10 неудобных вопросов митрополиту Илариону

На модерации Отложенный

 

Митрополит Волоколамский Иларион

 

Митрополит Волоколамский Иларион

В четверг, 2 апреля, митрополит Волоколамский Иларион провел прямую линию на Youtube-канале портала «Иисус». В ходе трансляции он ответил на волнующие вопросы: о коронавирусе и Церкви онлайн, грядущем праздновании Пасхи и конце света, новом сериале о Христе и своих любимых книгах.

Мы собрали ответы Владыки Илариона на самые частые и наиболее интересные вопросы зрителей. 

Пасха-2020

- Если предположить страшное – приходит светлый день Пасхи, а карантин и социальная изоляция все еще действует… В каком формате будем встречать праздник Воскресения Христова в период эпидемии? Будет ли возможность прийти в храм?

- Похоже на то, что ситуация останется до Пасхи Христовой, мы должны к этому мысленно готовиться. Я думаю, что мы специально продумаем в составе Священного Синода, как нам встречать Страстную Седмицу и Пасху в сложившихся условиях. Мы дадим рекомендации, они будут озвучены. Но пока что мы должны быть готовы к тому, что, по крайней мере, многим из нас придется ограничиться тем, что мы будем смотреть трансляцию Патриаршего богослужения на центральных телеканалах, а в храм прийти не сможем.

Давайте все-таки молиться о том, чтобы эта пандемия поскорее прошла, о том, чтобы как можно меньше было число заразившихся, заболевших, умерших от этой болезни. И будем просить, чтобы Господь помиловал нас, и чтобы мы могли с радостью встретить праздник Святой Пасхи. 

Причастие во время эпидемии

- Как быть с Причастием? Нужно ли воздержаться от него или можно причащаться на дому? Как смириться с тем, что из-за карантина долгое время нет возможности причаститься?

- Будем думать, как причащаться. Пока нам нужно воздерживаться от Причастия. И мы должны очень хорошо понимать, что нам сказал Святейший Патриарх в проповеди в прошедшее воскресенье. Он нам напомнил о Марии Египетской, которая ушла в пустыню, и долгие годы и десятилетия жила, не видя храма, не видя лица человеческого, не причащаясь святых Христовых Тайн. При этом она достигла таких вершин святости, которых, может быть, в ее время, не достиг ни один человек, так что она даже на воздух возносилась во время молитвы, а Библию знала наизусть, не прочитав ее – то есть, сам Господь ее вразумлял.

Мы всегда вам говорим, и Святейший Патриарх всегда нам говорит, каждый архиерей и священник говорит, что спасение достигается через членство в Церкви Христовой, через участие в богослужении, через причащение Святых Христовых Тайн. Но бывают ситуации, когда люди оказываются лишены и того, и другого, и третьего. Что тогда делать? Давайте вспомним Марию Египетскую, давайте вспомним Блаженную Матрону Московскую. А что вы думаете, она каждое воскресенье была в храме, или, может, каждое воскресенье и каждый праздник к ней приходил священник? Подумайте, какие были годы – 30-е и 40-е, почти все священники были в лагерях или расстреляны. Конечно, мы знаем из ее жития, что когда она могла, то в храм приходила (точнее, ее привозили), священники к ней приходили – но часто ли это было? Может быть, раз в полгода, может быть, меньше.  

И опять же, вспомним о наших новомучениках, которые сидели в лагерях без Причастия, без храма. Умирали без Причастия. И при этом они сегодня молятся с нами, за нас молятся на небесах.

Поэтому давайте не будем впадать в уныние, не будем впадать в скорбь – это испытание, которое Господь нам послал, и нам нужно пройти через это испытание. В том числе, может быть, для того, чтобы мы оценили, какой дар – Святое Причастие, какой дар для нас – богослужение. 

Общее соборование

- Уважаемый Владыка Иларион, прошу Вас разъяснить позицию Церкви по вопросу соборования в условиях карантина.

- Мы сейчас в нашем храме прекратили общее Соборование, и во многих храмах общие соборования прекратились. Но что вообще такое общее Соборование? Это Таинство, которое совершается над тяжело больными людьми, над людьми, которые лежат в кровати, которые не могут встать, которые находятся либо в очень тяжелой болезни, либо на смертном одре. Вот в каких обстоятельствах совершается Таинство Соборования. Конечно, если человек болеет, если это пожилой человек, вы можете пригласить священника, и он совершит Таинство Соборования на дому. 

Коронавирус – заговор?

- Пандемии никакой нет! Не пора ли рассказать правду?

- Я внимательно слежу за сводками и за цифрами. Есть два источника, из которых мы можем узнавать о количестве заразившихся и о количестве умерших от коронавируса. Это Всемирная организация здравоохранения и американский Университет Джона Хопкинса. Я слежу за цифрами на сайте этого института. И вот вам последние цифры: общее число зараженных в мире приблизилось к 1 миллиону человек, и это те, у кого диагностировали коронавирус. Мы знаем, что очень многие живут с этим вирусом, болеют, но у них не диагностируется коронавирус, потому что либо нет приборов для диагностики, либо они сами не обратились к врачу. Миллион – это только те, которые диагностированы. К 50 тысячам приближается количество уже умерших.

 

Несколько людей, которых я знаю, уже болеют, сейчас в больнице, в тяжелом состоянии.

 

Это мой ответ скептикам, которые говорят, что нет никакого вируса. Так могут говорить только те, у кого рядом еще нет заболевших, и дай Бог, чтобы и не было. Но мы не можем не верить той информации, которая сейчас распространяется и новостными агентствами, и в интернете, и через телевидение – это действительно очень серьезное испытание для всего мира. 

«Цифровой концлагерь»

- Все чаще в комментариях озвучивается мнение, что рекомендация верующим приобщаться к онлайн трансляциям служб из храмов, есть препровождение людей в «цифровой концлагерь». Будучи подписчиком канала «Иисус», я знаю, что Вы такую точку зрения не разделяете.

- Действительно, я такую точку зрения не разделяю. Наоборот, я считаю, что цифровая эпоха – эпоха, когда мы можем вот так вот общаться без всяких границ – это большая миссионерская возможность для Церкви, и надо эту возможность использовать. Вот сейчас, когда мы оказались друг от друга отрезанными, мы используем эту возможность для того, чтобы общаться друг с другом вот в таком формате и для того, чтобы транслировать наши службы в режиме реального времени. 

Чем заняться во время карантина

- Смотрел ваше интервью «Как я стал монахом», очень понравилось. Хочу еще что-то интересненькое.

- На следующей неделе будет «что-то интересненькое» по телеканалу «Культура». В понедельник, вторник, среду и в четверг в 20:45 будет выходить документальный сериал «Иисус Христос. Жизнь и учение», с моим участием и по моим книгам. Вот если хотите «интересненькое», посмотрите. Я думаю, что много нового узнаете об Иисусе Христе, о раннехристианской Церкви, об учении Иисуса Христа, о Его чудесах, о Его притчах. Будет на следующей неделе и на Страстной седмице. 

Как укрепить семью во время изоляции

- Владыка, посоветуйте, пожалуйста, как в изоляции не раздражаться. Ведь день ото дня нахождение в одной квартире, без возможности куда-то уехать, порождает напряжение. Боюсь поссориться с родными.

- Это серьезный вопрос. Действительно, когда люди находятся в замкнутом пространстве, им может быть трудно все время быть вместе, все время сохранять ровное настроение, не ссориться. Но вот это то испытание, которое нам всем Господь послал. Мы оказались сейчас в четырех стенах со своими близкими, с которыми иной раз у нас бывают и конфликты, бывают какие-то проблемы, бывают недопонимания. Вот и воспримите это как особое испытание.

 

Вообще, очень важно то, как мы общаемся с нашими близкими. И во многом атмосфера, в которой мы проведем ближайший месяц, зависит от нас. Ведь мы создаем в своем жизненном пространстве ту атмосферу, в которой живем сами и живут наши близкие. Перед каждым из нас стоит сейчас эта задача – сделать наше внутреннее пространство максимально комфортным для нас самих и для наших близких. Для этого иногда нужно идти на какие-то жертвы, нужно уступать. Если с вами спорят – не пытайтесь доказать свою правоту. Если вам кажется, что кто-то из ваших близких в чем-то не прав, или вы хотите переделать вашего близкого, чтобы у него был другой характер, или он по-другому к вам относился, или чтобы он по-другому думал – так помните о том, что переделать другого – очень трудно, практически невозможно, а единственный человек, которого вы можете переделать – это самого себя. Вот над этим и работайте.

 

Давайте научимся свой собственный дом превращать в Церковь. Вы знаете, что апостол Павел, когда передавал приветствие семьям христиан, называл эти семьи «домашней Церковью». Домашняя Церковь – это Церковь в миниатюре, это Церковь, которую мы из стен храма уносим и создаем у себя, в нашем собственном доме. Это та Церковь, где двое или трое собраны во имя Христово, и там Христос среди них. Давайте сейчас посвятим наше время и силы тому, чтобы созидать наши домашние Церкви, чтобы молиться вместе друг с другом, молиться вместе с детьми, молиться вместе с родителями, вместе читать Священное Писание, вместе смотреть трансляции богослужений.

Как нести сейчас пастырское служение

- Я священник из села. Мы большей частью села живем как в изоляции. Как мне быть с прихожанами?

- Общайтесь с прихожанами в индивидуальном порядке, не собирайте их большими группами. Вы можете одного поисповедовать, другого причастить, вы можете целый день сидеть в храме и принимать одного за другим ваших прихожан. По возможности только соблюдайте дистанцию. Звоните им по телефону – тем, с кем вы лично не можете пообщаться. 

Любимые книги для непростых времен и не только

- Какие ваши любимые книги? Не считая Библию, конечно.

- Ну, если не считать Библию – моя вторая самая любимая книга – это «Винни Пух». Я думаю, это очень хорошая книга, которую можно сейчас читать всей семьей, с детьми. Это очень добрая книга, она будет поднимать вам настроение.

Ну а если говорить о серьезной взрослой литературе, то, конечно, я люблю читать Святых Отцов; я с детства, с юности читаю Святых Отцов: авву Дорофея, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и многих-многих других. Перед вами откроются такие сокровища, которыми можно всю жизнь наслаждаться и всю жизнь из них черпать мудрость, любовь, счастье, веру, надежду. 

Как не поддаваться панике и унынию

- Сказать, что мы в смятении, – это не сказать ничего. Два вопроса возникают сейчас. Первый – к какому сценарию смерти готовиться – от неизвестной болезни или от голода и нехватки воздуха в карантине, из которого нам уже не выйти никогда. Второй – как в этих условиях сподобиться христианской кончины или это уже невозможно.

- Я думаю, что все наши испытания не идут ни в какое сравнение ни с тем, что переживали ранние христиане, ни с тем, что переживали наши новомученики. Я прошу Вас и прошу всех – давайте потерпим. Давайте не будем сейчас нагнетать страх, давайте не будем паниковать. Давайте будем готовиться к безболезненной и мирной кончине, которую Господь каждому из нас даст, когда это Ему угодно.

Но самое главное – давайте сейчас будем жить полноценной духовной жизнью. Будем читать Евангелие, будем молиться, молиться друг за друга, молиться вместе с нашими детьми и нашими близкими, с нашими родителями. Используем то время, которое у нас появилось, чтобы почитать святоотеческую литературу, чтобы лучше узнать Библию, чтобы ознакомиться с толкованиями Святых Отцов на Священное Писание. Есть огромное количество важных дел, которые мы всегда не успеваем делать, потому что слишком заняты. Сейчас мы не заняты, сейчас у нас есть свободное время, вот и давайте используем его на то, чтобы приблизиться к Богу, на то, чтобы лучше узнать нашу святую православную веру, и с новыми силами вернуться в жизнь, как только откроются для этого возможности

---------------------------------

Митрополит Иларион (Алфеев) является правой рукой Патриарха Кирилла и занимает 23 должности, усилено насаждая ересь экуменизма в Русской Православной Церкви. Ему безпрепятственно предоставляются время в эфире, на телевидении, любые сцены и аудитории. Являясь председателем неканонического Отдела внешних церковных ( читай: экуменических ) связей этот иерарх-экуменист имеет возможность посещать любой уголок земного шара, чем он последнее время и занимается, совмещая деловые поездки со своими личными гастролями.

2 лицо РПЦ.

Учился в Оксфорде у евреев и католиков.

Наст. фамилия Дашевский, криптоеврей.

С подчинеными гоями хам и диктатор, имеет погоняло Асфальтоукладчик.

Волк в овечьей шкуре, уводит православных к католикам.

Однако иначе обстоит дело с посмертной участью людей в учении самих латинян. Они убеждены, что папа римский может одним своим словом вывести душу из преисподней и отправит ее в рай или же наоборот - покарать неугодных. Выходит, митрополит Иларион верует не по-православному. И это не удивительно: все еретики - отступники, хулители Господа нашего Иисуса Христа, и поэтому каждый, кто проявляет мнимую любовь к богохульникам, сам становится хулителем Истины.

Латинская ересь была осуждена на следующих Соборах: Аахенском (809) при папе Льве III, Константинопольском при Фотии (879), при Сергии II (999-1019), при Михаиле Кируларии (1054), , при Григории II (1283-1289), при императорах Алексии, Иоанне и Мануиле Комниных (XI-XII вв.), на Соборах 1341, 1347 и 1351 гг., где осуждена ересь валаамитов и лежавшее в основе ее латинское схоластическое богословие, трех Восточных патриархов после Флорентийского собора (1482), Константинопольском (1722), поместных Русской и Молдовлахийской Церквей и т.д.

ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ (+1074): «Множеством ЕРЕСЕЙ своих они (латиняне) всю землю обесчестили... НЕТ ЖИЗНИ ВЕЧНОЙ живущим в вере латинской».
«Господи, благослови! У меня есть слово к тебе, боголюбивый княже! Я – Феодосий, худой раб Пресвятой Троицы, Отца, Сына и Святаго Духа – в чистой и Православной вере рожден и воспитан в добром научении православными отцом и матерью. Берегись, чадо, кривоверов и всех бесед их, ибо и наша земля наполнилась ими. Если кто и спасет свою душу, то только живя в Православной вере. Ибо нет иной веры лучшей, чем наша чистая и Святая Православная. Живя в этой вере, не только избавишься от грехов и вечной муки, но и сделаешься причастником Вечной Жизни и без конца будешь радоваться со Святыми. А живущие в иной вере не увидят жизни вечной. Не подобает также, чадо, хвалить чужую веру. Кто хвалит чужую веру, тот все равно, что свою хулит. Если же кто будет хвалить свою и чужую, то он двоеверец, близок ереси.
Итак, чадо, берегись их и всегда стой за свою веру. Не братайся с ними, но бегай от них и подвизайся в своей вере добрыми делами. Твори милостыню не своим только по вере, но и чужеверным. Если увидишь нагого, или голодного, или в беду попавшего, – будет ли то жид, или турок, или латинянин, – ко всякому будь милосерд, избавь его от беды, как можешь, и не лишен будешь награды у Бога, ибо Сам Бог в нынешнем веке изливает милости свои не на христиан только, но и на неверных. О язычниках и иноверцах Бог в этом веке печется, но в будущем они будут чужды вечных благ. Мы же, живущие в Православной вере, и здесь получаем все блага от Бога, и в будущем веке – спасет нас Господь наш Иисус Христос.
Чадо! Если тебе нужно будет даже умереть за святую свою Веру, со дерзновением иди на смерть. Так и Святые умирали за Веру, а ныне живут во Христе. Если увидишь, чадо, иноверцев, спорящих с православным и хотящих лестью оторвать от Православной Церкви, – помоги православному. Этим ты избавишь овча от пасти льва. Если же смолчишь и оставишь без помощи, то это все равно, как если бы ты отнял искупленную душу у Христа и продал ее сатане. Если кто тебе скажет: „Ваша и наша вера от Бога“, то ты, чадо, ответь так: „Кривовер! или ты и Бога считаешь двоеверным? Не слышишь, что говорит Писание – Един Господь, едина вера, едино крещение (Еф. 4, 5)“» (Завещание адресованое Киевскому Князю Изяславу Ярославовичу, которого лукавые папские посланники пытались увлечь в римо-католичество).

Свт. Фотий о филиокве: «Кто, пусть даже и ничтожный христианин, снёс бы внесение двух причин во Святую Троицу, Сына и Духа – Отец, а Духа как Отец, так и Сын, разделяя единоначалие (монархию) на двубожие, подрывая христианское богословие не меньше чем мифология Эллинов и оскорбляя достоинство Пресущественной и Единоначальной Троицы? Таким образом, снова появляется устремлённая против Святого Духа дерзость Македония, воспроизводя ту же самую церковно-историческую трагедию еретиков-македониан».

СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА (+ ок.1360): «Мы не примем вас в общение до тех пор, пока вы будете говорить, что Дух Свя¬той исходит и от Сына». (Творения святителя Григория Паламы. Т. 1. Фессалоники, 1962. С. 26)

СВЯТИТЕЛЬ МАРК ЕФЕССКИЙ (+1457): «Но если они (латиняне) совершенно отклонились, и притом - в отношении богословия о Святом Духе, хула на Которого - величайшая из всех опасностей, то ясно, что они ЕРЕТИКИ, и мы отсекаем их как ЕРЕТИКОВ». (ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНИЕ ПРОТИВ ГРЕКОЛАТИНЯН И ПОСТАНОВЛЕНИЙ ФЛОРЕНТИЙСКОГО СОБОРА)
«…они (католики) уклонились не только в обычаи, но и в догматы, чуждые православным (а то, что чуждо православным, конечно, – еретическое учение)». (там же).
«Откуда же они внезапно представились нам православными, те, которые в течение столикого времени и по суждению таковых великих Отцев и Учителей считались ЕРЕТИКАМИ? Кто их так легко «сделал» православными? – Золото, если пожелаешь признать правду, и твоя жажда наживы; лучше же сказать – не их сделала православными, а тебя сделала подобным им и отвела в удел ЕРЕТИКОВ». (там же