Так сложилось, что в своих колонках я, так или иначе, касаюсь развития вычислительной техники и последствий этого развития для общества. Сегодня я хотел бы поговорить о том, что ждет человеческое общество, когда эта техника превзойдет самый совершенный компьютер, который существует в известном нам мире, — человеческий мозг.
Продолжая аналогию между мозгом человека и компьютером, можно подсчитать объем памяти мозга: от одного до 100 000 терабайт – и его быстродействие: от 100 до 10 000 триллионов операций в секунду. Для сравнения, самый быстрый из существующих суперкомьютеров, «Тяньхэ-1», расположенный в Национальном суперкомпьютерном центре в городе Тяньцзинь (Китай), имеет скорость вычислений около 2500 триллионов операций в секунду и только оперативную память 262 терабайт.
Самый мощный российский суперкомпьютер, «Ломоносов», имеет производительность 420 триллионов операций в секунду.
Источник: TPlatforms
Таким образом, уже сегодня суперкомпьютеры, а завтра обычные персоналки оказываются «умнее» нас с вами. Правда, для искусственного интеллекта одного «железа» мало. Нужен и «софт» – программа, которая бы предоставляла инфраструктуру для процесса мышления – подобно тому, как операционная система создает условия для функционирования программных приложений в обычном компьютере. Создание такой программы затруднено тем, что мы пока не совсем понимаем (а точнее совсем не понимаем), что, собственно, есть сознание и как оно устроено. В познании этой «загвоздки вселенной» мы едва ли заметно продвинулись со времен Платона и Аристотеля.
— Некоторые из вас могут спросить, почему я выбрал для своей лекции тему: «Могут ли машины мыслить?»
Источник: Из сборника «Физики шутят»
Возможно, впрочем, что подобную программу писать и не придется. В настоящее время вместе с информационными технологиями высочайшими темпами развивается технология компьютерной томографии мозга, а также стремительно растут наши знания о физиологии его клеток – нейронах. Не за горами то время, когда наших знаний будет достаточно, чтобы полностью воспроизвести мыслительную деятельность человеческого мозга человека на ЭВМ. Топология нейронных связей, скопированная с мозга человека в память компьютера, плюс программа, моделирующая взаимодействие нейронов между собой, приведут в действие мыслительный процесс, идентичный мыслительному процессу «оригинала». Процесс, имеющий ту же память, тот же образ мысли и такие же душевные привязанности. Фактически, это та самая нематериальная сущность человека, которую идеалисты называют душой.
«Дух в машине»
Душа человека, перенесенная на другой носитель, – одна из тем произведений великого писателя, философа и гуманиста XX века Станислава Лема. В его главной книге («Солярис») таким носителем является неустойчивая нейтриннная система, созданная полем океана чужой планеты. Но в цикле рассказов «Воспоминания Ийона Тихого» носитель много ближе к земной реальности. Вот как он описывает «Открытие профессора Декантора»:
... моя синтетическая душа представляет собой раз навсегда зафиксированный отпечаток сознания нормального, полного сил индивидуума на каком-то отрезке времени. Как я это делаю? В субстанции, идеально для этого подходящей, воссоздаю с высочайшей, предельной точностью, атом за атомом, вибрацию за вибрацией, конфигурацию живого мозга... в этой субстанции было сохранено сознание живое, чувствующее, способное к свободнейшему мышлению, к снам и яви, к своеобразнейшей игре фантазии, вечно изменяющееся, вечно чувствительное к ходу времени...
Человеческий мозг суть компьютер, только невероятно сложный. Он получает информацию от «устройств ввода» – органов чувств в виде нервных импульсов, обрабатывает ее, и передает «устройствам вывода» – мышцам, которые приводят в движение наше тело. «Духу в машине» – некоторые фантасты называют его инфоморфом, понадобится и то, и другое – иначе он быстро сойдет с ума от скуки. Тот же Лем предлагает такое решение:
...определенные импульсы воздействуют на наши органы чувств и по нервам бегут в наш мозг соответствующие сигналы. А теперь вообразите, Тихий, что я смогу воздействовать на ваш обонятельный нерв точно так же, как это делает душистая гвоздика, — что вы будете ощущать?
— Запах гвоздики, разумеется, — отвечал я.
Профессор, крякнул, словно радуясь, что я достаточно понятлив, и продолжал:
— А если я сделаю то же самое со всеми вашими нервами, то вы будете ощущать не внешний мир, а то, что я по этим нервам протелеграфирую в ваш мозг…
Итак, инфоморф-наркоман. Сознание, живущее не взаимодействием с внешним миром, а имитацией этого взаимодействия, которую будет предоставлять другой компьютер.
Наркомания – не совсем правильное сравнение. Наркотический бред, будучи, возможно, приятным, является плодом воображения самого сознания, искаженного воздействием химического вещества. А то, что испытывает сознание, подключенное к такому симулятору, можно сравнить скорее с мечтой геймера переселиться на другую сторону экрана и ощутить мир игры не только зрением и слухом, но и телом.
...знойные ночи юга и рокот волн, это тела зверей и грохот пальбы, это похороны и пьянки, вкус яблок и груш, снежные метели, вечера, проведенные в семейном кругу у пылающего камина, и крики на палубе тонущего корабля, и горные вершины, и кладбища, и бредовые галлюцинации — Ийон Тихий, там весь мир!
Ощущения, которые можно симулировать прямым воздействием на мозг, не ограничены сферой человеческих восприятий. Изобретатели игр-симуляторов для инфоморфов-наркоманов не ограничатся ощущениями человека, сражающегося с чудовищами на планете Пандора, гибнущего на костре или занимающегося любовью с Ксенией Собчак. Имея доступ к индивидуальным нейронам электронной модели мозга, можно реализовать ощущения, о которых нам, людям, невозможно даже помыслить!
И все же эти симуляторы не заменят для человеческого сознания, пусть даже заключенного в машину, взаимодействия с реальным миром, творчества, общения с друзьями и объятий любимых. А когда есть спрос, появится и предложение. Глаза заменят камеры, уши – микрофоны, а руки и ноги – сервомоторы. И в нашу жизнь войдут странные машины, роботы с человеческой душой, которые будут жить с людьми, говорить и слушать, как люди, думать и ошибаться, как люди. Собственно, они и будут людьми, только в другой оболочке.
Человек - это душонка, обремененная трупом. Древнегреческий философ Эпиктет (50-138 н.э.)
Источник: http://ru.wikipedia.org/
Инфоморфы и общество
Сначала инфоморфов будет немного. Ведь человеку дорого его тело. Даже если «оригинал» при копировании не будет гибнуть, мало кто захочет создавать себе двойника, обреченного на существование вне человеческого облика. Так что поначалу этой «услугой» захотят воспользоваться только те, чья естественная оболочка приходит в негодность – тяжелобольные, престарелые люди, инвалиды, солдаты, уходящие в бой... И все же с появлением первых инфоморфов история человечества радикально изменит свой ход.
История была пришпорена, история понеслась вскачь, грохоча золотыми подковами по черепам дураков.
А.Н.Толстой
Во-первых, инфоморфы начнут работать и зарабатывать деньги. Живым людям это принесет массу неудобств: предложение на рынке труда возрастет, а количество рабочих мест не изменится. А в ряде случаев инфоморф будет более выгодным сотрудником, нежели человек: он не будет требовать перерыва на обед, не будет уставать и не будет флиртовать с инфоморфами противоположного пола.
Во-вторых, инфоморфы потребуют таких же прав, как и люди. И у нас, людей из плоти и крови, не будет оснований им отказать, ибо вся наша цивилизациия, все мировоззрение, даже основные религии основываются на ценности человеческой души и ее первичности по отношению к телу. В первую очередь будет признано право инфоморфов на жизнь. Выключение компьютера, содержащего человеческое сознание, будет приравнено к убийству. Остальные права – на труд, собственность, свободу, право на рождение (сборку!) и воспитание потомства, право избирать и быть избранными в парламент – не замедлят последовать.
В-третьих, инфоморфы начнут тратить деньги, которые заработали. Причем, скорее всего, не так, как мы, гуманоиды. Приключения тела, на которые мы тратим львиную долю своих доходов – еда, наркотики, курорты, спорт, секс, – инфоморфам будут неинтересны.
Ведь они смогут получить точно такие же ощущения посредством симуляторов. Зато им будет присуще другое стремление, чуждое большинству из нас, — самосовершенствование. Сначала, практически с момента массового появления инфоморфов, возникнет колоссальный рынок искусственных рук, ног, глаз, ушей, органов вкуса, обоняния, репродуктивных органов, служащих лишь одной цели – приблизить мир физических ощущений и возможностей, доступных инфоморфу, к человеческим.
Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум Франсуа де Ларошфуко (1613—1680)
Источник: ru.wikipedia.org
Но затем, когда эта цель будет достигнута, многие из инфоморфов захотят усовершенствовать не только свое тело, но и мозг. Многие из нас жалуются на плохую память, отсутствие внимания или способностей к математике. Эти наши жалобы были и еще долго останутся тщетными – усвершенствование человеческого мозга много труднее, чем его сканирование. А для электронных инфоморфов это будет вопрос замены парочки микросхем – операция примерно такого же уровня сложности, как для нас – апгрейд домашнего компьютера.
Инфоморфы станут умнее нас. Не просто умнее, а в тысячи и миллионы раз умнее. Они смогут писать стихи лучше, чем Пушкин, и музыку лучше, чем Моцарт. Они будут разбираться в науках – во всех науках – лучше, чем Эйнштейн разбирался в физике. Они научатся изобретать лучше, чем Томас Эдисон, программировать лучше, чем Билл Гейтс, и управлять предприятиями лучше, чем Генри Форд. Они сказочно разбогатеют. Наконец, они легко выиграют все политические дебаты и придут к власти.
Страшно? Хочется дернуть ручку стоп-крана? Поздно. Ибо «интеллектуальный взрыв» инфоморфов будет в первую очередь выгоден нам, людям. Они смогут взять на себя непосильный человеку интеллектуальный труд точно так же, как в XVIII веке машины взяли на себя труд физический. Инфоморфы будут нас учить, лечить, развлекать, конструировать для нас дома и машины. Для людей будущего отказаться от инфоморфов будем много труднее, чем нам сегодня отказаться от компьютеров.
И даже если предположить невероятное – что «самоапгрейд» во всем мире будет законодательно запрещен, – такой запрет едва ли будет соблюдаться. Ведь усовершенствованный инфоморф – прекрасный инструмент для зарабатывания денег. А деньги, как известно, движут миром.
Представим себе Васю Пупкина, который хранит в подвале инфоморф любимой, но покойной бабушки. За неимением лучшего занятия, бабушка почитывает биржевые бюллютени. А поскольку она в тысячу раз умнее не только Васи, но и Дональда Трампа, у нее начинают возникать идеи. «Васенька, почему бы тебе не купить пару сотен акций компании Х? У них дела вроде скоро в гору должны пойти...»
Подкармливая мудрую прародительницу модными микросхемками с черного рынка и внимая ее советам, Вася за пару лет делается миллиардером. А бабушка, которая и при жизни-то была себе на уме, решит, что ей надоело жить в подвале и что Васенька мог бы использовать свои капитал и влияние, чтобы и её, старушку, уважить и из подвала вытащить. Дескать, сырость вредит, суставы ржавеют... И вот бабушка выходит из подвала, достает (прямо из воздуха) свой инфоморфский супер-пупер автомат и... остается лишь надеяться на инфоморф Брюса Виллиса.
Раскол или единение?
Я несколько увлекся. Трудно себе представить, чтобы инфоморфам пришло в голову воевать с людьми. Во-первых, они – это в прошлом мы сами. Во-вторых, людям и инфоморфам придется достаточно длительный промежуток времени жить бок о бок и зависеть друг от друга. В-третьих, человек тоже не лыком шит и в случае «войны миров» он вполне в состоянии нанести чувствительный ответный удар.
Мы не хотим забыть, что мы – плоть от плоти вашей и что у нас одна родина, и уже много лет мы ломаем голову, как смягчить последствия этого неминуемого раскола. Ведь фактически все выглядит так, будто человечество распадается на высшую и низшую расы. Что может быть отвратительней?
А. и Б. Стругацкие «Волны гасят ветер»
Более вероятно, что и люди, и инфоморфы предпримут усилия к тому, чтобы избежать раскола разумной жизни на Земле на две расы и стереть различия между двумя расами. Биологи, вооруженные мощью искусственного интеллекта, научатся искусственному синтезу человеческого тела и обратному переносу сознания в это тело из мозга инфоморфа. И тогда водораздел между людьми и инфоморфами исчезнет, ибо каждый сможет беспрепятственно выбирать любое из этих обличий и свободно переходить из одного в другое. Человек, желающий перенести свое сознание на искуственный носитель, всегда сможет вернуться обратно – и поэтому не побоится попробовать.
А оказавшись в «шкуре» инфоморфа, человек может не захотеть возвращаться. Ведь усовершенствованный инфоморф по спектру доступных ему ощущений, эмоциональным, физическим и интеллектуальным способностям многократно превосходит человека. К тому же инфоморф вечно молод, вечно здоров и практически бессмертен. Ощущение такого человека можно сравнить с тем, что чувствует ребенок, который вырос в погребе, не подозревая о том, что существует небо, лес, солнце, море... Однажды выйдя из погреба, захочется ли ему обратно? Перефразируя Циолковского, можно сказать, что биологическое тело – колыбель человеческого разума. Но нельзя же вечно жить в колыбели.
Что дальше?
Прерывист мой дальнейший след, свидетельства сумбурны, молва разноречива ...
М. Щербаков
Итак, наступит день, когда последний человек распрощается с колыбелью. Дальнейшую судьбу человечества представить себе трудно. Ясно, что инфоморфы будут продолжать изменять и свое тело, и свой мозг так, как сочтут нужным, стремясь к усилению своих способностей постичь и изменить мир. По некоторым предположениям, наступит так называемая технологическая сингулярность – взрывообразное развитие интеллекта, для которого не только биологические, но и физические рамки Вселенной могут оказаться тесными.
Даже примерно угадать облик Сингулярности с нашими нынешними знаниями невозможно, хотя попытки делаются. Одна из самых известных – книга футуролога Раймонда Курцвейла «Сингулярность уже близка» (The Singularity Is Near), опубликованная в 2005 году.
Источник: ru.wikipedia.org
Итак, еще один сценарий конца света. Вообще-то предсказаниям грядущей гибели человечества, наверное, столько же лет, сколько самой человеческой цивилизации. В наше время вероятность нашего общего конца – посредством ядерной войны, или глобальной экологической катастрофы, или тотальной гибели пчел – как никогда велика, но велик и шанс, что общими усилиями человечеству удастся сплотиться перед лицом этих напастей.
У нас же шла речь об апокалипсисе совсем другого типа. Сценарий, который на каждом своем этапе несет с собой ощутимую выгоду каждой отдельно взятой личности – и потому едва ли встретит организованное сопротивление и гораздо с большей вероятностью состоится.
Закон Мура гласит, что мощность компьютеров повышается в два раза каждые полтора-два года. Экстраполяция показывает, что компьютерная техника достигнет уровня, необходимого для «загрузки сознания», к 2025 году.
Закон Мура гласит, что мощность компьютеров повышается в два раза каждые полтора-два года. Экстраполяция показывает, что компьютерная техника достигнет уровня, необходимого для «загрузки сознания», к 2025 году.
Источник: http://ru.wikipedia.org/
А это значит, что мы увидим инфоморфов еще при нашей жизни. Вполне возможно, что нас с вами, дорогие читатели, ожидает бессмертие.
Комментарии
а вот в сети
http://depositfiles.com/ru/files/t8ml8tl7i