Ближнем Востоке – в этом никаких сомнений. Во что выльется их материальные и политические потери – время покажет.
Комментарии