«Сталкер» - предсказание Тарковского

Можно описать десятки и сотни контекстов фильма – пророчества, фильма – поэзии Тарковского «Сталкер». Пожалуй, больше всего я думал о фильме как о выражении Тарковским идеи всемирного, вселенского духа, вхождение в «зону», как соприкосновение с вечностью.. Однако в связи с последними событиями в мире, возникает и еще одно прочтение «Сталкера», как предупреждение нас, о грядущей катастрофе.

По сути дела «зона» ведь лишена любой техники, любых достижений прогресса. Техника и зона, вещи не совместимые, техника погибает, она не может существовать внутри зоны, не может нарушить ее природную гармонию. Часть поэзии «зоны» это именно уничтоженная, погибшая техника - танки, развалины каких то заводов, а остальное есть империя природы и неизведанных людьми законов. И именно среди это погибшей техники есть эта заветная комната исполнения желаний…

То есть, в сюжете присутствуют достаточно недвусмысленные моменты.

- Настоящее счастье возможно внутри «зоны», где все природное и где господствуют мистические, неведомые нам законы.

То есть Тарковский говорит, что мы достаточно мало знаем о природе, которая имеет совсем другие законы, которых мы не знаем и где возможно настоящее счастье.

- Все человеческие технологии внутри зоны не могут существовать

Это одновременно есть и пророчество, о будущей гибели современных технологий. «Зона» это царство гибели всей современности, всего нашего развития и в то же время это и есть источник настоящего счастья и знания. Источник, к которому человек идет с трудом, идет интуитивно, идет благодаря чистоте своих помыслов, а не с помощью механических (примитивных) исследований. Максимальная технология зоны - это гайка с навязанным на нее бинтом. По сути дела, современна наука и представляет из себя такую гайку, которую кидают в разные стороны, с тем, что бы понять где какой эффект может возникнуть. Но даже гайка не работает на зоне, полной парадоксов.

Сталкера сопровождают практичный физик и вечно разочарованный лирик. Физик, пройдя перипетии зоны очищается и отказывается от своих расчетливых планов, однако лирик так же не входит в комнату желаний, ибо желать по настоящему нечего ни тому, ни другому. Они сидят на пороге комнаты желаний, символизируя свою несостоятельность и по сути незрелость.

С другой стороны, зона дает нечто большее, чем исполнение желаний, она дает непосредственное восприятие внутренней сущности всего - и бренности материального, и соприкосновение с высшим мистическим началом мира. На пороге комнаты исполнения желаний и физик и лирик осознают тщетность, ненужность исполнения своих, по сути, никчемных желаний. Физик хотел уничтожить эту комнату, вполне символически обьясняя это «безопасностью» человечества.. ну а лирик понимает, что обретение славы и даже таланта, в принципе не нужны и не принесут ему счастья. С другой стороны, они уже оба прошли достаточно трудностей и так или иначе соприкоснулись с тем высшим началом, которое доминирует в зоне, они так же по своему стали сталкерами для которых зона и есть смысл жизни.

Сталкера же не останавливает ни тюрьма, ни проблемы семьи, ни болезнь дочери, в том что бы снова и снова идти в зону, рискуя собой. В чем же смысл этого риска? Смысл в той поэзии которая дает ему зона, в том высшем вкусе счастья, который неведом обывателям, живущим в мире современной науки и обычных законов…

«Сталкер», с другой стороны, предсказывает вполне практичные вещи, такие как гибель современной технической цивилизации, что по сути, вещь, по своему общеизвестная, предсказанная так же и в «Апокалипсисе». Апокалипсис ясно говорит, что все попадут под власть «зверя» - науки, что все будут видеть надвигающеюся катастрофу и никто не сможет ничего сделать, что, по сути, сейчас и происходит. Люди не могут контролировать ядерное оружие, которое в будущем так же еще и применят. Они не могут контролировать атомные станции, каждая из которых так же даст свой плод в будущем и все остальные факторы которых великое множество. И Апокалипсис и «Сталкер»  предсказывают одно и тоже – гибель современной цивилизации, и возрождение людей вне технократического подхода. Нравится нам это или нет, но то что мы видим, говорит об этом, как о факте.

Чернобыль, Мексиканский залив, Фукусима, это всего лишь начало этого процесса, о чем говорят так же и добросовестные ученые. «И станет вода полынь…» - подтверждает Апокалипсис. Однако Тарковский перешагнул это время и создал своего гениального «Сталкера», который наслаждается настоящей жизнью, на обломках современной цивилизации…