Ходорковский развеял миф о создании "на крови" крупнейших российских компаний

Подавляющее большинство российских предпринимателей заработали свои состояния на на крови, они не бандиты, у них другой склад ума и они предпочитают судиться, откупаться, но не стрелять.

Об этом заявил бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, отвечая на вопросы читателей издания " Сноб ". Он отметил, что круг крупнейших бизнесменов в стране не широк и в большинством из них он был знаком лично.

Он также в очередной раз опроверг заявление Путина о том, что руководство компании заказывало убийства. "Ни я, ни другие акционеры и топ-менеджеры ЮКОСа не использовали такие методы. Во-первых, решить какие-то проблемы убийством никому и в голову не приходило. Как-то мы воспитаны по-другому,— отметил он.— А во-вторых, бизнесменами движет расчет. Насилие вредит бизнесу, оно невыгодно. Предпринимателю проще переплатить вдвое, чем идти на криминал."

Ходорковский также отметил, что с начала ареста он не потерял никого из друзей и его миновало разочарование в людях. Он надеется, что его жена сумеет воспитать в детях понятие чести.

Также бывший глава ЮКОСа рассказал, что в тюрьме насмотрелся телевизора на всю жизнь и что фильмы перестали вызывать у него ощущение реальности.

Аудиопроигрыватели в тюрьме запрещены, отметил он. "Могу сказать, что Ретро FM и „Дискотека 80-х" вызывают ностальгические чувства. Более серьезную музыку через старые динамики слушать бессмысленно, а я бы с удовольствием сходил на скрипичный концерт",— сказал опальный предприниматель.

Комментируя ситуацию в России, Ходорковский сказал, что наиболее эффективной моделью развития государства является модель "демократического управления", которая включает в себя "разделение властей", регулярную ротацию на базе выборов исполнительной и законодательной власти, "гражданское общество", включая оппозицию и независимые СМИ, и еще ряд технологических элементов. Только такая модель неудобна коррупционерам, считает он. Сам он видит светлое будущее России только в спокойной и благополучной жизни ее граждан. "Внешнее „величие", мировые достижения, тем более имперские амбиции не могут быть целью. Однако так думают далеко не все",— сказал глава ЮКОСа.