Гитлеровский Евросоюз. Норвегия
На модерации
Отложенный
Гитлеровский Евросоюз. Норвегия
Норвегия, как и другие скандинавские страны, еще со времен Крымской войны, зареклись воевать, объявив себя нейтральными. Но их географическое положение, которое позволяло контролировать восток Северного моря, привлекало внимание воюющих сторон. На страны оказывали давление и вовлекали, хотя бы косвенно, участвовать в войнах.
В начале 1939 года Норвегия подтвердила свой нейтралитет и политику невмешательства, когда отказалась заключать с Германией договор о ненападении. Хотя соседняя Дания заключила такой договор (что не очень ей помогло).
Несмотря на декларирование нейтралитета в самой Норвегии (впрочем, как и в других странах Скандинавии) набирали популярность полуфашистские движения националистического толка. Организатором первого движения – Отечественной Лиги, целью которой было сплотить норвежцев, стал бывший премьер-министр Кристиан Михильсен. Основой для объединения норвежцев стали идеи национализма и антикоммунизма, а формы частично заимствованы у итальянских фашистов. К 1930-му году в организации начитывалось около 100 тысяч членов.
В начале 30-х в Норвегии появилась праворадикальная партия, которая витала в себя идеи не «мягкого» итальянского фашизма, а жесткие меры немецкого нацизма – Национальное собрание. Ее создал в 1933 году бывший министр обороны майор Видкун Квислинг. В качестве идеологии к уже названным добавились расизм и антисемитизм. Собрание, по примеру своих немецких вдохновителей, создали свою боевую организацию под названием Хирд (Hird) - Дружина. Подростки и дети 10-14 лет входили в объединение Молодой Хирд.
В конце 1939 года англичане оценили перспективы участия в войне Норвегии, причем им было не принципиально на чьей стороне она выступит. Если бы Норвегия стала союзником Британии, то автоматически перекрывался транзит шведской руды в Германию, появлялся контроль над восточными морскими коммуникациями Северного моря, был готов плацдарм для атаки на СССР, воевавшего с Финляндией. В случае выступления Норвегии на стороне Германии это еще больше развязало бы руки англичанам – произошёл бы захват и оккупация страны-союзника противника.
"Иногда можно и пожелать, чтобы северные страны оказались на противоположной стороне, и тогда можно было захватить нужные стратегические пункты".
Эти слова У. Черчилля очень ярко характеризуют настроения в британском правительстве.
В Великобритании начал разрабатываться план по захвату отдельных портов в Норвегии. Во Франции, которая вела «сидячую войну» с Германией, планировалось захватить западные порты и аэродромы Норвегии. Сами норвежцы, по всей видимости, предпочитали сотрудничать с Германией. Именно поэтому уже после начала войны норвежцы разрешили немецкому крейсеру зайти в порт Бреген, а немецкие подлодки активно топили в норвежских территориальных водах британские суда.
Для получения контроля над Скандинавией в конце 1939 года в Германии начал действовать специальный штаб по разработке плана захвата Норвегии. Особое внимание в этом плане, впрочем, как и в других планах по присоединению стран Западной Европы, играла роль «пятой колонны». В Норвегии в роли добровольного помощника Германии выступал В. Квислинг.
Именно он предлагал немецкому командованию оккупировать Норвегию, так как был уверен в том, что в ближайшем будущем страну оккупирует Великобритания и считал немцев меньшим злом, нежели англичане. С этим предложением Квислинг встречался в ноябре 1939 года с Гитлером, где просил оказать помощь в осуществлении государственного переворота, обещая за это Нарвик, но Гитлер отказался.
В результате ряда политических и военных событий 9 апреля 1940 года немецкие войска оккупируют Данию. И сразу же, в этот же день, диверсионные отряды вермахта захватывают крупные порты Норвегии – Осло и Нарвик. Немцы объявляют местным жителям, что взяли Норвегию под защиту от англичан и французов. Однако, никакой просьбы со стороны Норвегии в Германию не поступало.
В ходе операции пять рот немецких парашютистов захватили аэродром вблизи Осло, конфисковали грузовики и автобусы и на них поехали в столицу. Осло норвежцы сдали без единого выстрела. Пока парашютисты шли парадным маршем по центральным улицам столицы, норвежское правительство и король Хакон VII успели убежать.
Кроме Осло без боя сдались еще несколько городов: Берген, Ставангер, Тронхейм, Эгерсунн, Арендаль, Кристиансанн, за Нарвик пытались драться два норвежских сторожевика, но были потоплены, после чего Нарвик сдался.
В день начала захвата своей страны по норвежскому радио выступил Квислинг, который объявил о создании нового правительства и заключении мира с Германией. Спустя несколько дней нобелевский лауреат по литературе Кнут Гамсун обвинил правительство Великобритании в развязывании войны и поддержал Квислинга. Несмотря на призывы норвежских коллаборантов боевые действия с немецкими войсками продолжались.
Лишь 10 июня норвежская армия полностью капитулировала. Вот только воевали с немцами в основном англичане и добровольцы, а армейские части предпочитали дезертировать и вместе с гражданским населением уходить в Швецию. Это происходило по двум причинам: слабая подготовка армии и пронемецкие взгляды офицерского состава. Потери норвежской армии составили около 1300 человек погибшими и свыше 50 тысяч сдавшихся в плен.
Норвежские жители, в основном, никаких особых притеснений от оккупации не увидели. Даже Коммунистическую партию запретили лишь после нападения на СССР, хотя 10 августа 1940 года партия призывала бороться с оккупацией.
Норвежцы, как и датчане и другие представители «нордической арийской расы» подлежали тихому вхождению в состав Великой Германии. Именно на территории Норвегии начала работать программа "Лебенсберн" ("Источник жизни").
Согласно программе, особо поощрялись браки и связи между норвежками и немецкими солдатами для последующего «производства расово полноценных детей». В Норвегии было открыто 10 центров в которых «расово полноценные» незамужние норвежские женщины могли оставить своих детей. Всего в рамках программы 8364 ребенка уехали в немецкие семьи в Германию.
Экономика Норвегии, также, как и Дании, была успешно введена в общеевропейскую экономику, работавшую на Третий рейх. В тридцатые годы 20-го века Норвегия давала 10% мирового производства алюминия, а владельцы никелевых шахт пытались завладеть канадскими месторождениями. Все это с началом оккупации стало работать на Германию.
Ежегодно туда уезжало до 240 000 тонн меди, 200 000 тонн серы, 150 000 тонн ферросплавов. Гидроэлектростанции по подводному кабелю снабжали электричеством немецкие города. Норвежское рыболовство постоянно поставляло в рейх свежую рыбу, вылавливая вместе с немцами около 130 млн тонн рыбы в год.
Вместе с тем промышленность Норвегии пришла в упадок. Страна, которую использовали как сырьевой склад, уже с 1940 года начала получать из Германии материалы, оборудование и продукты питания, ведь до начала войны Норвегия находилась почти в самом низу списка стран по самообеспеченности.
Помимо сырья Норвегия уже в середине 1940 года пыталась поставлять в Германию самый ценный ресурс – людей. Уже в августе премьер-министр Квислинг предложил немецкому командованию сформировать норвежские части в составе вермахта:
«Германия не просила нас, но мы считаем себя обязанными»
А в декабре начинают формироваться части СС из числа норвежцев. В войсках СС за период с 1941 по 1945 годы служило около 6 тысяч норвежцев, а всего около 15 тысяч воевало под знаменем Третьего рейха, около 30 000 служили во вспомогательных подразделениях.
Именно норвежские части СС уничтожали еврейское население Тернополя и Бердичева, помогали держать кольцо вокруг Ленинграда (вместе с финнами), охраняли концлагеря Шуттхоф и Маутхаузен, а танковая дивизия «Викинг» изначально была сформирована из представителей скандинавов.
Кроме добровольцев-мужчин, весьма активно записывались в вермахт и норвежские женщины. Около тысячи служили в немецких госпиталях, а одна из них, единственная женщина-иностранка, даже удостоилась награждения Железным крестом II класса.
Норвежское сопротивление с одной стороны приложило сравнительно много усилий для освобождения своей страны от оккупации, но если сравнивать отношение оккупационных властей к жителям Норвегии и, скажем, Беларуси, то норвежцы как бы и не были оккупированы.
К примеру: действовавший в Норвегии Верховный Суд отказался выполнять требования оккупационной администрации и подал в отставку в полном составе; учителя бастовали после ареста 636 своих коллег и добились их освобождения (!). Кстати, именно с этой забастовки норвежцы и начали в знак несогласия с оккупацией носить на лацкане пиджака канцелярскую скрепку.
Активно действовали и боевые группы сопротивления. Ими проведено несколько весьма успешных и масштабных диверсии:
- В январе 1942 года норвежские партизаны взорвали завод в Драммене, подожгли завод в Бергене и уничтожили имевший стратегическое значение мост в Киркенесе.
- В феврале 1943 года в Веморке группа норвежцев, подготовленных британскими спецслужбами взорвала цех предприятия «Norsk Hydro» по производству тяжёлой воды.
- В апреле 1943 года норвежские подпольщики взорвали немецкий корабль.
- 15 марта 1945 года состоялась одна из самых масштабных акций норвежского движения Сопротивления — единственная железная дорога, связывавшая южную Норвегию с северной частью страны, была взорвана более чем в 1000 мест.
Движение сопротивления в Норвегии имело несколько центров подчинения. Основная часть боевых отрядов, которые проводили диверсии, возглавлялась членами коммунистической партии. Буржуазная часть движения сопротивления напрямую зависела от указаний из Лондона.
Англичане и американцы не имели в Норвегии наступательных планов, поэтому применительно к участникам движения сопротивления от западных союзников действовала «Директива Эйзенхауэра», которая не поощряла открытого противостояния с оккупантами. Вместе с тем именно ими было проведена акция по уничтожению железнодорожных путей – для недопущения отправки немецких войск на Западный фронт.
В отличии от соседней Дании, норвежское сопротивление все же боролось с оккупацией с самого начала и потеряло около 2 тысяч человек, еще около 20 тысяч познали концлагеря Германии.
Норвегия была освобождена в ходе Петсамо-Киркинесской операции. В боях погибло свыше 6 тысяч советских воинов.
Норвегия сегодня – страна НАТО, которая во время «холодной войны» уничтожала памятники советским воинам, а также погибшим военнопленным. Сегодня создается миф о советской оккупации Норвегии. Потомки участников блокады Ленинграда говорят потомкам победителей, что во всем виноват СССР.
Комментарии