Воскрешение Фёдорова к Пасхе

На модерации Отложенный

Николай Фёдорович Федоров (1828—1903)  русский религиозный философ-космист. Внебрачный сын князя П.И.Гагарина и крепостной сельской черкешенки. Как незаконнорожденный Николай был крещён по имени крестного  отца,  отсюда фамилия и отчество.  Благодаря покровительству Гагариных  Николай учился в Тамбовской гимназии, потом три года в одесском Ришельевском лицее.  После чего служил в разных городах учителем, а с 1869 года навсегда стал библиотекарем в Румянцевском музее. Был аскетом, большую часть своего скромного жалованья отдавал  нуждающимся, ходил пешком в ветхом пальто, и всего один раз, когда он возвращался из гостей, его одели в шубу и усадили в экипаж. Он простудился и умер от воспаления лёгких в больнице для бедных.

Фёдоров конечно был православным, идея Воскресения Христова и пасхальные обряды  на него производили сильное впечатление. 

Он при жизни ничего не издал, с некоторыми именитыми посетителями общался,  но писал в стол.  С Циолковским встречался, но никаким учителем для него не был, наоборот, был противником полётов и «кабинетной науки». Посмертно в 1906 (т.1) и в1913 году (т.2) его сочинения были изданы в России небольшим тиражом, но внимания не привлекли. Лишь несколько церковников пожурили за отход от официального церковного учения о «воскрешении праведников в царствии небесном» и придумывании своей «ереси».  Позднейшие зарубежные издания в Харбине ( в конце 20-х) и Лондоне (в 1970) тоже интереса не вызвали.  Вот вам адреса статей Фёдорова и даже с портретом.   Жмите!

                                                   http://az.lib.ru/f/fedorow_n_f/

 В советских энциклопедиях и изданиях его взгляды не замалчивались, они  изложены спокойно и объективно, но ими мало кто интересовался. Но вот что любопытно:  в конце 70-х (члены Политбюро старели, страна стояла на пороге перемен) в СССР появилось много публикаций с восторгами о его творчестве, причём о предыдущих оценках его творчества не упоминалось. В 1982 году в СССР был издан двухтомник, представлены  размышления философа о гуманизме, о любви к отцам, к умершим предкам, о преодоления смерти и мечты  о воскрешении всех ранее живших людей путём познания связи между молекулами и атомами организма, об управлении процессами жизни и всеми природными явлениями, климатом, землетрясениями, новыми формами энергии. Как общее дело собирания всех атомов,  из которых умершие люди при жизни состояли.  В этом Фёдоров видел смысл христианства и исполнение заветов Христа.

Его считают родоначальником русского космизма, хотя, мне думается, основателями русского космизма с большим основанием можно считать Кибальчича, Циолковского…  У Федорова получился утопический несоизмеримый ни с наукой ни с религией проект физического воскрешения всех умерших. Но никакое собирание атомов не воскресит умершего, как и не дублирует прошедшего.  Как и наши игры во всяческие реконструкции битв  - это только игры, эмоции, обучение, воспоминания  - но не более. Кстати, Фёдоров был противником наращивания вооружений. и то хорошо.

Виртуальное прошлое создать можно, но у Фёдорова речь идёт о реальном воскрешении всех поколений, «начиная с праотцев»!  Интересно – кто они?  Святые отцы, Адам и Ева или пара первых кроманьонцев?  И куда же их всех поместить? Фёдоров считает, что для этого необходим выход в Космос, а человек является частью единого космоса: «Солнечная система должна быть обращена в хозяйственную силу».

Фёдоров создавал философию, которая предназначалась для непосредственного воплощения в жизнь, воспевал братство людей, искал путь к «всеобщему синтезу»  объединяющее человечество его знания и деятельность под началом православия.

Как можно совместить его понимание воскрешения с христианством?

Он пишет: «воскрешение требует двух объединений: через самодержавие и через православие».

 «Науке нужна самодержавная власть…. «Трудная задача самодержавия, его святая обязанность в том, чтобы освободив науку от купцов и фабрикантов сделать её орудием религии»  (С 395)

 Вот такая рецептура получается…  

Существуют законы не только биологии, но и физики, в частности второе начало термодинамики. Время (то есть процессуальность, цикличность, регулярность событий и взаимодействий) необратимо, прошлое невозвратимо, мир нестабилен и каждое событие в нём вероятностно и уникально, как и каждый миг нашей единственной и неповторимой жизни. В будущее попасть можно. В прошлое – никогда.

Полной регуляции природных процессов без выхода в космос не достичь, но надо быть совершенно незнакомым с основами естествознания, чтобы всерьёз обсуждать такой «космизм». По сути он предлагал религиозную утопию, пытался подчинять природу своим фантазиям не церемонясь и не зная науки, он писал о создании организмов, неограниченно способных перемещаться во времени и пространстве… «И только воскрешенные смогут иметь такую способность» (Соч., т.1. С.645).

Фёдоров шел не к науке, а удалялся от неё. Он пишет, что дело воскрешения требует объединения самодержавия и православия. И поясняет: «святая обязанность самодержавия заключается в том, чтобы освободив науку от рабства купцам и фабрикантам и сделать её орудием религии»

 Может быть, он считал, что наука не должна исполнять заказы только купцов и фабрикантов, а служить всему обществу? Но нет!

 Он поясняет: «Нужно центр тяжести общества перенести на кладбище… Наука и ученые станут руководителями  в построении памятников…  Да и школы надо перенести к могилам отцов, пересоздать школы, чтобы  там не было места для внушаемого мнимого достоинства. (Соч., т.1. С. 394-345)

Мягко выражаясь, не любил Фёдоров интеллигенцию, считал рост городов и разложение сельской общины бедой, старательно восхвалял самодержавие, проклинал социализм и саму возможность Конституции.

Некоторые наши современники замазали оценку творчеств Фёдорова по известному методу отбора удобного для текущего момента. Если бы только за приспособленчество не любил Фёдоров некоторую часть интеллигенции, то это бы ещё ничего. Но школы, но дети при чём??

 Л. Толстой сказал: «Я не разделяю и не разделял никогда его взглядов», а М.Горький отвечая на вопрос о Фёдорове заявил: «Книги его, конечно, читал. Не понравились…  от Фёдорова тошнота, как после хлороформа».

 

Тем не менее восхваление творчества Фёдорова идёт по нарастающей.  В  МГУ проводятся конференции в честь памяти «русского Сократа» Фёдорова,  сегодня днём по Радио России я услышал как уважаемый профессор и зав.кафедрой истории русской философии МГУ  Михаил Александрович Маслин рассказывал о Фёдорове. Хорошо рассказывал, солидно, довольно нейтрально и успокоительно отвечал  бойкой и звонкой ведущей, бегущей впереди паровоза…