История усадьбы Гребнево

На левом берегу небольшой речки Любосеевки расположен комплекс историко-архитектурного памятника федерального значения — усадьба Гребнево.

История усадьбы известна с конца XVI веке В писцовых книгах 1584-1586 годах село Гребнево, "что было преж того за Васильем Федоровым сыном Воронцова", записано за Богданом Яковлевичем Бельским, оружничим Ивана Грозного, и было центром его вотчины, включающей еще одно село, 20 деревень и 24 пустоши, в том числе "село Новое, деревни Фрязинову, Чюмжову, Шелкову, Трубино, пустошь Назимову". После Смутного времени она была возвращена семье Воронцовых, владевших ею еще ранее Бельского, а затем была в роду князей Трубецких более полутора веков. При первом из Трубецких, владевших Гребневом, — князе Дмитрии Тимофеевиче, совместно с князем Пожарским возглавившем временное русское правительство в 1612 годжу, на реке Любосеевке уже упомянута плотина и создается обширный пруд, и в наши дни сохранивший название "Барские пруды". Новая улица города Фрязина, расположенная на правом берегу Любосеевки, в 1990 г. получила такое же название. В 1760 году имение было за княгиней Екатериной Дмитриевной Голицыной, женой известного дипломата генерал-поручика князя Дмитрия Михайловича Голицына.

С 1772 года. Гребневом владела родственница Е.Д. Голицыной — княгиня Анна Даниловна Трубецкая, в первом браке Хераскова. Поэт Херасков, связавший на долгие годы свою судьбу с Московским университетом, летние месяцы проводил в Гребневе. Гребневские пейзажи с мощными суровыми лесами, холмистыми полянами в пышных узорах цветов, с узенькой речкой Любосеевкой, огибающей в низкой лощине усадьбу, тишиной и покоем — располагали к творчеству. Поэтической достопримечательностью Гребнева некогда являлся студеный ключ, бивший в парке. Г.Р. Державин, посещавший Гребнево, вспоминает о нем в стихотворении "Ключ", обращенном к Хераскову:

Да честь твоя пройдет все грады, Как эхо с гор сквозь лес дремуч: Творца бессмертной "Россиады", Священный Гребеневский ключ, Поил водой ты стихотворства.

В 1781 году имение купила первая жена Гаврилы Ильича Бибикова — Татьяна Яковлевна, урожденная Твердышева. При Г. И. Бибикове в Гребневе был создан архитектурный ансамбль усадьбы, дошедший с некоторыми изменениями до нашего времени. Воспоминания его внучки Е. Н. Раевской дают представление о жизни в Гребневе: "Дом там был огромный, каменный, окруженный большими садами, среди которых выкопаны были огромные пруды с несколькими на них островами, а на островах также разбиты сады и выстроены беседки... Когда приезжали гости из соседКнязь ства или из Москвы, тогда запрягали линейки, ездили всем обществом по широким дорожкам сада, на пароме переправлялись на острова и в беседке чай пили... У дедушки в селе Гребневе был выстроен в саду театр со сценой, кулисами и всякими приспособленными к ним декорациями. Тут играл оркестр из крепостных музыкантов; давались балеты, где фигурировали крепостные же танцовщицы, для обучения которых выписывались учителя музыки и балетмейстер". Знаменитый танцмейстер П. А. Иогель, выведенный Л. Н. Толстым в "Войне и мире", был приглашен из Франции Г. И. Бибиковым и начал свою работу в России с постановок балетов в Гребневе.

Дирижером крепостного оркестра был замечательный композитор Даниил Никитич Кашин. Одним из первых русских музыкантов он начал выступать как пианист и дирижер в концертных залах Москвы и Петербурга. В 1799 г. получил вольную. С того же года начал работать в Московском университете: сочинял хоровую и инструментальную музыку для торжественных собраний, устраивал концерты, дирижировал оркестром, преподавал. Собирал и обрабатывал народные песни. "Он подслушивал их и у ямщиков на большой дороге, и у русского мужика в поле, узнавал их в голосе Сандуновой", — писал современник о его сборнике "Русские народные песни". Широкое распространение в дни Отечественной войны 1812 г.

имели его патриотические песни и гимны.

При Бибикове в Гребневе строится каменная церковь, она была освящена в 1791 г. во имя Гребневской иконы Божией Матери, по преданию поднесенной Дмитрию Донскому казаками после Куликовской битвы. Храм с необычным для России навершием, с фигурой архангела, держащего крест, на куполе, построен "тщанием" генерала и двадцати крестьян, чьи имена высечены на сохранившейся и сегодня бронзовой храмозданной доске. В 1991 г. было торжественно отпраздновано 200-летие этого храма и издана первая в нашем районе книга, посвященная истории храма.

Бибиков содействовал шелкоткацкому промыслу. В архивах сохранились отчеты: "деревня Щелково — работают по найму купцам разных цветов платки, по 20000 в год вырабатывают. В Чижиной, Новой, Трубиной — в каждой по 50 станов. Во Фрязиной — 80 и вырабатывают 35000". Доля промысла в экономике имения при Бибикове была значительной: 400 станов приходилось на 700-800 ревизских душ. С 1794 года и до кончины Г. И. Бибикова в 1803 г. он бессменно избирался предводителем дворянства Богородского уезда. Его вдова Екатерина Александровна в 1811 году продала поместье княгине Анне Александровне Голицыной, умершей в 1816 году.

В начале 1817 года. князь Сергей Михайлович Голицын привлек к строительству в Гребневе архитектора Ольделли, а позднее архитектора Н. И. Дерюгина. Время князей Голицыных добавило красоте усадьбы триумфальность парадных въездных ворот, построенных в 1821 г., и величие ампира Никольского храма, освященного в 1823 г. Интересно обстраивался конный двор: здесь был манеж, показательные конюшни, каретные сараи, спальни конюхов и контора. В 1830-1832 гг. архитектор Быковский построил двухэтажную каменную больницу.

В 1839 г. С. М. Голицын дает объявление о сдаче Гребнева в наем. Затем в газетах появляется заметка: "Продается село Гребнево. От Москвы — 32 версты, душ — 858, земли — 5168 десятин, строевого и деревянного лесу — 3304 десятин. Вся деревня дает 35000 доходу, кроме того, есть бут, из которого каждый год обжигается 1000 бочек извести. На скотном дворе 60 скотин. Строения на 300000 рублей, все каменные. Пруд около 7 верст в окружности, в коем большое количество рыбы". В 1845 г. Голицыны продали село Гребнево Ф. Ф. Пантелееву. Он устроил в усадьбе винокуренный и купоросный заводы. Затем усадьбу приобрели бывшие крепостные из Фрязина купцы Кондрашевы, восстановившие интерьеры главного дома усадьбы после Пантелеевых. Во флигелях Кондрашевы устроили шелкоткацкие фабрики, которые сменила "фабрика мелкого барашка" по производству искусственного каракуля купцов Федотовых.

В 1913 г. усадьбу приобрел московский врач Федор Александрович Гриневский и организовал в ней первый в нашем крае санаторий. На все военное время она стала местом отдыха москвичей, лишенных возможности традиционного выезда на отдых за границу.

В 1919 г. усадьбу национализировали и устроили санаторий им. Н. Семашко для туберкулезных больных. Долгие годы его возглавлял доктор Вячеслав Колеров, погибший в 1951 г. в сталинских лагерях. В 1960 г. усадьбу объявили историко-архитектурным памятником республиканского значения. Долгое время здесь был Щелковский техникум электровакуумных приборов, затем подсобное хозяйство НИИ "Платан". Усадьба несколько раз реставрировалась. В конце 1980-х — начале 1990-х гг. в восточном флигеле усадьбы размещался Историко-культурный центр, включавший выставочный зал, школу эстетического воспитания и художественную студию. В это короткое, но счастливое время в "двухсветном" зале усадьбы с прекрасной акустикой проводились концерты мастеров искусств и выставки картин Н. Рериха и К. Васильева, на берегу пруда устраивались многолюдные праздничные гулянья. В 1991 году пожар уничтожил практически отреставрированный дворец усадьбы.

Источник – www.shchyolkovo.ru