Христианство и эксплуатация труда .

На модерации Отложенный

Василий Рыжков 

«Возлюби ближнего твоего как самого себя» (Мк. 12:31) 

Содержание:

1.      Сущность и виды эксплуатации труда.

2.      Классификация видов эксплуатации.

3.      Христианство и эксплуатация труда. 

 

Данная работа предполагает рассмотреть вопрос эксплуатации чужого труда с точки зрения Христианства и выяснить насколько велико противоречие, если оно есть.

 1.       Сущность и виды эксплуатации труда. 

Начнем, как и полагается, с определения эксплуатации. Вот что говорит по этому поводу Википедия (статья «Эксплуатация труда»):

«Эксплуата́ция — присвоение результатов труда другого человека без обмена или с предоставлением взамен товаров (услуг, денег), стоимость которых меньше, чем стоимость, созданная трудом этого человека за рабочее время.»

А теперь попробуем расширить это представление об эксплуатации чужого труда, определить ее разновидности и каким-то образом их классифицировать.

Итак, какие виды и формы может принимать эксплуатация труда?

Эксплуатация чужого труда существует в следующих видах (формах) - это грабеж (разбой), воровство, эксплуатация рабского труда, эксплуатация труда крепостных, ростовщичество, иждивение и государственная (или общественная) эксплуатация.

 

Рассмотрим далее все по отдельности и начнем с самой грубой формы эксплуатации чужого труда – грабежа (разбоя). Хотя Уголовный кодекс разделяет понятия грабежа и разбоя (грабеж   — открытое хищение чужого имущества (ст. 161 УК РФ), а разбой - нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (ст. 162 УК РФ), мы в данной работе будем использовать единое понятие. Поскольку как форма эксплуатации чужого труда это и в том и в другом случае - завладение материальными плодами чужого труда насильственным путем, без обмена или какой либо компенсации. 

Грабеж (разбой) был одной из первых форм эксплуатации чужого труда, точнее военный грабеж – захват в свою собственность имущества (материальных благ) побежденного противника.

Грабеж является единовременным актом эксплуатации. Т.е. эксплуатируемое лицо не находится в постоянной зависимости от эксплуататора и подвергается эксплуатации периодически или разово.

Военный грабеж как форма эксплуатации сохранился до сих пор. Многие современные страны хоть и не афишируют, но и не брезгуют военным грабежом. 

Следующая форма (или вид) эксплуатации чужого труда – воровство. Так же как и грабеж, оно является уголовно наказуемым деянием. Однако в отличие от него воровство – это тайное хищение чужого имущества без применения насилия. Как и грабеж, воровство так же является единовременным (или периодическим) актом эксплуатации при котором эксплуатируемое лицо не находится в постоянной зависимости от эксплуататора.  Зато, как самостоятельный вид эксплуатации чужого труда, воровство имеет множество подвидов эксплуатации, которые, однако, не всегда совпадают с правовым определением воровства в УК.

И так, рассмотрим подвиды воровства, как формы эксплуатации труда:

- собственно воровство, т.е. незаконное, тайное присвоение чужого имущества - собственности (частной, коллективной или государственной);

- производство и продажа некачественного товара;

-  обсчет, обвес;

-  умышленное преувеличение потребительских свойств товара с целью его реализации  по завышенной цене;

-  подлог (подделка) финансовых и юридических документов, влекущий за собой переход в собственность злоумышленника чужих материальных благ либо снижение собственных расходов;

- мошенничество - хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путём обмана или злоупотребления доверием;

- финансовое мошенничество (различного рода пирамиды).

 

Еще один вид эксплуатации – рабство. При данном виде эксплуатации рабовладелец (или эксплуататор) полностью распоряжается не только произведенными эксплуатируемым рабом материальными благами, но и всем имуществом и даже самой жизнью раба. Предоставляя, впрочем,  рабу взамен в пользование минимальный набор материальных благ и имущества, необходимый для поддержания его жизни и трудоспособности. При данном виде эксплуатации рабов насильственно лишают свободы. Эксплуатация носит постоянный характер. Все цивилизации древнего мира были основаны на эксплуатации рабского труда. Позже в средние века рабство как явление было преодолено, но в новое время, в эпоху географических открытий, европейцами было возрождено рабство в отношении народов иных рас. И этот новый виток рабовладения был преодолен только в 60-х годах 19 века. В настоящее время данный вид эксплуатации можно наблюдать в форме эксплуатации труда заключенных.

 

Эксплуатация труда крепостных, отличается от эксплуатации рабского труда тем, что крепостной имеет в своей собственности и распоряжается некоторым имуществом. За счет чего кормится и содержит свою семью. А эксплуататор-феодал забирает себе не все произведенные крепостным материальные блага (хотя и большую их часть), а какую-то часть (пусть и меньшую) оставляет крепостному. Кормить и содержать феодала крепостного обязывает государство, поскольку феодал – это государственный чиновник, либо военный. По крайней мере, так было при зарождении феодального строя. Удельные князья кормились собирая дань с населения своего удела. На нее же содержали свою дружину и кроме того часть дани передавали великому князю (так сказать в федеральный центр, в федеральный бюджет). В ответ князья охраняли население своего удела от врагов, творили суд, пресекали воровство и грабежи. Крепостной имел хоть и относительную, но свободу.

В наши дни данный вид эксплуатации представлен коррупцией в органах государственной власти, когда государственный чиновник, помимо своей зарплаты, кормится с вверенной ему территории (или бюджета, или отрасли производства) собирая негласную дань в виде взяток с населения и предпринимателей за решение вопросов, которые в силу своей должности он, по сути, должен решать бесплатно, за получаемую им зарплату. Кроме того к данному виду эксплуатации относится и эксплуатация мелких и средних предпринимателей криминальными структурами («крышевание» или рэкет).

 

А сейчас давайте рассмотрим самый загадочный и неоднозначный вид эксплуатации чужого труда - ростовщичество. Обычно ростовщичеством считается предоставление в долг денег под большие проценты. Однако это довольно однобокое и не полное представление о ростовщичестве. Если взглянуть на ростовщичество как на способ эксплуатации чужого труда, то мы увидим, что суть данного способа такова: ничего не производя сам, ростовщик предоставляет другим людям во временное пользование имеющиеся у него материальные ценности (не только деньги) и за эту «услугу» он взымает с должника определенный процент произведенных им материальных благ. Исходя из данного определения, можно выделить следующие подвиды ростовщичества:

- финансовое ростовщичество (предоставление в пользование финансового капитала на определенный срок под процент). Это самая древняя форма ростовщичества. В настоящее время финансовое ростовщичество представлено различного рода кредитными организациями (банками), инвестиционными и страховыми компаниями.

- спекуляция (взымание процента за оказанную услугу предоставления товара ввиду превышающего спроса на данную услугу). Спекуляция представляет собой как бы ростовщичество наоборот. В спекулятивной операции материальные ценности не передаются во временное пользование заемщику, а приобретаются во временное пользование спекулянтом (т.е. приобретаются с целью их дальнейшей перепродажи на более выгодных условиях). Спекулянт приобретает по низкой цене (как правило, ниже «рыночной», упавшей ввиду либо т.н. форс-мажорных обстоятельств как то, война, катастрофа, либо затруднительного положения самого продавца) материальные ценности не для личного потребления или производства, а именно для перепродажи. Покупая вещь, он уже прикидывает какой процент сможет на ней заработать и, когда наступает удобный для продажи с прибылью момент, спекулянт продает вещь по цене уплаченной стоимости вещи и приращенного процента, получая, таким образом, свою прибыль. Этот вид ростовщичества такой же древний, как и финансовое ростовщичество и финансовые ростовщики никогда не брезговали спекуляцией. Спекулянтами был придуман и всемерно ими поддерживается такой инструмент роста стоимости товара как инфляция. Инфляция – это, по сути, узаконенная спекуляция.

- рентные отношения (предоставление в пользование имущественного капитала на определенный срок под процент или ренту (арендная плата)). Это более поздняя видоизмененная форма ростовщичества. Массовое распространение получила в период становления капитализма. В современной экономике это проявляется в виде получения дохода от сдачи в аренду имущества как движимого (автомобили, лодки, оборудование, инструмент) так и недвижимого (земельные участки, здания, сооружения, торговые площади, офисы, квартиры).

- использование наемного труда (капиталистическое производство, которое, по сути, является ни чем иным, как предоставлением во временное пользование капиталистом средств производства и сырья наемным работникам и получением за их использование процента в форме прибавочной стоимости). То, что человек, работающий по найму создает кроме необходимой еще и прибавочную стоимость, которую присваивает себе капиталист, открыл еще К.Маркс. И тот факт, что за прошедшие полтора столетия ни один из «выдающихся» и «великих» экономистов (в т.ч. нобелевских лауреатов) не опроверг теорию Маркса, предполагает, что, по крайней мере, к ней следует относиться серьезно и вдумчиво.

Сам процесс капиталистического производства (цикл производства товара) схематически и утрированно можно изобразить следующим образом: Капиталист, имеющий средства производства и сырье, сам не производит продукции. А трудящиеся, которые могут и умеют из данного сырья производить товарную продукцию не имеют ни средств производства, ни сырья. Для того, чтобы произвести и продать на рынке товарную продукцию трудящиеся идут к капиталисту занимают у него в долг средства производства и сырье. Производят продукцию и реализуют ее на рынке. После чего закупают потраченное в процессе производства сырье и возвращают его капиталисту. Возвращают и средства производства, компенсируя капиталисту и часть их стоимости, потраченной в процессе производства (амортизацию). Но капиталист не просто так давал в долг средства производства и сырье, а за определенный процент от выручки. Поэтому помимо всего прочего трудящиеся уплачивают капиталисту процент за пользование средствами производства и сырьем в форме прибыли капиталиста или прибавочной стоимости, оставляя себе лишь необходимую стоимость. Данная форма ростовщичества самая молодая и самая неочевидная. Сразу и не поймешь, что использование наемного труда это тоже ростовщичество. А ведь на этом полностью базируется современный нам экономический строй именуемый капитализмом.

 

Иждивение – еще один вид эксплуатации чужого труда. По своему определению иждивенец — это лицо, находящееся на длительном или постоянном материальном или денежном обеспечении со стороны других лиц. Как поясняет Википедия, «среди иждивенцев можно выделять два типа — иждивенцев государства (кооперативных и общественных организаций) и иждивенцев отдельных лиц. К первому типу относятся - пенсионеры, стипендиаты, воспитанники детских домов. А ко второму - дети, живущие на попечении родителей, или в более общем случае люди, живущие на средства других граждан. Есть еще и третий тип - иждивенцы народа. К нему относятся - представители власти: члены Совета Федерации РФ, депутаты Государственной Думы РФ, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов РФ, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов Министерства внутренних дел РФ и Федеральной службы безопасности РФ, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры.» Не соглашусь только с третьим типом иждивенцев.

Иждивенец, на мой взгляд, это человек, от которого мы не ожидаем адекватного нашим затратам ответа, и который, в силу тех или иных обстоятельств, просто не способен нам его дать. С этой точки зрения представители власти и государственные служащие не будут иждивенцами, поскольку за отданные на их содержание наши деньги мы ожидаем (и даже требуем) от них выполнения определенных действий, поступков, работ и услуг.

У данного вида эксплуатации труда есть одна отличительная особенность, которая ставит иждивение особняком  среди прочих видов эксплуатации труда. Поскольку иждивение, как эксплуатация чужого труда, это почти всегда добровольный акт. Мы отдаем иждивенцам произведенные нашим трудом материальные ценности добровольно и безвозмездно, не ожидая и не надеясь на ответное воздаяние. Мы, сильные и здоровые, заботимся о немощных и слабых, отдавая им плоды своего труда бескорыстно, в порыве любви.

 

Такой вид эксплуатации как государственная (или общественная) эксплуатация существует с незапамятных времен и в то же время в ряду видов эксплуатации он, как и иждивение, стоит особняком. Потому, что все ранее рассматриваемые нами виды эксплуатации были по своей сути простыми и носили характер взаимодействия типа «эксплуатируемый – эксплуататор». Тот, кого эксплуатировали и тот, кто получал от этого выгоду. При государственной (или общественной) эксплуатации этот характер несколько меняется и становится более сложным, поскольку выгоду от государственной (или общественной) эксплуатации, пусть в различной степени, но получают все граждане государства (общества), в том числе и сами эксплуатируемые. Здесь, однако, надо понимать, что не вся сумма государственных доходов является продуктом эксплуатации. Большая часть государственных доходов полученных в виде сборов , налогов и податей, идущая на содержание госслужащих, образование, медицину, оборону, культуру, науку – т.е. на общегосударственное строительство, будет скорее платой за оказанные нам услуги, точно так же как и наши расходы за услуги ЖКХ, а не эксплуатацией. А чистой эксплуатацией будут доходы государства, полученные от государственного ростовщичества (доходы госбанков, доходы от госмонополии цен на отдельные виды товаров, доходы по ценным бумагам и доходы в виде прибавочной стоимости, полученной на государственных предприятиях) и от эксплуатации труда заключенных.

 

2.      Классификация видов эксплуатации.

 

В предыдущем разделе мы рассмотрели виды или формы эксплуатации. Теперь давайте попробуем их как-то классифицировать.

И так, из описания видов эксплуатации приведенных выше можно заключить, что эксплуатация труда бывает двух типов – эксплуатация труда производителей материальных благ (грабеж, чистое воровство, рабский труд, труд крепостных и труд наемных рабочих) и эксплуатация труда потребителей материальных благ (производство и продажа некачественного товара, обсчет и обвес, умышленное преувеличение потребительских свойств товара, финансовое ростовщичество, спекуляция, рента и т.п.).

Давайте рассмотрим поподробней эксплуатацию труда потребителей материальных благ, поскольку на эту тему очень мало информации можно найти.

Так как потребитель расплачивается за товар (услугу) деньгами, заработанными собственным трудом, то можно сказать, что он расплачивается за него именно собственным трудом. Поэтому если продавец берет с покупателя стоимость, которая больше реальной стоимости товара или услуги, то он эксплуатирует труд покупателя. В каких случаях данная эксплуатация может возникать? Как уже было сказано ранее – при продаже некачественного товара по цене качественного, при обсчете и обвесе покупателя, при умышленном преувеличении потребительских свойств товара, при кредитовании под процент или предоставлении имущества в аренду, в результате спекулятивного завышения цен, при предоставлении некачественных услуг (например, услуг ЖКХ, медицинских, юридических и т.д.) и т.п.

Частным случаем такой эксплуатации будет и некачественное оказание государственных услуг, воровство чиновников, неэффективность государственных вложений. Об этом довольно неплохо и очень подробно пишет А.В. Карпов в своей статье на Русской народной линии «Проблемы экономики социализма. Эксплуатация» (http://ruskline.ru/analitika/2016/02/08/problemy_ekonomiki_socializma_ekspluataciya/). Хотя со многими обобщениями и выводами автора я не согласен. Мне кажется, что автор этой статьи иногда лукавит преувеличивая влияние тех или иных факторов, или сознательно преуменьшая либо не замечая таковых. Но все же, рекомендую статью почитать.

 

Еще один способ классификации эксплуатации. Эксплуатация бывает простая и сложная. Простая эксплуатация представляет собой отношения в которых участвуют две самостоятельные стороны -эксплуатируемый (выгододатель) и эксплуататор (выгодополучатель). Сложная эксплуатация возникает при общественной или государственной эксплуатации, когда эксплуатируемый (выгододатель) является одновременно и частью коллективного эксплуататора (выгодополучателя). Т.е. в этом случае происходит не добровольная самоэксплуатация в пользу общества члена данного общества.

 

3.      Христианство и эксплуатация труда.

 

Выше мы рассмотрели и классифицировали виды эксплуатации труда, а теперь давайте перейдем к основной теме данной работы о том, как же все-таки согласуется эксплуатация чужого труда с нормами христианской жизни.

Основная заповедь, характеризующая христианскую жизнь в обществе – это заповедь о любви к ближнему (“возлюби ближнего твоего как самого себя” (Мк. 12:31)). А может ли любовь к ближнему сочетаться с эксплуатацией труда этого самого ближнего? Можно ли любить и эксплуатировать одновременно?

Как ни странно – можно. Например, при таком виде эксплуатации как иждивение. Дети или немощные любят своих родителей (опекунов) и тем не менее эксплуатируют их. А сами эксплуатируемые плоды своего труда отдают иждивенцам добровольно и осознанно и тоже в порыве любви. Иждивение, можно сказать, самый христианский способ эксплуатации чужого труда, поскольку он порожден актом любви, а не насилия или обмана. Тут можно возразить, что кроме несознательного или вынужденного иждивения существует и сознательное, когда иждивенцем становится человек, который сам может зарабатывать и обеспечивать себя, но предпочитает жить за чужой счет. Но, на мой взгляд, данный случай будет скорее видом эксплуатации, который мы обозначили выше как эксплуатация труда крепостных, а не иждивением.

Кроме того, по моему глубокому убеждению, отношения любви между эксплуатируемыми и эксплуататорами возможны и при государственной (или общественной) эксплуатации. Государство (или общество) любит своих граждан (членов), хоть и понуждает к трудовой повинности, поскольку плоды эксплуатации их труда оно не присваивает себе, а перераспределяет между всеми членами общества, общественными институтами и общественными иждивенцами. Граждане, осознавая необходимость такой эксплуатации для жизнеспособности государства (общества), смиряются с ней, принимают ее как необходимую обязанность и в свою очередь воздают за любовь любовью своему государству.

 

Все же остальные виды эксплуатации НЕ БУДУТ соответствовать заповеди о любви к ближнему, а значит и НЕ БУДУТ соответствовать нормам христианской жизни.

 

Ай-ай-ай! – скажут мне наши ревнители православия, - да вы, батенька, опасный вольнодумец! Уж не социализм ли призываете нас строить? Вы что восстаете против установленного Богом порядка?

 

И тут уже мне впору сказать классическую киношную фразу, – Стоп. А вот с этого места давайте поподробнее. Какого такого порядка, установленного Богом? Можно только два примера привести, когда Бог устанавливал порядок в социально-экономических отношениях людей – первый раз – когда дал людям Закон и второй раз, когда промыслительно благословил Константина великого на создание Христианского государства. И в Законе («Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего») и в государстве Константина присутствует рабовладение. Этот порядок установлен Богом? Тогда нам следует вернуть в нашу повседневную жизнь отношения рабовладения, а все остальные отбросить, как богопротивные. Или признать, что отношения эксплуатации человека человеком – это не установление, а попущение Божие. А это уже, как говорят в Одессе, две большие разницы.

 

Хорошо, - согласятся мои оппоненты, - пусть существующий ныне порядок социально-экономических отношений и не установлен Богом, но он развился естественным путем, как результат эволюции этих самых социально-экономических отношений и менять его нет ни каких оснований.

 

На такой посыл у меня два возражения. Во-первых, думаю, вряд ли можно назвать естественным переход от феодальных отношений к капиталистическим во Франции, Англии и некоторых других странах. Буржуазные революции уж ни как эволюционным путем развития не назовешь. Во-вторых, если вы признаете, что социально-экономические отношения меняются во времени, т.е. развиваются, то почему вы решили, что это развитие закончилось при капитализме? Что может помешать этим отношениям развиваться дальше? Они что достигли своего идеала? И что, социально-экономические отношения людей при капитализме это вершина человеческих отношений? А где тут любовь к ближнему? Что капиталист любит своих рабочих как самого себя? Почему же он тогда платит им меньше чем себе?

 

Давайте еще раз вернемся к определению эксплуатации, указанному в начале статьи - «эксплуата́ция — присвоение результатов труда другого человека без обмена или с предоставлением взамен товаров (услуг, денег), стоимость которых меньше, чем стоимость, созданная трудом этого человека за рабочее время.» Разве тут нет явного противоречия с 8-й заповедью («не укради»)?

 

Таким образом, по-моему мнению, мы, как христиане, должны в нашей повседневной жизни и в обществе строить социально-экономические отношения без эксплуатации чужого труда, оставив только иждивение и государственную (или общественную) эксплуатацию.

 

Мне возразят, - а разве так можно? Каковы исторические примеры кроме безбожного советского социализма? И зачем вообще христианину заниматься исправлением социально-экономических отношений, не будет ли это восстанием против Божьего промышления, ведь все наши хозяйственные неурядицы, кризисы, голод и прочее – это воздаяние за наши грехи и не лучше ли заняться спасением души?

 

Можно. И исторические примеры есть. И они даже православные. Во-первых, это знаменитая апостольская Иерусалимская община, где «никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее» (Деян. 4:32). Во-вторых, монастырское общежительство с его коллективной собственностью и коллективным же хозяйством, которое велось в основном самими монахами без эксплуатации чужого труда (хотя были и исключения). В третьих, русская сельская община с ее экономическим укладом, сочетающим частные крестьянские хозяйства без использования наемного труда (кулаки, использующие наемный труд, стали массово появляться на селе только после реформы 1861 года) и общественную эксплуатацию всех крестьян для общих нужд общины. В четвертых, это порожденная общинным укладом жизни коллективная форма хозяйствования – производственная артель.

Что же касается восстания против Божьего промышления, то болезни и телесные недуги тоже посылаются нам за грехи. И лучшее лекарство от них это покаяние и очищение души. Но в то же время Господь, по нашей немощи, попускает нам и физическое врачевание телесных недугов лекарствами материальными. Если не надо христианину заниматься устроением социально-экономических отношений, то объясните тогда почему вы соглашаетесь на развитие медицины? Разве социально-экономическое здоровье общества менее важно для его членов, чем здоровье телесное? Либо допустите, что нужно заниматься устроением согласуемых с христианством социально-экономических отношений, либо запретите и медицину.

 

Итак, если вы считаете, что для спасения людей важно наличие Христианского государства, и вы готовы его строить, то тогда не менее важно знать и какими должны быть социально-экономические отношения в этом государстве. Полагаю, что данной работой автор внес и свой вклад в разработку этого вопроса.