Рязань. 1000 лет назад казаки основали город всеобщего равенства

На модерации Отложенный

Этот город в в центре России можно назвать как живой страницей истории казачьего народа, так и уникальным древним социальным экспериментом. Весной 1095 года была основана Рязань (неоф. Русская Троя), где казаки хотели воплотить свои мечты о справедливости, истинной вере и идеальном обществе.

 

Это один из крупнейших древнерусских городов XII—XIII веков, столица Великого Рязанского княжества и самое большое археологическое городище России. Площадь одних только укреплений Старой Рязани во второй половине XII века, не считая городских посадов достигает более 60 га, с предместьями — 75 га.

 

Город был уничтожен зимой 1237 года во время монгольского нашествия Бату-хана, по приказу Хазарского каганата, а все его постройки, включая каменные храмы, обращены в пепел. Рязань на этом месте больше никогда не восстанавливалась[2]. В XIV веке город передал столичные и кафедральные функции расположенному в 50 км выше по течению Оки Переяславлю-Рязанскому, который в 1778 году обрёл новое имя в честь древней Рязани.

 

 

Красные черепичные крыши окружали высокую Башню Богов, на главной площади. До сего времени, под руинами скрываются многокилометровые подземелья. Этот город создали казаки, мещярики, мордва, мурома. татары – наследники древних языческих культов, противостоящих игу еврейского Хазарского Каганата.

 

«Рязань была основана как казачья крепость при достаточно драматических обстоятельствах. Рядом набирал силу иудейский Харазарский каганат. Простой люд не желающий принимать иудейскую веру, стакалися в Рязань под покровительство казаков. Идеи древней языческой Веры были близки многим людям того времени.

 

Рязань, как и положено городу казаков, рождался в огне сражений. Казаки были не только воинами, но и радикальными язычниками– не удивительно, что их попытка восстановить справедливость, как они ее понимали, выпала на начало появления хрестиансва, которое они приняли как более светлую религию нежели иудейство.

 

Впервые Рязань упоминается в «Повести временных лет» под 1096 годом. Фактически с момента основания город набирал силу, укреплялся и благоустраивался, становясь одним из крупных культурных и торговых центров Древней Руси. Этому в немалой степени способствовало и его выгодное географическое положение. Через Рязань, расположенную на самом южном изгибе Оки, проходили торговые пути, связывающие Русь со многими странами Азии и Европы.

 

По Оке и Волге шел путь в земли мордвы, в Волжскую Булгарию, в Итиль и страны Востока. Верховье реки Прони, впадающей в Оку неподалеку от Рязани, близко подходило к Дону. Здесь был переволок, и водные пути вели из Поочья и Азово-Черноморский бассейн и дальше - в Византию. Будучи значительным экономическим, культурным, торговым центром, Рязань входила в число самых крупных городов Древней Руси. Арабские письменные источники называли ее «третьим центром мира». В XI - XIII веках население Рязани составляло 17-20 тысяч человек. Это больше чем в Киеве времен Ярослава Мудрого (XI век). Для сравнения: в крупнейших городах средневековья – Париже, Кельне, Страсбурге - население не превышало 15 - 17 тысяч человек.

 

Интересно, что город был основан дважды.

Первый раз город был уничтожен зимой 1237 года во время якобы монгольского нашествия Бату-хана (на самом деле наемниками Хазарского каганата), а все его постройки, включая каменные храмы, обращены в пепел. Рязань на этом месте больше никогда не восстанавливалась. В XIV веке город передал столичные и кафедральные функции расположенному в 50 км выше по течению Оки Переяславлю-Рязанскому, который в 1778 году обрёл новое имя в честь древней Рязани.

 

«Место, на котором построенна Рязань, описанно даже в индийской Бахаватгите- Мещера с реками Богов Пра и Ока (по индийской легенде отсюда пришли их предки Белые Боги).

 

Со временем казаки основали еще одну крепость- город Касимов, там появилось первое казачье войско- мещерское. Именно мещерские казаки впервые упоминались в письменных источниках и только через 400 лет после этого с расселением рязанских казаков появляется Донское и запорожское казачество.

 

Казаки были очень терпимы ко всем верам кроме иудейской, что спосбствовало принятию казаками веры христовой, которую несли проповедники, ходившие из одной деревни в другую, читали селянам свои проповеди, собирая их на различных холмах и возвышенностях.

 

Они считали себя той армией, которая должна сплотиться вокруг Иисуса, чтобы противостоять злу и Антихристу и одержать победу в последнем бою. Так что у них присутствовал и апокалиптический смысл, кторый делал их равнодушными к смерти в бою».

 

Проповедники того времени активно предрекали близкий конец света.

 

Средневековый коммунизм

 

В Рязани и Касимове казаки пытались воплотить свои идеалы и мечты о всеобщем равенстве. Священники причащали не только хлебом, но и вином.

 

Обедню священники из казаков служили в мирской одежде и сапогах, подпоясовшись кинжалом. За это, как пишет в своих исследования И.В. Воздвиженский, рязанцев прозвали "косопузыми".

 

Исповедовались вместе и вслух – жизнь жителей идеального города должна была быть чистой и целомудренной. Трапезы и припасы были общими. Все свои деньги, украшения, золото и серебро люди, приходившие, чтобы присоединиться к казакам, бросали в бочку, установленную на центральной площади. Затем это имущество делилось между членами общины в зависимости от потребностей. В Рязань и Касимов приходили целыми семьями, и горожане восторженно встречали своих новых братьев и сестер, как их называли. Все жители считались равными, вне зависимости от происхождения, никто не должен был считать себя выше другого.

 

Свою жизнь казаки проводили в сражениях, молитвах и беседах о вере. Считается, «казачий коммунизм» продержался 300 лет – потом казаки начали брать дань со окрестных крестьян, превращаясь в феодалов и перенимая привычки других землевладельцев.

 

Великое Рязанское Княжество расширилось настолькоо что стало представлять серьезную угрозу для европейских стран.

 

Стоит упомянуть что рязанцы- казаки владели Черниговским и Киевскими Княжествами, именно они дали тавро (печать) на княжение Киеву и нынешний герб Украины это герб Великого Рязанского Княжества.

 

 

При Иване IV Грозном была создана государственная печать, на которой вокруг государственного герба размещались 24 эмблемы княжеств и царств Московской Руси, в том числе и эмблема Рязанской земли. Она представляла собой коня, шествующего в правую сторону.

 

Почему именно конь стал символом Рязанской земли? Существуют разные предположения. «Не является ли конь намеком на известное сказание о «вещем Олеге»?» - полагает Н.А. Co6oлева. Другие исследователи улавливают сходство «рязанского коня» с бронзовыми конями, украшающими собор Св. Марка в Венеции, или с изображениями коней на античных геммах. Предполагают, что геммой мог пользоваться как печатью кто-либо из рязанских князей. Вероятнее всего, однако, конь на рязанской эмблеме запечатлен потому, что в жизни рязанцев- казаков, обитателей степного порубежья, значил он очень много.

 

К XVII веку многие эмблемы земель, изображенные на печати Ивана Грозного, сильно видоизменились, а то и попросту исчезли. В «Росписи всем государевым печатям 1626 года» эмблема Рязанской земли уже описывается так: «Печать Рязанская: человек, а у него в правой руке меч, да под ним земля». Почему вместо коня на рязанском гербе появился воин - объяснить трудно. Но в 1969 году археологи при раскопках на Старорязанском городище обнаружили круглую костяную пластинку с изображением древнего воина с мечом и щитом. Можно предположить, что образ казака воина-защитника издревле существовал в сознании рязанцев, живущих на границах с Диким Полем. Воин на рязанском гербе облачен в мирные одежды - следовательно, это не захватчик, не агрессор, а страж отчей земли- казак.

 

 

Валерий Камшилов

Валерий Розанов