Максим Кваша. Интертрепация перзидента

Кажется, еще немного- и возникнет новый конспирологический жанр: толкование выступления президента Дмитрия Медведева в Магнитогорске, где он выдал десять поручений по улучшению инвестиционного климата. Лишний раз перечислять, видимо, не стоит— читатели этой колонки, скорее всего, при упоминании об этой истории уже переключают телевизор или радио на другую программу. Счастливцам же, до сих пор уклонявшимся от промывания мозгов, предложу собственную (тоже в какой-то мере конспирологическую) оперативную реакцию в журнале "Деньги" . В ней речь, в частности, идет о том, что предлагаемые меры— результат отчаяния, а их "чрезвычайщина"— следствие бессилия изменить хоть что-то в рамках регулярных процедур.

Самая популярная версия— старт предвыборной кампании— натыкается на довольно очевидное, в сущности, возражение: в этом случае речь должна была бы идти о чем-то понятном десяткам миллионов избирателей— зарплатах, пенсиях и стипендиях, рабочих местах, ценах на еду и бензин, окорачивании чиновного и милицейского произвола. Как нетрудно заметить, об этих вещах куда чаще говорит премьер Владимир Путин, причем рутинно— без всякого предвыборного пафоса.

Максим Кваша Максим Кваша – легендарный журналист, потрясший мир интервью про 600 тысяч российских силовиков, "которые ни х.. не делают, и ищут, где бы деньги заработать". Сейчас – экономический консультант, с февраля 2011 года – спецкорреспондент журнала "Деньги".

Дмитрий Медведев рассказывает о первоочередных мерах по улучшению инвестклимата в стране Источник Видеоблог Дмитрия Медведева

К ней примыкает наблюдение (см. например, колонку Константина Сонина в "Ведомостях" ), что Медведев якобы обозначил некую альтернативу курсу последнего десятилетия. С уменьшением вмешательства государства в экономику, улучшением конкурентной среды и большим общественным контролем за тем, что и как делает государство и крупный бизнес. В общем, либерал Медведев против дирижиста Путина. Чужой против Хищника а ля рюсс.

Не верится. И не только потому, что тандем уже устал твердить о своем нерушимом единстве: это было бы просто— как дружили, так и поссорятся. А потому что Медведев все еще воспринимается как сугубо декоративный президент. Которому можно и блоги, и твиттер, и с Comedy Club потусоваться , и даже несколько бюджетных миллиардов потратить на какую-нибудь игрушку— не Ipad, так Сколково. А вот настоящие решения— на сотни миллиардов— принимает уже настоящая власть. И это уже Путин и его ближайшее окружение.

Это соображение ведет к еще одной версии. Самое яркое ее изложение (из тех, что мне встретились) дал Максим Гликин из "Ведомостей" : "Правитель, который настроен рулить еще семь лет, особенно в России, не выстреливает реформами как из пулемета". А значит, речь идет просто о том, что у Медведева остался всего год, и он "пытается закрепиться в истории как президент-реформатор".

Дмитрий Медведев "выстреливает реформами, как из пулемета", и наблюдатели видят в этом непрочность его положени Источник Сайт Кремля

Хорошая версия. В чем-то даже романтическая. И как легко заметить, довольно близка к первой— про отчаяние. Мотивы те же, разве что цели более отчетливые.

Ей отчетливо противоречит самая невероятная трактовка. Ее мог бы дать, например, наблюдающий за нашей политической жизнью марсианин. Или просто саркастично настроенный сторонник невозможного ныне кандидата "против всех". Достаточно обратить внимание на то, что Медведев упоминает о возможности "кадровых решений" в отношении чиновников, которые оправдывают построение барьеров и создают "преференции друзьям". Привет из дачного кооператива "Озеро" , от длинного списка друзей Владимира Владимировича, улучшивших свое материальное положение за последние 11 лет.



Скажу прямо, мне эта интерпретация кажется, мягко говоря, уязвимой. Или, проще говоря, досужим трепом. И хотя— как вероятно и большинству сторонников "Единой России"— метафоры типа "размахивать картонным мечом" кажутся неуместными, сюжет, в котором Медведев увольняет, а то и отдает под суд Путина, выглядит как неудачная первоапрельская шутка. Да и вообще, хотел бы— три года на это было.

Почти столь же уязвимой кажется и версия, что инициатива с отстранением вице-премьеров из советов директоров госкомпаний связана с попыткой окружения Медведева ограничить чрезмерное влияние отдельных правительственных персонажей— в первую очередь нефтегазового куратора Игоря Сечина— на российскую экономику. Нет же противоречий в тандеме? Значит, давно можно было договориться— хоть по-дружески, хоть в рабочем порядке.

Разногласий в тандеме нет, а значит - обо всем можно договориться по-дружеск Источник Сайт Кремля

Зато еще один сюжет невероятным не кажется. И связан он с самым громким поручением президента— выводом из советов директоров госкомпаний профильных вице-премьеров и министров. Напомню, кстати, что идея не нова— Медведев ее озвучивал три года назад в той самой "исторической" красноярской речи, где появились и четыре "И" (инновации, инвестиции, инфраструктура и институты), и слово "модернизация". Тогда, впрочем, речь шла не только о министрах-капиталистах, но о "большинстве чиновников" вообще. Минэкономики незадолго до кризиса даже, помнится, законопроект подготовило. "Почему-то" тогда о тех поручениях президента забыли. Теперь пришлось напоминать. И погромче.

Тут необходимо пояснение. На присутствие в советах директоров компаний с госучастием госчиновников есть две точки зрения. Первая: интересы государства как акционера должны отстаивать его представители, у кого как не у крупных чиновников достаточно авторитета для того, чтобы делать это максимально эффективно. Вторая (которую вроде бы отстаивает нынешний президент): участие профильных министров в управлении крупными компаниями ухудщает конкурентную среду, ведет к коррупции. Да и не улучшает качество управления— нет и не должно быть у Сечина с Кудриным времени, чтобы кроме своих дел в правительстве еще и в дела "Роснефти" и ВТБ влезать как следует.

А теперь представьте, что профильных министров к лету уберут из советов директоров 17 крупнейших компаний, а потом еще и других чиновников из госкомпаний поменьше (это следует из опубликованных вдогонку формальных поручений президента). Освободится, как минимум, пара сотен очень неплохо оплачиваемых рабочих мест. Вознаграждение независимых директоров достигает нескольких сотен тысяч долларов в год, в "Газпроме" в 2008 году оно якобы составляло 15 млн рублей . За несколько рабочих дней в год, между прочим. Чиновникам оно не положено, а вот независимым и поверенным директорам (вторые отличаются от первых тем, что голосуют как им велит государство)— вполне.

Перспектива стать независимым или поверенным директором в "Газпроме" выглядит совсем не плохим "пенсионным вариантом" Источник http://premier.gov.ru

Отличная пенсия. Даже если не пытаться лезть в собственно бизнес. Ну или плата за лояльность— а то элиты начали недовольство проявлять. Невовремя и некстати.

Очень, кстати, своевременная инициатива. Совершенно беспроигрышный вариант для нынешних крупных чиновников, причем совершенно неважно из Кремля или Белого Дома: аккурат к выборам будут готовы запасные аэродромы для почетных отставок. Хлебные и непыльные.