Коронакризис: кошелек или жизнь?

На модерации Отложенный

Выплаты по 12 тысяч на зарплаты сотрудников скорее разозлят владельцев предприятий, чем реально им помогут, считают эксперты.

Президент РФ в очередном обращении накануне объявил о новых мерах поддержки бизнеса в условиях вынужденного простоя из-за угрозы распространения коронавируса. В частности, были обещаны выплаты компаниям из сфер, которые официально считаются пострадавшими, на выплату минимальных зарплат сотрудникам — по 12 тыс. 130 рублей на человека. Кроме того, Путин выразил надежду, что кредитование предприятий станет более доступным, если не менее 75% объема кредитов на зарплаты будет обеспечено гарантиями Внешэкономбанка. Насколько эффективными будут эти меры в создавшихся условиях?

Илья Гращенков, директор Центра развития региональной политики:

 

«12 тыс. минус налоги — это 8 тыс. рублей. То есть меньше прожиточного минимума и меньше минимальной зарплаты. А выплачивать эту сумму предлагается людям, которые до этого времени зарабатывали больше.

В крупных городах зарплаты были — от 30 до 70 тыс. рублей в среднем. Теперь же: 8 тыс. рублей на одного человека или же 16 тыс. рублей на семью из двух работающих. Ну, это, конечно, позволит не умереть с голоду. Но совершенно точно не позволит компенсировать того ущерба, который нанесен действиями властей при создании ситуации „самоизоляции“ и невведения режима ЧС, который помог бы некоторым предприятиям, списав все на форс-мажор, выжить и не закрыться. Поэтому, думаю, что малый и средний бизнес такая небольшая сумма, скорее, разозлит и приведет, наверно, к очень сильному росту протестных настроений в обществе.

Что касается кредита для выплаты зарплат, он эффективен, мне кажется, только для крупных компаний, которые закрываться не собираются. Им кредиты нужны, но тяжело сказать, насколько гарантии ВЭБа помогут получить их. Наверное, должны помочь, раз правительство так считает. Но другому бизнесу, который, скорее, обанкротится, чем будет набирать кредиты для выплаты зарплат сотрудникам, не нужно любое кредитование. Чем отдавать, если все стоит и непонятно, когда заработает?

Поэтому, думаю, что будет раскол бизнеса на две группы. Крупный поддержат, и он как-то выплывет, а вот малый и средний, видимо, обанкротится».

Александр Хуруджи, глава Ассоциации защиты бизнеса:

Фото из личного архива Александра Хуруджи

«Чтобы оценить новые меры поддержки, давайте оглянемся назад. Из того, что было анонсировано ранее, практически ничего не работает. Аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей и бизнесмены из регионов провели „контрольную закупку“ по получению кредитов для выплаты зарплаты. Участвовали 158 региональных компаний, получили поддержку лишь шесть из них. Проблема в том, что слишком много критериев, и, кроме этого, большое количество сфер бизнеса не признаются пострадавшими де-юре, хотя по факту их деятельность приостановлена или серьезно ограничена.

Надеюсь, что вновь предложенными мерами сможет воспользоваться большее количество предпринимателей. Обещанные 12 тысяч МРОТ — это, на мой взгляд, первая мера, которая может принести реальную пользу, но и тут ложка дегтя. Вопрос: кто доживет до этого светлого времени? Те, кто обратится 1 мая, деньги получат ближе к июню. А сейчас апрель, и уже месяц простоя. И нужно платить зарплату за апрель. Поэтому я считаю, что меры необходимо еще расширить, и идти по пути прямой безвозмездной помощи предпринимателям, сохранившим рабочие места. И расширить перечень тех, кто может на эту помощь рассчитывать.

Про кредиты и гарантии ВЭБа, здесь, как говорит известный журналист: будем наблюдать. У нас после поручений президента теперь правительство делает заявления в стиле „плохой и хороший полицейский“. Условный плохой — министр экономического развития Максим Решетников заявляет, что банкам невыгодно давать кредиты малому и среднему бизнесу, потому что на банки ложится администрирование. А премьер Михаил Мишустин парирует: это поручение президента, разберитесь и работайте. Надеюсь, что этот аргумент — „поручение президента“ сработает и бизнес получит реальную помощь».

Алексей Синельников, политолог:

Стоп-кадр видео

«Не хочет Владимир Путин пойти на простую вещь и раздать людям денег.

А ведь придется это сделать — хочешь или не хочешь.

У нас 60% населения живет за счет государства — это бюджетники, те, кто как-то связан с гослужбами и т. д. Еще 10% — это так называемые предприниматели. Остальные — примерно 30 млн человек — это прекариат, те, кто был занят в частном секторе, его наемные работники. Все эти строительные, сезонные рабочие, „таджики“, „русские таджики“… Вот они пострадают больше всех. Они зачастую или вообще не оформлены на работе, либо оформлены, но офицально получают минималку, либо на них открыты ИП и т. п. В свое время работодатели фокусничали, кто как хотел. И вот сейчас этих людей правдами и неправдами работодатели выгонят, выдавят с работы.

Если все остальное население имеет какие-то накопления, источники доходов, связанные с государством, то эти 30 миллионов накоплений не имеют. Рынок, где они могли подработать, сужается. Им будет не на что жить. А им надо детей кормить. И если эта страта пойдет вразнос, ничего хорошего ожидать не приходится. Этим людям надо дать денег на два-четыре месяца, пока будут продолжаться карантины. Для стабильности это необходимо.

Человеку на выживание нужно не меньше 15 тыс. рублей в месяц. Если еще пятерку у них не вывернут из карманов на „коммуналку“, то несколько месяцев можно прожить на такие деньги — пока обувь не износилась и т. д.

Чтобы успокоить эту страту на два-четыре месяца, понадобится 450 млрд рублей в месяц, то есть примерно 2 трлн рублей всего. А у правительства, напомню, есть 13 трлн рублей запаса.

Правительство же сейчас предлагает компенсировать выпадающие доходы предпринимателям. Но зачем? Надо решать проблемы, которые возникают. А реальная проблема — с этими 30 миллионами людей, которые вчера ходили на работу, а завтра непонятно чем будут заниматься, и неизвестно, что им вообще в голову придет. Остальные 70% населения — это сознательные люди, поэтому, если вы хотите соблюдения карантина, то надо выделить группу прекариата и откупиться от него на четыре месяца. Иначе потом дороже будет его лечить, судить, сажать, охранять…»

Андрей Коновал, оргсекретарь профсоюза работников здравоохранения «Действие»:

Фото из личного архива Андрея Коновала

«Есть риск, что, несмотря на обещания президента, работающие в поликлиниках и стационарах медики получат даже меньшую зарплату, чем в обычные дни: некоторые направления оказания медпомощи свернуты, и медучреждение просто не получит деньги, и не будет средств на выплату обычных стимулирующих выплат, которые составляют львиную долю зарплаты у сотрудников.

Большая часть медработников, которые сталкиваются с зараженными коронавирусом, тоже не получит „президентских“ доплат. Эти медики не входят в состав подразделений, которые определены для борьбы с эпидемией.

По приказу Минздрава от 19 марта установлено, что на „скорой помощи“ должен быть перечень бригад, которые выезжают на установленный случай коронавируса или подозрения на коронавирус. Это предполагает, что диагноз либо уже подтвержден тестированием, либо есть симптомы ОРВИ или пневмонии в сочетании с определенным анамнезом, в который входит возвращение из-за рубежа или контакт с лицом, прилетевшим из стран, которые считаются источником инфекции, или контактирование с лицом, у которого уже подтвержден диагноз. Но как пациент может точно знать, контактировал он с такими лицами или нет? С конца марта уже очевидно, что коронавирус распространяется через „вторые-третьи руки“.
Уже поступают комментарии работодателей: будем доплачивать, если будет выяснено, что ваша бригада была направлена к такому пациенту, и пропорционально отработанному времени будет начислена доля от полагающейся суммы выплаты соответственно вашей должности… Понятно, что это может быть 1 тысяча или 500 рублей за вызов, и, в целом, люди за месяц получат какие-то копеечные доплаты. Хоть они и рискуют, но при этом же официально не принадлежат к подразделениям, которые определили как работающие с коронавирусом.

Педиатры, терапевты ходят на вызовы, ведут прием в обычных марлевых повязках. Они тоже потенциально могут стать жертвами и переносчиками вируса, но им тоже не положены дополнительные выплаты».