Сталин имел мать.
Вождь народов Сталин не хотел иметь за собой подобие клейма формулировки типа: «выходец из народа», «родился в простой трудовой семье». Никто не должен знать: его отец-пропойца в состоянии паронасыщения – рукоприкладствовал, нещадно избивал жену и сына. Отец оставил семью – ушел или уехал. Пропал. По некоторым версиям – он добрался до Тифлиса. Там обитал. Убили в пьяной драке. Его матери Екатерине досталась трудная доля: трудилась прачкой, прислуживала в относительно состоятельных семьях. Жила она в Гори безвыездно. Переживала за сына – он к матери не проявил сыновних чувств. После 1904 года сын Иосиф почти не посещал. За 15 лет (1922-1937) прислал матери 18 кратких записок. Власти Грузии проявили инициативу - мать Сталина перевезли в Тбилиси. Ей выделили дворец. Этой скромной женщине не нужны материальные блага, почести. Поселилась в одной комнате. В церковь ходила молиться.
В 1935 Сталин отправил детей в Тбилиси. Обязал познакомиться с родной бабкой. Дочь Светлана и сын Василий в городе находились неделю. Вырвались к бабке только на полчаса. Внуки даже не пригласили ее отдохнуть на правительственной даче: несколько их в Грузии. Сам Сталин здесь отдыхал ежегодно. Сын к матери заехал в 1935 - по пути из Гагр в Москву. Пробыл один день. Ничем не интересовался – даже ее здоровьем. Он спросил строго, с пристрастием: «Почему ты меня так часто била?» Мать посмотрела на сына с доброй улыбкой. Ответила искренне, простодушно, без всякой хитрости: «Вот ты и вырос таким хорошим». Могла не понимать, не знать должность своего сына Сосо. Умерла она в 1937 от воспаления легких. Устроили ей
власти пышные похороны. Сын не приехал на похороны матери. Перезахоронили в Пантеоне знаменитостей Грузии, в Тбилиси. С подножья горы - к самой вершине поднимает фуникулер. Автобус поднимается кружной дорогой. На могиле установили величественный гранитный памятник. Сталин мог его видеть.
Письма И. В. Сталина - матери Е.Г. Джугашвили.
«16/IV.22 Мама - моя! Здравствуй! Будь здорова, не допускай к сердцу печаль. Ведь сказано: «Пока жив радовать буду свою фиалку, умру порадуются черви могильные». Эта женщина—моя жена. Постарайся не дать ее в обиду. Твой Сосо». По последней фразе понятно: передала письмо жена, с рук на руки. Познакомились тогда, даже возможно, сдружились. Примерно через полгода Надежда Аллилуева пишет Екатерине Георгиевне. Сталин в том году много проводил времени в деревне (под Москвой)… В.И.Ленин тогда болел. Сталин мог отдыхать возле вождя и учителя. По три дня в неделю. Оставшиеся четыре дня трудится на благо...
Надежда Аллилуева летом: «Болел без меня совсем недолго... Выздоровел. Выглядит он очень хорошо, чувствует хорошо, за лето он очень поправился...» Далее упоминает о месячном сроке – до написания-отправки своего письма: это конец августа – начало сентября: видела тогда мужа. С тех пор: за последний месяц они не виделись – имеет только хорошие отзывы.
Деревня не названа. Мое предположение: это Горки. Стали Горками Ленинскими. «Москва Кремль 8/Х.22 г. Здравствуйте дорогая моя дэда (мама). Очень виновата я перед Вами, что до сих пор не написала ни одного письма, но чтобы Вы на меня не сердились - я напишу о всем очень подробно. Конечно, больше всего интересует Вас здоровье и жизнь Иосифа. Про него я могу сказать все только хорошее. Выглядит он очень хорошо, чувствует тоже хорошо, за лето он очень поправился, т. к. каждую неделю уезжал в деревню на три дня, где о нем очень хорошо заботились и потому он очень хорошо себя теперь чувствует. Я в этой деревне была по приезде, мне очень понравилось там – лучше, чем на Кавказе. И сейчас у него уже не повторяется, он просил меня передать Вам горячий поцелуй, ну больше пока ничего про него не могу написать, т. к. за месяц, что я здесь живу, пока ничего особенного не случалось». Надежда. Что «у него уже не повторяется»? Удалено слово? Общая тайна – женщин? На это письмо могла отправить ответ. Следующее письмо Сталин написал и отправил в первый день нового, 1923 года. Всего одна строка: пять предложений. Экономия слов, эмоций, да и места.
И.В.Сталин - Е.Г. Джугашвили «Мама—моя! Здравствуй! Живи десять тысяч лет. Целую. Твой Сосо 1/I.23». В конце февраля отправил следующее письмо. Получение писем подтверждает. Сообщает о предстоящей встрече. Отправляет пожелание: «Желаю здоровья, твердости». Верно, она болела. Еще пожелание особого типа: «Живи тысячу лет». В других местах России, я знаю, так долго не живут. Евреи желают скромно: «До ста двадцати!» - это реально! Передает привет от жены.
«26/II.23. Мама-моя! Твои письма получили. Желаю здоровья, твердости. Увидимся в ближайшее время. Живи тысячу лет. Целую. Привет от Нади. Твой Coco». Письмо следующее помечено 1924 – прошло более года. Беспокойство, привет и поцелуй. «Здравствуй мама—моя! Как поживаешь, как чувствуешь себя? Почему нет от тебя письма? Надя шлет привет. Целую. Твой Сосо 3 апреля 1924». Прошло почти девять месяцев... Он знает ее обиду. Оправдывается естественно, по-человечески. Его можно понять: «что поделаешь, уж очень занят и часто писать тебе не могу. День-ночь занят по горло делами». Пожелание о продолжительности жизни нашего далекого предка привычное: сам долгожитель Мафусаил (по Библии) прожил 965 лет. Сталин желает почти столько же...
«25/I.1925. Здравствуй мама—моя! Знаю ты обижена на меня, но что поделаешь, уж очень занят и часто писать тебе не могу. День и ночь занят по горло делами и поэтому не радую тебя письмами. Живи тысячу лет: Твой Сосо». Письмо написано в конце июня. Беспокойство, привычное пожелание. Впервые передает «Привет знакомым». Его мать безвыездно живет в Гори. «Привет горийцам!»
«25/VI.25. Привет маме-моей! Как живешь, здравствуешь? Тысячу лет тебе жизни, бодрости и здоровья. Я пока чувствую себя хорошо. До свидания. Привет знакомым. Твой Coco». Следующее письмо отправил через четыре года. В стране истребляют троцкистов, «корешки» подбирают. Происходит индустриализация, коллективизация... Начали пятилетку... Сталин интересуется здоровьем матери, ее самочувствием... Впервые сообщает об отправке денег: 150 рублей. Это достаточно много. Приписка: «больше не сумел. Если нужны будут деньги, сообщи мне, сколько сумею пришлю». Привет от жены. «Привет знакомым». Пожелание маме – «Живи много лет».
«Здравствуй мама-моя! Как живешь, как твое самочувствие? Давно от тебя нет писем, - видимо, обижена на меня, но что делать, ей богу очень занят. Присылаю тебе сто пятьдесят рублей, больше не сумел. Если нужны будут деньги, сообщи, сколько сумею пришлю. Привет знакомым. Надя шлет привет. Живи много лет. Твой Coco. 25 апреля 1929».
Письмо ушло почти через полтора года. Интерес к ее состоянию здоровья. Впервые сообщает: «Недавно я болел. Теперь чувствую себя хорошо». Письмо ушло с места их – Сталина и жены – отдыха. «Надя уехала в Москву. И я в ближайшее время уеду в Москву». Привычное пожелание – о тысяче лет...
«Здравствуй мама—моя! Как живешь, как твое здоровье? Недавно я болел. Теперь чувствую себя хорошо. Надя уехала в Москву. И я в ближайшее время уеду в Москву. Живи тысячу лет. Твой Coco 16/IХ.30».
В декабре 1931-го: «Письмо получил. Хорошо: не забываешь нас». Обычное уже оправдание: «работы сваливалось...» Екатерина Георгиевна болела, последовало обещание: «Лекарство пришлет Надя». И вообще: «Если в чем-нибудь нуждаешься, напиши». Пожелание здоровья, бодрости... И: «Живи тысячу лет». О себе сообщает: «Я чувствую себя хорошо».
«Здравствуй мама – моя.
Письмо получил. Хорошо, что не забываешь нас. Я, конечно, виноват перед тобой, что последнее время не писал тебе. Но, что поделаешь. Много работы сваливалось мне на голову и не сумел выкроить время для письма. Береги себя. Если в чем-нибудь нуждаешься, напиши. Лекарство пришлет Надя. Будь здорова, бодра. Я чувствую себя хорошо. Живи тысячу лет. Твой Coco 22/ХII.31».
Письмо через два года... Проявляет интерес о жизни родительницы. Сообщает о себе: «Теперь я чувствую себя неплохо, здоров»… до этого болел – чувствовал себя плохо. Врачи вылечили! Матери обещает: «Что поручишь – выполню». И на этот раз целует. Здравствуй мама—моя! Как чувствуешь себя, как живешь? Твое письмо получил. Хорошо: не забываешь нас. Теперь я чувствую себя неплохо, здоров. Если в чем-нибудь нуждаешься—сообщи. Что поручишь – выполню. Целую. Твой сын Coco. 29/IХ.33
Письмо написано весной 1934. Сообщает о получении письма. Дальше: «Получил также варенье, чурчхели, инжир. Дети очень обрадовались, шлют тебе благодарность и привет». Мать подарок могла прислать раньше – осенью предыдущего года: варила варенье – часть отправила любимому сыну, невестке, внукам... Чурчхели? Что такое? Такого плода не видел, не пробовал. Мать беспокоится о его здоровье – успокаивает: «Я здоров, не беспокойся обо мне. Я свою долю выдержу». Спрашивает о деньгах. «На всякий случай присылаю тебе пятьсот рублей. Присылаю также фотокарточки – свою и детей». Обычные пожелания – о бодрости духа. Дописано необычное признание: «После кончины Нади, конечно, тяжела моя личная жизнь. Но, ничего, мужественный человек должен остаться всегда мужественным». Мужественный оптимизм.
«Здравствуй мама-моя! Письмо твое получил. Получил также варенье, чурчхели, инжир. Дети очень обрадовались и шлют тебе благодарность и привет. Приятно, что чувствуешь себя хорошо, бодро. Я здоров, не беспокойся обо мне. Я свою долю выдержу. Не знаю, нужны тебе деньги, или нет. На всякий случай присылаю тебе пятьсот рублей. Присылаю также фотокарточки—свою и детей. Будь здорова мама—моя! Не теряй бодрости духа! Целую Твой сын Coco. 24/III—34 года Дети кланяются».
Осенью – в ответ на письмо – интересуется о здоровье. Благодарит за интерес к себе. Сообщает: «Здоровье мое хорошее». Спрашивает о нуждах. Пожелание: тысячу лет!
«6/Х.34 Маме - моей привет! Как твое житье-бытье мама - моя? Получил письмо твое. Хорошо, не забываешь меня. Здоровье мое хорошее. Если что нужно тебе -сообщи. Живи тысячу лет. Целую. Твой сын Coco». Спрашивает о здоровье. Верно, мать болела или даже болеет – спрашивает: «Тебе нездоровится или чувствуешь лучше? Давно от тебя нет писем. Не сердишься ли на меня, мама-моя?» Пожелание долголетия.
«19/II.35 Маме - моей - привет! Как жизнь, здоровье твое мама-моя? Нездоровится тебе или чувствуешь лучше? Давно от тебя нет писем. Не сердишься на меня, мама- моя? Я пока чувствую себя хорошо. Обо мне не беспокойся. Живи много лет. Целую! Твой сын Coco».
Летом 1935 написал это письмо. От вечного оптимиста – обычное успокоение. Его дети ездили в Закавказье - впервые он посылает их – познакомиться с бабкой. Она больна – это не помеха. «Направляю к тебе своих детей: Приветствуй их и расцелуй. Хорошие ребята». По возможности, обещает заехать. На прощанье – целует.
«Здравствуй мама—моя! Знаю, что тебе нездоровится... Не следует бояться болезни, крепись, все проходит. Направляю к тебе своих детей: Приветствуй их и расцелуй. Хорошие ребята. Если сумею и я как-нибудь заеду к тебе повидаться. Я чувствую себя хорошо. Будь здорова. Целую твой Coco. 11.VI.35.» Спрашивает о настроении матери. Сам чувствует себя неплохо. Пишет о Нателе: в настоящий момент о ней сказать не могу ничего; кто такая? Пожелание долголетия. Поцелуй.
«Маме - моей - привет. 22.VII.36. Как твое настроение, почему не пишешь? Я чувствую себя неплохо. Дети, также Натела—чувствуют себя хорошо. Особо большой привет и поцелуй от Натели. Живи много лет. Целую. Твой сын Coco».
«9/Х.36 Здравствуй мама—моя! Жить тебе десять тысяч лет! - Пожелание жизни – до десяти тысяч лет: в десять раз больше обычного пожелания. Новое: прежде иногда передавал привет знакомым – сейчас: - Мой привет всем старым друзьям—товарищам. Целую. Твой Coco». Бодрый тон письма: «Передают, что ты здорова и бодра... я бесконечно рад этому. Наш род, видимо, крепкий род». Он думает о своем роде и – о себе! Ведь ему пошел 58-ой (по другим данным 59-ый) год. Конституцию приняли. Громят «врагов народа», а социализм пока не достроен. С радостью сообщает: «Я здоров. Мои дети тоже себя чувствуют хорошо».
10/III/37 «Маме—моей привет! Как живет, как чувствует себя мама—моя? Передают, что ты здорова и бодра. Правда это? Если это правда, то я бесконечно рад этому. Наш род, видимо, крепкий род. Я здоров. Мои дети тоже чувствуют себя хорошо. Здоровья желаю, живи долгие годы, мама—моя. Твой Coco». Пожелания здоровья, долголетия. Очень характерно: не отказывается от своей матери в тот кровавый год, в каждом письме пишет: «мама – моя». Написал письмо точно в день моего двухлетия. Меня и моих родителей он не удосужился поздравить.
[май 1937] Маме - моей - привет! Присылаю тебе шаль, жакетку, лекарства. Сперва лекарства покажи врачу, а потом прими их, потому, что дозировку лекарства должен определять врач. Живи тысячу лет, мама - моя! Я здоров. Твой сын Coco. Кланяются тебе дети. Последнее письмо матери написал незадолго до ее смерти. Узнала мать о письме этом? Или: не дошло? Все могло быть...
… При публикации писем – помещены примечания – воспроизвожу дословно: 1. Мать И. В. Сталина—Екатерина Георгиевна Джугашвили (1860—1937), уроженка г. Гори, с начала 20-х годов проживала в г. Тифлисе. 2. Аллилуева Надежда Сергеевна (19О1—1932) — родилась в Баку, в семье известного революционера С. Я. Аллилуева. В 1919 году вышла замуж за Сталина, работала в секретариате у Ленина. Затем работала в редакции журнала «Революция и культура» при газете «Правда», в 1929—1932 училась в Промышленной академии на факультете искусственного волокна. В 1921 году у них родился сын Василий, а в 1926 —дочь Светлана. В книге С. Аллилуевой «Двадцать писем к другу» воспроизведена сложная обстановка в семье Сталина. В ночь на 9 ноября 1932 года Н. С. Аллилуева покончила жизнь самоубийством. 3. Дэда (груз.)—мама.
4. Екатерина Георгиевна Джугашвили заболела 13 мая 1937 и скончалась 4 июня. И.В. Сталин на похоронах матери не присутствовал. Собственноручная записка Сталина на русском и грузинском языках для надписи на ленте к венку: «Дорогой, любимой матери от сына Иосифа Джугашвили (от Сталина)».
Комментарии