Что страшнее – коронавирус или радиация?
На модерации
Отложенный
Украина всё глубже влезает в долги, а грядущая распродажа земли только усугубит её зависимость.
Народные депутаты Украины 13 апреля явились-таки на внеочередное заседание Верховной рады, хотя 8 из них уже успели заразиться коронавирусом, а один даже вылечиться.
Необходимость сбора парламента была вызвана тем, что 4 апреля МВФ потребовал от Украины принятия закона о банках во втором чтении и порекомендовал внести изменения в бюджет на 2020 год, «которые помогут власти дать ответ на чрезвычайные вызовы, возникшие вследствие COVID-19». Министр финансов Украины Сергей Марченко высказал надежду, что после принятия парламентом «последнего пакета законов» (о банках и об изменения в госбюджет-2020) страна до конца года получит от МВФ обещанный транш в размере до $5 млрд.
С банковским законопроектом не срослось: оппозиционеры внесли в него 16 тыс. поправок и дело застопорилось. А вот с корректировкой закона о бюджете всё получилось как нельзя лучше: за её принятие проголосовали 249 депутатов, из которых 226 голосов дали мобилизованные «слуги народа».
Страсти по бюджету разгорелись ещё до сессии. Депутаты возмущались, что правительство урезает расходы на регионы, закладывая минимум поддержки людям и экономике, зато оставляет солидное финансирование на необязательные культурно-гуманитарные проекты. Одни называли законопроект сбалансированным и выполнимым, другие – нереальным и несправедливым. Например, будет создан фонд по борьбе с COVID-19, но расходы на него сократили с 97,06 млрд. грн. до 64,67 млрд. грн. В условиях, когда болезнь вроде бы набирает обороты, это непонятно. В принятом законе дефицит госбюджета разбух с 96,3 млрд. грн. до 298,4 млрд. грн. Покрыть его предполагается за счёт иностранных заимствований. При этом доходы сокращаются с 1,096 трлн. грн. до 972,6 млрд. грн.
Изюминкой сессии стало рассмотрение 13 проектов постановлений об отмене принятого 31 марта закона о продаже земли, который Зеленский до сих пор не подписал. Юлия Тимошенко, выступая в парламенте, сослалась на доклад ООН, согласно которому сегодня в мире голодает 820 млн. человек, а в условиях распространения COVID-19 продовольственная проблема обострится ещё больше. Принятый под давлением МВФ закон о продаже земли приведёт к уничтожению фермерства, украинский чернозём станет спекулятивным товаром и неизбежно попадёт в руки иностранным банкам. Тимошенко предупредила, что власть в стране сменится, и те, кто открыл рынок земли, понесут уголовную ответственность.
Однако ни один из 13 проектов постановлений об отмене закона о продаже земли не набрал даже 70 голосов. Формальные причины, препятствовавшие Зеленскому подписать земельный закон, теперь устранены. При этом Всемирный банк принятым вариантом закона недоволен и призвал «как можно скорее принять ряд дополнительных законов», чтобы «дать возможность юридическим лицам участвовать в рынке земель для обеспечения здоровой конкуренции и ослабить ограничения на общую площадь земельных участков, которые можно приобретать в собственность». То есть пересмотреть норму, согласно которой до 2024 года разрешается покупка земли лишь физическим лицам и не более 100 га на человека.
Среди принятых Радой законов есть и закон об усилении уголовной и административной ответственности за загрязнение атмосферного воздуха и уничтожение объектов растительного мира. Теперь за рукотворные пожары штраф составит 30600–153000 грн. Актуальной эта проблема стала после того, как житель одного из сёл, расположенных в Чернобыльской зоне отчуждения, 4 апреля поджёг палую листву и сухую траву.
Начавшийся пожар распространился на территории трёх лесничеств, его не удаётся потушить до сих пор. Столицу и Киевскую область накрыл ядовитый смог.
Пожар в Чернобыльской зоне. Фото: Вячеслав Шрамович
Бывший руководитель научно-информационного центра лесного управления Михаил Попков говорит, что радиация чернобыльских лесов (цезий и стронций) поднимается в воздух и разносится потоками воздуха. Центр ядерной безопасности признал, что в воздухе присутствует радиоактивный цезий-137, но отметил, что его концентрация ниже опасной для жизни человека нормы в сто раз.
6 апреля Центральная геофизическая обсерватория зафиксировала в Киеве концентрацию взвешенных веществ и диоксида серы, превышающую среднесуточную норму в 1,6–5,6 раза. Горожане нескольких районов жаловались на едкий запах гари и невозможность открыть окна для проветривания – и это в условиях самоизоляции.
Пожары в Чернобыле. Фото NASA
А член общественного совета Государственного агентства Украины по управлению зоной отчуждения Ярослав Емельяненко 13 апреля на своей странице в Facebook написал, что огонь добрался до Припяти и находится в двух километрах от хранилища радиоактивных отходов «Подлесный», где находятся наиболее высокоактивные радиационные отходы всей Чернобыльской зоны.
При этом опасность заражения территории Украины радиацией не отменяет эпидемию коронавируса. По состоянию на 13 апреля зафиксировано 3102 подтверждённых случая (из них 530 – медработники) заболевания, выздоровели 97 человек, 93 умерли. По словам главного санитарного врача Виктора Ляшко, показатель заболеваемости COVID-19 на 100 тыс. населения составляет 6%, летальности – 2,9%. При этом 82% умерших имели сопутствующие заболевания: сердечно-сосудистые, сахарный диабет, новообразования, болезни почек и лёгких. Ляшко утверждает, что пик коронавируса ожидается 17 апреля, но если страна будет придерживаться нынешних ограничительных норм, «итальянского сценария» удастся избежать. Учитывая информацию Госстата, ведомство главного санитарного врача ожидает инфицирование коронавирусом 800 тыс. человек. В случае заражения свыше 10% населения возможен коллапс медицинской системы.
При этом на Украине нет возможности увеличить количество тестирований. По словам бывшего главы государственной санитарно-эпидемиологической службы (2014-2016 гг.) Святослава Протаса, дополнительное оборудование и ПЦР-тесты проблему не решат. В стране не хватает специалистов, из которых можно было бы сформировать бригады, чтобы работать круглосуточно, увеличив пропускную способность лабораторий в разы. Нынешние 100 исследований на одну область – это предел. Пять лет назад СЭС на Украине была ликвидирована, а подготовка эпидемиологов прекращена. Сейчас имеем результаты «оптимизации» системы здравоохранения.
Экономисты тоже не радуют. По словам исполнительного директора Центра экономической стратегии Глеба Вышлинского, первый карантинный месяц обошелся Украине в 3% потерянного ВВП. Даже при самом оптимистическом сценарии его падение за 2020 год может составить 5-10%.
При этом уровень госдолга вырастет до 59% ВВП, тогда как в 2019-м он равнялся 51%.
Украина всё глубже влезает в долги, а грядущая распродажа земли только усугубит её зависимость.
Комментарии
Комментарий удален модератором
...моГет и кастрюлю....
Да кому их земля нужна? На ней работать надо. А рынок продовольствия затоварен. Только в Африку если, но тем платить нечем...