Протестные настроения москвичей меняют форму выражения

Протестные настроения москвичей меняют форму выражения. РБК daily удалось ознакомиться с милицейской статистикой массовых собраний в столице за последние годы. Как выяснилось, в прошлом году количество митингов, в том числе несогласованных, сократилось почти в три раза, но общее число их участников увеличилось. Сами участники митингов замечают больший радикализм акций и омоложение основной группы актива.

Сегодня в Москве ежедневно проходит около десятка митингов и других протестных акций. Официальной статистики массовых выступлений нет. Но в УИОС ГУВД столицы по заказу главы Совета при президенте по правам человека Михаила Федотова подсчитали количество публичных акций, в том числе не согласованных с властями, за последние два с половиной года.

image_2 (original)

По предоставленным РБК daily данным, в 2009 году в Москве прошло 4906 публичных собраний, в которых участвовали 313 900 человек. Из них несогласованными оказались 147 акций с общим количеством участников 4862 человека. По информации силовиков, во время проведения митингов в ОВД успели побывать 1796 человек за различные правонарушения.

В прошлом году количество массовых выступлений резко сократилось, а вот число их участников заметно увеличилось. 1645 собраний посетили более 339 тыс. человек. В том числе 119 митингов прошло несогласованно. Число их участников также увеличилось и составило 16 626 человек (рост почти в три раза). Пополнились и ряды правонарушителей — 3404 человека.

По информации за январь—февраль 2011 года, серьезных изменений по количеству массовых собраний пока не отмечено: 372 публичные акции с более чем 11 400 участников, 1333 человека из которых пришли на неразрешенные митинги, 35 акций не было согласовано с властями.



«По моим данным, 2010 год стал рекордным по протестной активности, — замечает член политсовета движения «Солидарность» Илья Яшин. — Акции стали приобретать масштабность и более протестный характер». Это связано с ростом протестных настроений, что подтверждает большая радикальность лозунгов последних лет, считает он.

Другой тенденцией становится «омоложение» участников подобных мероприятий. «Если в 2006—2007 годах это были пенсионеры, то сейчас основной контингент стал более моложе», — утверждает г-н Яшин.

«Люди стали выходить реже, но в большем количестве», — подтверждает цифры статистики один из участников Марша несогласных и движения «Стратегия-31», член исполкома «Другой России» Александр Аверин. При этом активист отмечает рост лояльности и корректности полиции в отношении задержанных. А вот власть по-прежнему относится настороженно к подобным акциям, добавляет он.

Это не так — перед избирательной кампанией действия милиции становятся жестче, делится впечатлениями Илья Яшин.

Однопартиец Александра Аверина, опытный активист и лидер «Другой России» Эдуард Лимонов данным ГУВД не доверяет. «Врут», — объясняет он. «Лично я замечаю увеличение количества митингов по стране, только в Москве каждый день проходят по две-три акции, а данные ГУВД направлены на успокоение власти и общества», — полагает г-н Лимонов.