«Лучше закрыться быстро, чем продолжать агонию»

На модерации Отложенный

«Лучше закрыться быстро, чем продолжать агонию»

У бизнеса не получается выполнять указ Путина о сохранении зарплаты. Сотрудников увольняют и отправляют в отпуска

Бизнес в России тяжело переносит нерабочий режим, объявленный президентом Владимиром Путиным до конца апреля для предотвращения распространения коронавируса (в России — более 4 тыс. случаев заражения, в мире — больше 1 млн). Znak.com получил большое количество жалоб на работодателей, которые в нарушение указа главы государства не сохраняют зарплату сотрудникам, а предлагают им уйти в недоплачиваемые отпуска или уволиться. Но дело не в жадности бизнесменов. Общественная организация малого и среднего бизнеса «Опора России» получает сотни обращений от предпринимателей, чей бизнес оказался в безвыходной ситуации: обороты упали настолько, что денег на положенные выплаты просто нет. В правительстве обсуждают дополнительные льготы для бизнеса, но когда будет принято решение по этому поводу, пока неизвестно.

«Вирусный профсоюз» и заявление мерчендайзеров

О том, что до 30 апреля в России продлены ограничительные меры для противодействия распространению коронавирусу, Владимир Путин объявил вчера во время обращения к нации. К вечеру в соцсети «ВКонтакте» в группе «Вирусный профсоюз» опубликовали заявление якобы от имени мерчендайзеров компаний Danone, Ferrero, Nestlé, Pepsico, Philip Morris, «Лина», которые жалуются на условия труда. 

«Наши компании, пользуясь лазейками в трудовом законодательстве, отказываются предоставлять нам оплачиваемые нерабочие дни.

Они отказываются переводить нас на удаленную работу, ссылаясь на то, что мы работаем на организацию, обеспечивающую население продуктами питания. Большая часть продукции, производимой нашими компаниями, не является жизненно необходимой: это соки, чипсы, конфеты, йогурты с вкусовыми добавками. Товары, которые действительно необходимо производить в период распространения коронавирусной инфекции, составляют не более 5% от общего объема продукции», — говорится в сообщении, авторство которого не указано. В нем же говорится, что мерчендайзеры якобы не обеспечены средствами защиты. Администраторы группы «Вирусный профсоюз» на сообщения Znak.com также не ответили.

Znak.com отправил запросы компаниям, к которым были высказаны претензии. «Наша компания всегда действует исключительно в рамках законодательства РФ. Сегодня, в самых непростых условиях мы обеспечивает жителей страны качественными и полезными продуктами питания, необходимыми для ежедневного здорового рациона. Молоко, сметана, кефир, йогурты, творог, детское питание — мы не имеем права сегодня допустить исчезновения этих необходимых продуктов питания из магазинов. И мы, и наши подрядные организации сейчас делают все возможное для того, чтобы в магазинах была еда и наши покупатели смогли беспрепятственно найти ее на полке», — рассказали в Danone.

 

Яромир Романов / Znak.com

Также в компании уточнили, что Danone обеспечивает «оптимальные, максимально безопасные условия для всех сотрудников». «Несмотря на катастрофическую ситуацию в стране с индивидуальным средствами защиты, нам удалось обеспечить наших „полевых“ сотрудников масками, перчатками и санитайзерами. Помимо этого, мы проводим образовательную работу, и постоянно напоминаем сотрудникам о базовых правилах гигиены, необходимых для препятствия распространению вируса, важности держать дистанцию», — подчеркнули в компании.

В Danone также обратили внимание на свои сомнения по поводу заявления, опубликованного в соцсетях «Вирусного профсоюза». 

«Относительно упомянутого вами профсоюза, мы не уверены, что за ним стоят реальные сотрудники, а не кто-то пытается использовать сложную ситуацию в стране в своих интересах», — заключили в Danone.

Ни о каких зафиксированных нарушениях не сообщили и в группе Ferrero, в пресс-службе «Ферреро Руссия» уточнили, что компания соблюдает все рекомендации группы и «четко соблюдает все требования и рекомендации» властей, чтобы «гарантировать непрерывность работы и организовать доставку продукции, обеспечивая тот уровень безопасности, который необходим в связи с меняющейся ситуацией». Согласно указу президента РФ, компания ЗАО «Ферреро Руссия» входит в список организаций, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости. Также она включена в перечень системообразующих организаций Владимирской области (там находится предприятие группы).

Напомним, Владимир Путин впервые обратился к нации по ситуации с коронавирусом 25 марта, тогда он объявил о нерабочей неделе с сохранением зарплаты и рекомендовал россиянам оставаться дома. Бизнесу тогда были обещаны меры поддержки, в том числе отсрочка платежей по кредитам и аренде. Вчера Путин объявил о продлении нерабочего режима до 30 апреля.

«Есть работники, которые пугают прокуратурой, но сейчас уже все равно — платить нечем»

Между тем за последние два дня Znak.com получил более десятка сообщений с жалобами на работодателей, которые вместо нерабочих дней с сохранением зарплаты предлагают сотрудникам уйти в неоплачиваемый отпуск.

Такая ситуация сложилась в сети ювелирных магазинов Sunlight, рассказала одна из продавцов.

«Нам в устном порядке сказали в связи со сложной ситуацией в компании писать заявления на неоплачиваемые отпуска сначала на одну неделю, а потом — сразу до 30 апреля. Кто не напишет — тому заморозят на карточках зарплату за март», — рассказала она.

Согласившимся на неоплачиваемый отпуск в компании обещали возращение на рабочие места после снятия ограничений. По словам продавщица, она — единственная из своего города, кто пока не подписал заявление. «Я воспитываю ребенка одна, у меня кредит. Я обратилась в банк с просьбой уменьшить ежемесячный платеж. Но для этого нужна справка о том, что у меня уменьшился доход по инициативе работодателя. Такую справку мне в компании не предоставили, сказав, что все ушли на карантин. В трудовую инспекцию я тоже никакие документы предоставить не могу, потому что все распоряжения были в устной форме», — рассказала девушка. По ее словам, несколько дней назад в комментариях к постам Sunlight в Instagram многие писали о такой проблеме, но теперь комментарии закрыты. Ранее о том, что руководство сети заставляет сотрудников уходить в неоплачиваемые отпуска, писало «МБХ медиа». Сейчас на сайте и в соцсетях ювелирная сеть сообщает, что украшения можно заказать онлайн, но на запрос Znak.com в компании не ответили.

Рестораны и кафе стараются переориентироваться на работу на вынос и на доставку, но это не спасает от серьезного снижения оборотовРестораны и кафе стараются переориентироваться на работу на вынос и на доставку, но это не спасает от серьезного снижения оборотовЯромир Романов / Znak.com

Повар из Екатеринбурга Виталий Петров, работающий в ресторане «Мамуля», рассказал, что «сидит дома без денег» — ему не заплатили отпускные, в бухгалтерии пояснили, что выручка сейчас маленькая, денег нет.

Сложная ситуация, по его словам, и у других сотрудников. «Раньше на смену выходило шесть поваров, сейчас — один», — добавил он.

Впрочем, в процессе подготовки этого текста отпускные Петров получил. В «Мамуле» ситуацию прокомментировали так: «На сегодняшний день, когда все предприятия общественного питания закрыты, но имеют возможность работать на доставку или на самовывоз, ресторан в аэропорту Кольцово (где работает повар. — Znak.com) не имеет такой возможности. Количество рейсов максимально сокращено, и пассажиропоток практически нулевой, соответственно, некому даже продавать еду с собой на вынос». Также в ресторане уточнили, что в феврале этого года Петров увольнялся из ресторана, но не прошел проверку службы безопасности на новом месте работы, и тогда в «Мамуле» приняли его обратно. «Вдвойне неприятно, когда в столь тяжелое время, [когда] коллектив должен быть сплочен и быть единой командой, некоторые сотрудники вступают в противоборство с работодателем, хотя их права не нарушены. К сожалению, увидеть истинное лицо человека можно только в сложной ситуации», — заключили в компании.

Между тем в большинстве случаев, проанализированных Znak.com, сотрудники соглашаются на все условия работодателя в надежде пережить вместе сложные времена и сохранить за собой хоть какое-то рабочее место.

«Начальство заставляет всех работать, но так, чтобы никто не знал. На воротах висит объявление, что мы закрыты, но нас группами туда пропускают, и мы работаем.

Тут дикая безработица, зарплаты 15–25 тыс. у нас, вот такие дела. Поэтому очень держимся за место всем коллективом», — рассказывает сотрудник одного из красноярских заводов.

«Все мои знакомые отправляют сотрудников без содержания. Мы сначала держались, но со следующей недели тоже просим людей уйти в отпуск с открытой датой. Есть работники, которые пугают прокуратурой, но сейчас уже все равно — платить нечем», — рассказывает предприниматель из Уфы, занимающийся несколькими направлениями работы, в том числе он является дилером операторов связи.

Предприниматель из Екатеринбурга, связанный со сферой девелопмента, говорит, что «у него есть подушка безопасности примерно на три месяца». «Столько времени я готов платить зарплату своим сотрудникам, при условии, конечно, что они будут работать хотя бы удаленно. Но если ситуация затянется, придется всех распустить», — признал он.

«Поступили сотни обращений от предпринимателей»

Минпромторг еще 27 марта обращался к председателю правительства Михаилу Мишустину с просьбой ввести дополнительные меры поддержки бизнеса, так как падение оборотов торговли, общественного питания и бытовых услуг составило на тот момент около 80%. По оценкам министерства, уже тогда было сокращено около 20% персонала. В том числе предлагалось ограничить 8% максимальную ставку кредитов для общепита и точек непродуктовой торговли, предоставить каникулы по выплате процентов, погашению основного долга и выполнению ковенантов по кредитным договорам.

В общественную организацию малого и среднего предпринимательства «Опора России» с момента объявления о нерабочей неделе «поступили сотни обращений от предпринимателей со всей России, чей бизнес оказался в безвыходной ситуации», рассказал президент организации Александр Калинин. «В некоторых случаях лучше быстро закрыться, чем продолжать агонию», — считает он. Сейчас, по его словам, «Опора России» работает с правительством РФ, предлагая властям ввести дополнительные льготы для бизнеса. Впрочем, по его словам, решения по некоторым из них, например по налогу на имущество, находится в прерогативе региональных властей.

Хотя «Опора России» фиксирует серьезное падение выручки по некоторым сферам, где невозможно организовать работу онлайн, вроде кинотеатров и спортивных клубов, Калинин утверждает, что некоторые меры поддержки уже начали работать. Например, работодатели могут оформить беспроцентные кредиты на выплату зарплат на срок до полугода.

Юридические инструменты для бизнеса во время пандемии

«В ситуации с распространением коронавируса и понятным желанием властей обеспечить гражданам доход во время эпидемии наиболее уязвимыми оказались работодатели. Уже сейчас понятно, что многие субъекты малого и среднего предпринимательства с трудом смогут „выжить“ в созданных условиях. В этой связи бремя выплаты заработной платы сотрудникам становится для бизнеса непосильным, хотя большинство работодателей стараются сохранить команды», — говорит партнер коллегии адвокатов Pen & Paper, руководитель практики особых поручений Екатерина Тягай.

По ее словам, ситуация осложняется и тем, что российское право предусматривает различные виды юридической ответственности работодателя за нарушение трудовых прав работников — начиная от взыскания заработной платы и компенсации морального вреда в судебном порядке и заканчивая уголовной ответственностью руководителей.

«Однако при этом трудовое законодательство предоставляет несколько инструментов, которыми сейчас могут воспользоваться работодатели, испытывающие финансовые затруднения. Прежде всего Трудовой кодекс дает работнику и работодателю относительную свободу в некоторых сферах трудовых правоотношений в том случае, если оба субъекта трудовых прав решают возникающие вопросы по взаимному согласию.

Так, если работник согласен, то возможно уменьшение его заработной платы путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору.

При этом необходимо понимать, что сокращение заработной платы должно влечь и сокращение продолжительности рабочего времени», — отметила Тягай.

Также нередко система оплаты труда работника подразумевает и бонусы, выплата которых чаще всего является правом, а не обязанностью работодателя, отмечает юрист. В таком случае, по ее словам, необходимо изучить трудовой договор работника и, если это возможно, сократить премиальные выплаты на время эпидемии.

Еще одним вариантом легального сокращения расходов работодателя может стать простой. «Трудовое законодательство позволяет перевести работника на не обусловленную трудовым договором работу с меньшей оплатой на срок до одного месяца, если имеют место причины экономического, технологического, технического или организационного характера. Вероятно, пандемию коронавируса можно считать одной из этих причин», — заключила она.