И опять все знакомо
На модерации
Отложенный
В мае 1896 года в Москве никакого коронавируса не было. Были праздники в честь коронации Николая II. По этому поводу на Ходынском поле «простому народу», так любящему царя батюшку, должны были бесплатно разливать пиво и раздавать подарки. Подарки были не слишком дорогие – памятная кружка с царским вензелем, сайка булочника Филиппова, колбаса, пряник, сладости, завернутые в ситцевый платок. Вот из-за этих саек и пряников люди и погибли.
Хотя гулянье должно было начаться в 10 утра 18 мая, народ прибывал с вечера, — ходили слухи, что будут еще и деньги давать, да и пива бесплатного выпить неплохо бы. Дальше все разворачивалось как по нотам. Все ровно так, как в нашей стране и происходит.
500 тысяч человек, собравшихся на Ходынском поле, очень хотели получить подарки. И тут пошел слух, что, хотя до 10 часов еще далеко, но буфетчики, стоявшие в деревянных «балаганах», якобы уже раздают потихоньку подарки «своим». Вы удивлены? Я ни капли – согласитесь, что вариант очень реалистичный.
Дальше толпа заволновалась, все стали толкаться, тесниться, пытаться прорваться к балаганам. Полицейских на всем этом поле, где собралось полмиллиона человек, было 1800 человек и они – что? Правильно, вы уже угадали – они не справились. Они не смогли удержать толпу.
Следующий шаг – буфетчики тоже испугались, что их сейчас растопчут, и какому-то «мудрецу» пришло в голову начать кидать в толпу кульки с подарками, от чего, естественно, давка и хаос только увеличились. Вы удивлены? Я совсем нет – сколько идиотских решений, только увеличивавших хаос, мы видели хотя бы за последние недели.
Дальше началась давка, вроде бы на поле были еще и ямы, оставшиеся от проходившей здесь ярмарки, люди стали падать в ямы и канавы, кого-то придавливали к деревянным постройкам, кто-то задыхался в толпе. К тому моменту, когда официально должна была начаться раздача подарков, на поле уже было больше тысячи трупов и еще около тысячи покалеченных людей.
Что дальше? О, дальше тоже все очень знакомо. Ведь утром сюда должен был приехать царь, чтобы обозначить свое единение с народом.
Поэтому мертвых и покалеченных быстренько вывезли, порядок скоренько навели, оркестр заиграл «Боже, царя храни» — и запланированное единение состоялось.
С тех пор много раз историки и мемуаристы пытались обелить царя – дескать, он не хотел ехать на поле, так же, как не хотел ехать вечером на бал к французскому посланнику, но его уговорили, упросили, сказали, что не надо портить торжества по каким-то высоким государственным соображениям.
И снова я не удивлена. В нашей стране, где ни тонущие подводные лодки, ни ужасные пожары, ни гибель самолетов не могут заставить телеканалы убрать оплаченную рекламу, где на вопрос, что случилось с лодкой «Курск» глава страны отвечает: «Она утонула», где в городе, охваченном эпидемией, дают грандиозный салют в честь освобождения Братиславы, где, если, не дай бог, 9 мая не удастся протащить по улицам танки и ракеты, то надо будет обязательно найти другой день для этого действа, — кого здесь может удивить, что в день гибели сотен подданных царь танцует на балу. Да подумаешь!
Что было дальше? А дальше тоже характерная вещь – разные должностные лица стали валить вину друг на друга. Многие обвиняли дядю царя, московского генерал-губернатора Сергея Александровича, но в результате крайним «назначили» обер-полицмейстера Власовского, которого уволили со службы и отдали под суд. И таких историй мы тоже знаем полным-полно – кто виноват в том, что сегодня сотни москвичей толпились у входа в метро и заражали друг друга? Собянин? Полиция? Москвичи! Вот кто виноват! Москвичи, которые недостаточно организованно получили пропуска.
Ну что же, московское метро – не Ходынское поле, трупы тут не валяются. А сколько будет заболевших – это ведь тоже вопрос, сообщат нам об этом или нет. Наверное вы не удивитесь, если узнаете, что далеко не все московские газеты на следующий день после Ходынки написали о произошедшем. И действительно, зачем панику разводить?
АВТОР Тамара Эйдельман заслуженный учитель РФ, историк
Комментарии