Где найти источник любви к людям. Размышления христианина (бывшего атеиста)

На модерации Отложенный

 Фото из интернета неизвестного фотографа. Спаси его Господи!

 Фото из интернета неизвестного фотографа. Спаси его Господи!

 

В последнее время как-то больше стал замечать грубость, жёсткость, подлость, и в сердце из-за этого, а также из-за некоторых других причин стала оскудевать любовь к людям, а без любви к людям, без веры в людей становится жить очень тяжело, и кажется, будто вместе с любовью и доверием уходит и сама жизнь. Но вот, читая духовный дневник святого праведного Иоанна Кронштадтского, я пришёл к неожиданной мысли о том, что источник любви к человеку можно найти в его созданности по образу и подобию Божию, в его причастности к Богу, а значит, и в его духовной красоте, если только он не отпал от Бога и не попал во власть сатаны.

…Заповеди любви к Богу и к людям – это главные заповеди Иисуса Христа. Вот что об этом говорится в Евангелии:

«28 Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошёл и спросил Его: какая первая из всех заповедей?

29 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: «слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;

30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею», – вот первая заповедь!

31 Вторая подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Иной большей сих заповеди нет» (Евангелие от Марка 12:28-31).

Но тут, я считаю, нужно сделать одну очень важную оговорку. В общем понимании под словами «Возлюби ближнего» принять считать, что Господь заповедовал нам любить всех подряд. И многие козыряют этим: мол, «Чего же ты не любишь своего ближнего?», - имея в виду какого-нибудь злодея. Но я считаю, что такое понимание понятия «ближний» не совсем верно. Ближний – это не каждый встречный-поперечный, оказавшийся рядом с нами, а тот, с кем мы близки душой, кому мы дороги, кто может прийти к нам на помощь. Вот что об этом говорится в Евангелии:

29 «Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: «А кто мой ближний?» 30 На это сказал Иисус: «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

31 Случайно той дорогой шел один священник и, увидев его, прошел мимо.

32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

33 Некий же самарянин, проезжая, подошел к нему, и, увидев его, сжалился, 34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; 35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: „Позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе“.

36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» 37 Он сказал: «Оказавший ему милость». Тогда Иисус сказал ему: «Иди и поступай так же»» (Евангелие от Луки 10:29-37).

Причём важно, что здесь ближним оказался не священник, не левит (человек из Богом избранной для священства части еврейского народа), а самарянин, считаемый евреями иноплеменником и врагом.

Вообще, надо сказать, что Иисус Христос проповедовал своё учение не для одних евреев, а для всего мира («…и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и в Самарии и даже до края земли» («Деяния святых апостолов», 1:8). Это говорит о том, что человек из любого народа может стать христианином… И люди, ныне отрицающие Бога, завтра могут стать христианами…

И христианская церковь принимает к себе даже грешных людей:

«Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные /…/

Ибо Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф.9:12-13).

Господь говорил перед Своим распятием такие слова:

9 «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. 10 Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. 11 Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.

12 Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. 13 Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Евангелие от Иоанна 15:9-13).

И положил душу за нас, показывая нам пример любви друг к другу – был уже, видимо, на следующий день после этих слов распят.

И исполнились его слова: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Мф. 12:24).

Вот такой вот пример любви друг к другу и к людям оставил нам Господь.

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.

По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34-35).

Вот такой наш Господь и Учитель Иисус Христос. И такими надо стараться быть и нам, учась у Него.

И, я так понял, что главной заповедью Иисуса Христа была заповедь любви.

И, возможно, любовь – это главное качество Бога…

Но всё же думается – за что любить людей, что в них такого хорошего?

Но вот что святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет о качествах Ангелов и о том, что /многие/ христиане после смерти и воскрешения станут равны Ангелам:

«Святые Ангелы и прочие небесные Силы исполнены цельной, святой жизни, ненарушимого мира, нерушимой бодрости, вечного мужества и силы, неизреченной красоты, света, высокого ума, чистейшей к Богу и к людям любви, взаимного дружества, озарения и просвещения. Таковы и наши святые Ангелы хранители. Чудная природа ангельская! Но и христиане, которые сподобятся достигнуть будущего века и воскресения из мертвых, равны будут Ангелам, по слову Самого Господа. Будем же усердно стремиться к тому, не имеющему конца веку, непоколебимому, безмятежному» («Моя жизнь во Христе» святой праведный Иоанн Кронштадтский (М.: Благовест, 2012), стр.

667).

И вот если многие из нас будут равны Ангелам, то неужели нам не захочется любить таких людей, каких много вокруг нас уже здесь, в земной жизни?

Но вот что ещё мы читаем в Писании:

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие, 1:26-27).

И вот ещё что сказал Господь наш Иисус Христос на Тайной Вечере своим ученикам, перед Своим распятием:

«Ещё немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить.

В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас» (Ин. 14:19-20).

Господь говорит о том, что мы в Нём, а Он в нас, в христианах! Как же нас освещает Божий Свет, если Господь в нас, а мы в Нём! И это ли не повод для любви друг к другу?

И вот что пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский о качествах Бога, по образу и подобию Которого мы созданы, и Который в нас, а мы в Нём:

«Бог есть Дух бесконечный. В чём эта бесконечность заключается? В бесконечности бытия, жизни и премудрости, благости и любви, всемогущества, праведности и святости, в Его вездесущии…» («Моя жизнь во Христе», стр. 669).

«Господь благ и милосерд, /…/ Он любит нас, как Отец /…/, Он премудр и всеведущ /…/, Он всемогущ /…/, Он свят и праведен…» («Моя жизнь во Христе», стр. 657 – 658).

И вот мы созданы по образу нашего Господа Бога и Он в нас, а мы в Нём – и не должно ли от этого радоваться наше сердце и наполняться любовью к ближним?

«Христос – упование наше, очищение и освящение, воскресение, живот и покой – есть единое на потребу всем нам…» («Моя жизнь во Христе», стр. 539).

Но нужно сказать, что вот эти слова Христа о том, что Он в нас, а мы в Нём, видимо, относятся не ко всем людям, а к его ученикам, к истинным христианам. И что есть другая заповедь Иисуса Христа:

«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7:6).

И есть люди, подобные псам и свиньям, и наша любовь подобна жемчугам души нашей, которые нельзя бросать им.

Да, Господь заботится о людях, любит, спасает нас. Но, видимо, есть какой-то предел у этой любви, которого мы можем достигнуть своими грехами, неприятием Бога и Его заповедей. И, наоборот, Господь поддерживает людей, идущих Его путём:

1 «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. 2 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. 3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. 4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне.

5 Я есмь лоза, а вы — ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. 6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. 7 Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, проси́те, и будет вам. 8 Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками»(Евангелие от Иоанна 15:1-8).

Мы можем стремиться в нашей жизни к Богу, становясь лучше и вызывая к себе любовь праведных людей.

Но можем двигаться и в обратную сторону, деградируя и вызывая неприязнь или даже ненависть…

Но сколь же прекрасен путь к свету, к добру, к любви, к совершенствованию, и сколько счастья мы обретаем на этом пути, и как ошибаются, сколь многое теряют те, кто идут путём разрушения и деградации!

И люди, идущие дорогой тьмы, отвергающие дары Божьей любви, достойны не столько ненависти, сколько жалости. И хочется пожелать им вразумления и движения к свету и счастью, а не наоборот…

«Мне Господь дал величайшее, неотъемлемое богатство – образ и подобие Свое, дал мне Себя Самого /…/ Какое после этого земное богатство мне нужно? Какая честь? Человек! Будь богат Богом: всё приходит тебе от Бога» («Моя жизнь во Христе», с. 440).

Но хочется добавить к словам святого праведного Иоанна Кронштадтского: возлюби Бога, но возлюби и ближнего – много добра и счастья может произойти и от человека, если этот человек стремится к Богу и свету.

…Христианство – это не просто обряды, какие-то непонятные таинства, а действительно есть приобретение, очищение и освящение, вечная жизнь, вознесение нас к Богу, к небесам, к счастью.

И человек в этом свете мне представляется частичкой мудрости, ума, смелости и других подобных добрых качеств, двигающейся в пространстве и времени, осознающей происходящее вокруг, законы мира и созидающего мир, делающего его лучше, несущей свет. И сколь прекрасна и сколь заслуживает любви такая частичка добра и света!

Итак, Господь освящает нас тем, что мы созданы по Его образу и подобию; что Он в христианах, а мы – в Нём; освящает нас заповедями любви к Богу и к людям; освящает нас Своей жертвой на кресте за нас, - и неужели освящённые светом Божьей любви мы не достойны любви друг к другу?

Спаси всех нас Господи! Добра, счастья и любви всем добрым и не очень добрым людям! А злодеям становиться добрыми людьми, и чтобы у них тоже всё было хорошо!

 

Хочется сопроводить мою статью вот этой вот счастливой, величественной и торжественной песней «Господа благослови земля!», очень созвучной духу моей статьи:

https://www.youtube.com/watch?v=pidozmAPc0k

Храни всех нас Господи!

Максим Чепиков

07.04.2020 г.