Советы государю от Макиавелли

На модерации Отложенный

Макиавелли Никколо ди Бернардо (1469 – 1527) –.  политический философ начала итальянского Возрождения. Родился он во  Флоренции в небогатой, но знатной семье. Был на гос. службе, высоких постов не занимал, но познакомился с политической кухней изнутри,

стал  теоретиком  национальных государств,  движущихся к абсолютной монархии.

Макиавелли считал, что церковь отклонилась от идеалов первоначального христианства,  и предложил новую концепцию государства  в противовес  теократической.

Противник олигархического клана Медичи (из которого, кроме правителей Флоренции вышло четверо римских пап и даже две королевы Франции) он стал на сторону республиканцев. Поэтому после реставрации правления Медичи в 1512 году был арестован и выслан в своё поместье, где и написал (нет худа без добра) все свои сочинения, начав с «Государя» (1513 год.)

Конечно, во времена засилья церковников Макиавелли  не мог быть свободен в критике  Церкви без риска для жизни. И всё же он выдвинул этическую концепцию государства в противовес  теократической, утверждая, что в основе всех наших действий лежит не божий промысел а наш интерес, и прежде всего собственнический.  И даже государь должен остерегаться посягать на чужое.

А государство  и возникает по необходимости для того, чтобы с помощью справедливых законов регулировать столкновения людских интересов и защитить людей друг от друга.

При этом государь должен отличать действительное от должного:  «Расстояние между тем, как люди живут и как должны бы жить, столь велико, что следует учитывать реальные качества людей, а люди далеко не безупречны. Они эгоистичны, завистливы, лживы, лицемерны, трусливы, коварны, ленивы. Но если в народе не развиты гражданские добродетели, то все средства хороши для достижения политических целей и политика должна быть освобождена от морали.

«Правитель погибнет, если он не будет хитрым, как лиса, и свирепым, как лев».

 

Правитель должен держать слово, только если это политически целесообразно. При этом необходимо «уметь скрывать в себе лисье существо и быть великим притворщиком и лицемером: ведь люди так просты и так подчиняются необходимости данной минуты». Конечно, политики открещиваются, если их обвиняют в макиавеллизме, но этот термин прочно утвердился  в политологии...

Макиавелли - сторонник сильной власти в национальных государствах. Он осуждал и дворянство, жившее на доходы от своих поместий, и паразитарное лицемерное духовенство, и опустившийся плебс. Его симпатии на стороне зарождающейся буржуазии. (Как известно слово «буржуа» означает горожанин, представитель среднего сословия).

 

Макиавелли оправдывает насилие со стороны Государя, если оно идёт во благо. Правитель может и обещание нарушить – «пусть обвиняют поступки… лишь бы результаты одобряли». Ведь «цель правителя не личное благо, а интересы государства».  Хмм… Хорошо бы, ежели так.

Макиавелли был уверен, что в будущем разум победит, поскольку «развитие общества идёт от несвободе к свободе, от насилия к победе гуманности». Существование богатых и бедных  совершенно естественно, при всеобщей уравниловке государство существовать просто не сможет.

Следует лишь ограничить чрезмерное обогащение и устранить крайнюю нищету. 

Он резко критиковал феодальный строй и светскую власть папства как препятствие для развития культуры и нормальных экономических отношений. Идеалом он считал демократическую республику, прекрасно понимая, что в условиях феодальной раздробленности это  неосуществимо. Только после объединения феодальной Италии можно будет постепенно переходить к созданию республики как национального государства.  Национальное же объединения он связывал с деятельностью сильного государя, который для достижения великой цели вправе принимать по отношению к врагу любые методы, хитрость, обман, вероломство… Отсюда часто приписываемая ему фраза «Цель оправдывает средства». 

Взгляды Макиавелли оказали значительное влияние на многих политиков, при этом сторонники монархии и самые жестокие диктаторы на первый план выдвигали защиту Макиавелли единоличной  власти Государя, забывая его республиканские идеалы.

 

А мы помним, что в конечном счете шепот миллионов творит историю.

Политики открещиваются, если их обвиняют в макиавеллизме, но я думаю это не обвинение, а фиксация печальной политической необходимости на начальном этапе эволюции человечества.

Получается, что мнение о том, что политика находится вне морали и является «грязным делом» не так уж далеко от истины. Но ведь мораль политиков пропорциональна морали тех, кем они управляют.

Всякий народ заслуживает того правительства, которое он имеет. Или которое его имеет. А также той  религии и морали, до которых в своей подавляющей массе народ  дорос. Ведь правители в конце концов тоже из того же народа,  они не с Марса прилетают.

 

 Известна фраза Гегеля "каждый народ заслуживает то правительство, которое он имеет".

 Я думаю народ  достоин и той морали,  до которой он дорос.  И даже той философии, которая ему понятна.  И мораль политиков пропорциональна морали тех кем они управляют

 

В 1559 году все сочинения Макиавелли были включены в первый индекс запрещённых книг. И прежде всего это была самая известная его книга - «Государь». 

 

Несколько афоризмов  от Макиавелли:

 

Ничто не сопряжено с такими трудностями … как попытка изменить порядок вещей.

 

Войны нельзя избежать, её можно лишь отсрочить к выгоде противника.

Войны начинают когда хотят, но кончают когда могут

 

Всякий видит, чем ты кажешься, немногие чувствуют, кто ты на самом деле.

 

Дела, неугодные подданным, государи должны возлагать на других, а угодные — исполнять сами.

Народ, привыкший жить под властью государя и благодаря случаю ставший свободным, с трудом сохраняет свободу.

 

Народы на протяжении длительного времени сохраняют одни и те же нравы.

 

Я хочу попасть в ад, а не в рай. Там я смогу наслаждаться обществом пап, королей и герцогов, тогда как рай населён одними нищими, монахами и  апостолами.