Саудовская Аравия объявила Путина лжецом

На модерации Отложенный

Президенту России Владимиру Путину удалось подлить масла в огонь и без того напряженных отношений с Саудовской Аравией, несмотря на давление Дональда Трампа и его попытки усадить двух крупнейших экспортеров нефти за стол переговоров.

Заявление Путина о том, что Саудовская Аравия была инициатором развала соглашения ОПЕК+ и обрушила цены на нефть для того, чтобы обанкротить американскую сланцевую промышленность, вызвали протест в Эр-Рияде и подвесили в воздухе уже анонсированную сделку по сокращению нефтедобычи.

Решение саудитов на треть увеличить производство нефти и в 1,5 раза ее экспорт, ввести двузначные скидки, заливая рынок дешевыми баррелями, было связано «с усилиями по устранению конкурентов, которые добывают так называемую сланцевую нефть», заявил Путин в пятницу на встрече с представителями крупнейших нефтяных компаний.

«Для этого цена должна быть ниже 40 долларов за баррель. И они преуспели в этом», - сказал Путин, добавив, России «это не нужно» и такой цели никогда не ставилось.

В заявлении российского президента «нет ни слова правды», ответил в субботу глава МИД Саудовской Аравии принц Фарзал бин Фархан. Именно Россия отказалась от сделки ОПЕК+ в начале марта, тогда как Саудовская Аравия и еще 22 страны «пытались убедить ее пойти на дополнительное сокращение нефтедобычи и продлить соглашение», цитирует Bloomberg заявление МИД королевства.

Напомним, в процессе мартовских переговоров позицию Москвы наиболее полно обозначил глава Минфина Антон Силуанов. «Если в России цена нефти, позволяющая сбалансировать бюджет, составляет 42,4 доллара за баррель, то у них (саудитов) - под 80», - заявил он, недвусмысленно намекая, что если Эр-Рияду требуется дорогая нефть, то ему и нужно сокращать добычу.

О том, что сделка ОПЕК+ невыгодна для России и способствует интересам США, заявляла «Роснефть» от лица пресс-секретаря Михаила Леонтьева. «Теперь посмотрим, как американская сланцевая добыча почувствует себя в новых условиях», - радовался он 7 марта в интервью Bloomberg.

Спустя три недели российским нефтяникам было уже не до радости. Цена сорта Urals в Европе 30 марта рухнула 10,5 доллара за баррель, у нефтетрейдеров начали возникать сложности с продажей танкерных партий через Балтийское море из-за обвала спроса, оставившего лишним каждый пятый баррель, добываемый на планете (20 млн в день).

Но даже перед лицом катастрофы отбросить разногласия Москве и Эр-Рияду, похоже, не удается.

«Заявления Путина частично можно объяснить попыткой сохранить лицо» и оправдать решения, которые привели к крушению нефтяных цен, рассуждает он: «Путин не хочет, чтобы его винили в потерях американской энергоиндустрии».

Ситуацию осложняет то, что развал ОПЕК+ «задел чувства» наследного принца Мохаммеда бен Сальмана, указывает научный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай» Федор Лукьянов. Саудовская Аравия практически в одиночку «тянула» сделку, сокращая добычу на 1,5-2 млн баррелей в сутки и позволяя России копить сырьевые доллары в Фонде национального благосостояния, при этом ограничиваясь символическим участием в общих усилиях.

Но эффект от разрыва соглашения застиг врасплох всех. «Никто не ожидал полного коллапса нефтяного рынка. Саудовская Аравия и Россия потеряли контроль над ситуацией, - говорит Лукьянов. - Им нужно выйти из этой ситуации, не потеряв лица».

Вряд ли это в принципе возможно, скептична старший аналитик Energy Aspects Амрита Сен. Администрация США не может директивно заставить сланцевиков срезать добычу; если не участвуют Штаты, добычу не будет сокращать Россия, а без участия России на сделку не пойдут саудиты, объясняет она.

Надавить на Россию администрация США планирует угрозой санкций. Возможность новых ограничительных мер рассматривается в связи с участием Москвы в дестабилизации мирового рынка нефти, сообщали The Wall Street Journal источники в Белом доме.