Чтобы коронакризис не оставил рабочих у разбитого корыта

На модерации Отложенный

В стране идёт очередная неделя коронакризиса. Говорят, что это – общая беда. Однако, хоть беда и общая, но разные классы общества страдают от неё совсем по-разному. Если у мультимиллиардера и обычного работяги доход упадёт вдвое, то проблемы у них будут резко отличаться. Одному будет не хватать денег на новую мега-яхту, а у другого будет не доставать средств на питание и лекарства. А это, как понимаете, не одно и то же. В СМИ и интернете постоянно появляются публикации ободряюще издевательского характера. Глава Росбанка Э. Набиуллина советует людям с низкими сбережениями «не эмоционировать, а потреблять взвешенно».  Некие доброхоты рекламируют какого-то австралийца, который, «лишившись из-за кризиса работы, вдруг стал миллионером»: рекомендуют тоже играть в лотерею и выигрывать с перспективой остаться без последнего рубля. Глава патриаршей комиссии по делам семьи Димитрий Смирнов и вовсе советует собирать милостыню. Данный способ, конечно, более реален, чем два предыдущих, но тоже подойдёт не всем.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ наш уважаемый президент раздаёт деньги бизнесу. Уверяет, что на зарплату. Вопрос: почему нельзя раздать эти деньги напрямую трудящимся, остаётся открытым. Может быть, потому. что власть точно знает, что дойдет до трудящихся далеко не вся выделяемая сумма, а немалая доля застрянет по дороге? Но как не порадеть родным по классу людям…

Однако давайте подумаем о другом: что делать трудящимся, чтобы не остаться без средств к существованию. 

Сейчас всё чаще работодатели предлагают нанятым ими труженикам уйти в отпуск без содержания. Но Трудовой кодекс предусматривает, что такой отпуск работник берёт добровольно, по собственному желанию.  И слова «по собственному желанию» являются ключевыми. Когда же тебя в отпуск побуждает уйти работодатель, то это называется не отпуском, а простоем, и он должен работодателем оплачиваться. Эта правовая норма заложена в части 2 статьи 157 Трудового кодекса РФ.

Последствия у разных вариантов увольнения существенно отличаются. Уволившись по собственному желанию, работник не получает ничего. Увольнение по желанию работодателя называется сокращением (статья 180 ч. 3 Трудового кодекса РФ). При сокращении работодатель должен работнику выплатить ещё три зарплаты. Кроме этого, сокращённому работнику (если он не найдёт работу) легче получить пособие на бирже труда, чем уволенному по собственному желанию. В случае, если у работника есть кредиты, наличие в трудовой книжке записи об увольнении в связи с сокращением штатов облегчит общение с банком, а наличие записи об увольнении по собственному желанию – нет.

Есть ещё увольнение «по соглашению сторон». Иногда работодатель предлагает то, что положено при сокращении или несколько меньше (от трех до одной зарплаты), и работнику, на первый взгляд, нет резона возражать. Но это только на первый взгляд. Дело в том, что уход по соглашению сторон так же, как и уход по собственному желанию, не является уважительной причиной для кредитодателя, поэтому такая «сделка» явно невыгодна. 

Что делать увольняемому либо отправляемому в бессрочный отпуск работнику, если он не был трудоустроен официально? Плакали его денежки? Совсем не обязательно. Этот работник может обратиться в суд с иском об установлении факта трудовых отношений с данным работодателем (это предусматривает статья 392 ТК РФ). Естественно, понадобятся доказательства. Ими могут стать свидетельские показания и фотографии с рабочего места. В этом случае предпринимателю достаточно трудно будет доказать, что человек махал на его строительном участке лопатой не за зарплату, а из дружеского расположения. Кстати, товарищи, если вы работаете неофициально, но ещё не имеете проблем с работодателем, то тоже запомните это. Фотографии, на которых вы на рабочем месте выполняете свои производственные обязанности, копии журналов допуска, копии пропусков, квитанции переводов (если деньги вам платили на карту), аудиозапись вашего разговора с работодателем – всё это лучше хранить на всякий случай. Если ситуация останется нормальной, это вам не повредит, а документы есть не просят. Если случится конфликтная ситуация, то они помогут.

Конечно, работодатель будет угрожать строптивому работнику увольнением. Но как реально он может это сделать? Если не брать в расчёт пьянство и хищения, то возможных оснований три: за систематическое нарушение дисциплины; за прогул; за аморальный поступок (для учителей).

Процедура увольнения в любом из этих случаев крайне сложна. Можно даже уверенно сказать, что при оказании квалифицированной юридической помощи, например, правовой инспекцией Союза Профсоюзов России (это независимый профсоюз, который не надо путать с ФНПР) работник будет восстановлен. Причём работодатель будет вынужден оплатить ему всё время, когда он не работал. Главное, что требуется от работника, – это не дать самому против себя доказательств. Когда у человека ещё нет опыта тяжб с жуликом-работодателем, такое порой случается. Поэтому, когда предложат писать объяснительную, необходимо ответить: «Дам объяснение в двухдневный срок, после консультации с юристом». Далее можно обратиться в ту же инспекцию СПР или к любому независимому юристу, которому работник доверяет, а также к более опытному в юридических баталиях коллеге. Главное: под давлением работодателя самому не состряпать против себя признание в несовершённом прогуле или в чём-либо похуже.

В том случае, если вы уже в конфликте с работодателем, то вам не стоит перемещаться по его устному приказу из цеха в цех, если это не входило в ваши обычные обязанности. Дело в том, что такое перемещение может быть использовано для фабрикации прогула. Не стоит брать отгулы по телефону либо по иной устной договорённости. В случае конфликта с работодателем отгул, не оформленный письменно, легко превращается в прогул.

Иногда работодатель не утруждает себя объявлениями всяких простоев, а просто говорит: «Денег у меня нет, зарплаты не будет. Держитесь как-нибудь там». В этом случае нужно знать, что в Трудовом кодексе РФ есть статья 142-я «Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику». А в ней в части 2 записано: «В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы».

Если же работа уже приостановлена работодателем, то можно подать в суд иск о выплате зарплаты и с заявлением об обеспечении иска в форме ареста счёта предприятия на общую сумму задолженности по заработной плате.

Также нужно знать, что невыплата зарплаты за два и более месяцев является уголовным преступлением (статья 145.1. Уголовного кодекса РФ). Таким образом, на действия жулика-работодателя можно жаловаться ещё и в прокуратуру, и в следственный комитет. Заодно можно прибавить жалобу на разворовывание «путинских» денег, направленных на защиту работников.

Нужно также знать, что хотя все госинстанции и сделали в связи с карантином то, что мечтали сделать давно (полностью прикрыли приём посетителей), однако заявления в их адрес принимаются или по почте, или по электронной почте (каждая государственная структура имеет электронную приёмную на своём сайте).

Встаёт вопрос: нужно ли так заморачиваться? Насколько необходимо вытаскивать через суд, трудовую инспекцию, прокуратуру деньги с работодателя? Может, плюнуть на этого жулика и пойти искать место получше? Отметим, что подобная форма «классовой борьбы» была и раньше не очень хорошей идеей, а сейчас…. Когда всех и везде сокращают и выживают с работы, найти себе новое место, да ещё и лучше старого, практически невозможно. Да, конечно, шансов на это побольше, чем на выигрыш миллиона в лотерею (как у того австралийца), но на всех этих шансов всё равно не хватит, и большинство останется у разбитого корыта.

ЕЩЁ ВАЖНО осознать, что в одиночку бодаться против жулика-работодателя хоть и можно, но довольно муторно. Только зачем делать это в одиночку? Ведь работников на предприятии много и у всех одна и та же проблема. Когда люди вместе, то эффективнее работают даже чисто юридические методы. К примеру, если вернуть белую зарплату есть приличный шанс у любого трудящегося, то в случае, когда на работника оформлена одна сумма, а в реальности выдается другая, то в одиночку он, скорее всего, не сможет ничего добиться. А вот если люди коллективно обратятся в трудовую инспекцию, прокуратуру и прочие правоохранительные органы с жалобой на кражу официально незарегистрированной части зарплаты, то есть довольно приличные шансы добиться своего. Это подтвердил опыт, к примеру, московских метростроителей из АО «ИНГЕОКОМ».

Отметим, что лучше к подобным действиям пытаться привлечь союзников, например, коммунистическую организацию вашего города или района. Также желательно создать ячейку одного из существующих в стране независимых профсоюзов. Зачем нужен профсоюз? Во-первых, членов профсоюза по закону труднее уволить. Во-вторых, профсоюз, как и коммунисты, могут помочь вам оглаской, юридической консультацией, информацией об опыте других групп, как быстрее и лучше добиться достижения своих интересов в противостоянии с эксплуататором-работодателем.

Что можно коллективно сделать, кроме подачи жалоб, особенно в нынешнее кризисное время? Можно попытаться организовать флешмоб в интернете. Можно устроить оккупационную забастовку — прийти на предприятие (лучше в повязках и держаться на расстоянии полутора-двух метров друг от друга) и заявить в СМИ, что пока не будет зарплаты, работники не уйдут.

В докарантинные времена хороший результат давало коллективное посещение (опять же, под видеокамеру) прокуратуры, трудовой инспекции, деловых партнеров жулика-работодателя (в случае со строительными конторами – мэрии Москвы). Обычно после нескольких публичных акций власти начинали реагировать. Рабочим перечисляют честно заработанные деньги. Так, в 2016 году выбили зарплату забастовавшие работники СМУ "ИНГЕОКОМ" и ТСУ-15. А в 2017-м вернули заработанное труженикам СМУ-77 и опять же СМУ "ИНГЕОКОМ" (запаса честности, полученного в 2016-м господами из "ИНГЕОКОМа" во время первой забастовки, хватило примерно на полгода, затем начались новые невыплаты). В 2018-м, также после серии акций протеста, были частично погашены долги перед работниками «Глобатек», а в 2019-м работники «Рем Эко», начав активно беспокоить работодателя, смогли добиться погашения примерно половины долга.

Если сильно припекло, если есть понимание, что лучше несколько раз поскандалить с правоохранителями, чем неопределенно долгое время сидеть без денег, можно устроить беспокойство и во время карантина. К примеру, 17 апреля 2020 года прошёл несанкционированный митинг челябинских таксистов. Акция завершилась тем, что делегатов от протестующих пригласили в администрацию на переговоры.

Почему власти, крышующие жульё, пока всё тихо, достаточно часто реагируют, когда проблеме удаётся придать публичность? Просто эти люди понимают, что можно запугивать трудовой народ, можно силой перебодать его один, два, несколько раз. Но несколько – совсем не значит, что бесконечно. Они понимают: при настойчивом пролетарском протесте им целесообразнее идти на уступки. А рабочие должны понимать, что им целесообразнее быть настойчивыми.

Власти хотят вести себя так, чтобы их не считали жульём, обворовывающим трудовой народ, а защитниками от жулья. Поэтому, если народ обращается к властям настойчиво и публично, не подобострастно, а с достоинством, его слушают. Не потому, что жаждут людям помочь, а потому, что вынуждены помогать ради сохранения имиджа.

И, наконец, главный вопрос, во многом дающий ответы на многие другие вопросы: зачем вообще нужны левые партии? Ясно, что не только для правозащитной помощи. Трудящиеся ждут от коммунистов ответов не на частные, а на коренные, общие вопросы. Что делать людям наёмного труда в пору, когда «наши» власти, лишили – частично, либо полностью – огромное число людей средств к существованию, когда они, власти, отказываются взять на себя ответственность за этих людей? Почему государственную помощь получают не те, кто в ней остро нуждается, а владельцы яхт (размером с крейсер), и особняков (размеров с хорошую больницу)? Что, по мнению левых партий, делать тем, кого уже выжили с работы, кто не был трудоустроен официально? Локальные проблемы с одним жуликом-работодателем может решить один человек (если нарушение явное и грубое). В более сложных случаях требуются усилия группы работников. А как отвечать на главный поставленный кризисом вопрос: что делать с властью, которая защищает интересы только «элиты» общества, то есть толстосумов, полностью пренебрегая интересами и даже жизнью всех остальных?

На такие вопросы можно ответить только вместе, всем классом, который призваны вести за собой на борьбу с эксплуататорами коммунисты. Но для этого рабочему люду необходимо встать под красное знамя!

Александр ЗИМБОВСКИЙ.