ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ

На модерации Отложенный

Глас народа: зачем созывали Земские соборы?

 

 

На протяжении полутора столетий в Российском государстве существовал особый орган власти, символ единства царя и русского народа Примирение с Грозным царем После засухи и пожаров 1547 года в Москве начались бунты: оставшиеся без жилья и средств к существованию люди пытались найти виноватых в своем несчастье. Пошли слухи о поджигателях и колдунах, а главные подозрения пали на родственников Ивана IV по материнской линии, великих князей из рода Глинских.

 

Разгневанная толпа убила дядю государя, а затем направилась к нему самому с требованием выдать остальных «виновников». Чтобы предотвратить волнения, Иван Васильевич заявил о намерении созвать в столице «Собор примирения», участие в котором позволялось принять представителям всех сословий из разных земель. Основным вопросом, стоявшим на повестке дня, царь назвал злоупотребления собственных наместников и самоуправство бояр.

 

Собор состоялся в 1549 году. Стоя на Лобном месте площади Кремля, Иван Грозный прилюдно каялся в своих грехах перед простым народом и обрушился с критикой на представителей боярства. Последним оставалось лишь повиниться перед государем и согласиться на то, чтобы отныне все жалобы населения рассматривал царский суд. В дальнейшем так называемое тяглое население (то есть крестьяне и посадские люди) в заседаниях собора участвовало редко, но его интересы формально представляли сами правители.

 

 Считается, что с 1549 года в Российском государстве оформилась сословно-представительская монархия. В состав Земского собора на регулярной основе входили царь, Боярская дума, Освященный собор русской церкви, представители дворянства и купечества. Обсуждали они вопросы объявления войны и заключения мира, введения новых налогов и решения безотлагательных внутриполитических проблем (например, об управлении государством после отъезда Ивана Грозного в Александровскую слободу, о введении опричнины).

 

Частота и продолжительность заседаний заранее не оговаривались, поскольку зависели от важности текущих вопросов. Иностранцы, побывавшие в России, сравнивали Земский собор с парламентом и называли его каждый на манер своего государства – то сеймом, то риксдагом.

 

Новые династии

 

Дважды в истории на Земских соборах избирались цари-родоначальники новых династий, но судьбы их сильно отличались друг от друга. Первый избранный собором царь Борис Годунов не был любим в народе и виделся подданным едва ли не хуже самозванцев, заполонивших страну в годы Смуты. Царь Борис правил Россией семь лет, а его сын Федор (последний из Годуновых) – всего полтора месяца.

 

 В начале 1613 года, после изгнания из Москвы интервентов, пришло время избрать нового правителя. В столицу съехались выборные «Всей земли» из 58 городов, их число превышало восемьсот человек. Им предстояло участвовать в первом по-настоящему всесословном Земском соборе, отменить решение предыдущего собора о призвании на престол польского королевича Владислава и из множества кандидатур выбрать самого достойного русского царя.

 

Заседания Земского собора происходили в очень напряженной обстановке. Представители знатных боярских фамилий выдвигали своих ставленников и до последнего боролись за лидерство. Всего предложили более десяти претендентов, среди которых Дмитрий Трубецкой, Иван Голицын, Петр Пронский и герой Второго ополчения Дмитрий Пожарский (он, впрочем, сразу отказался). После ожесточенных споров выбор пал на шестнадцатилетнего Михаила Федоровича Романова.

 

Ему суждено будет стать первым из династии, правившей затем Российским государством на протяжении трех столетий. Кандидатура Романова оказалась компромиссной.

Бояре надеялись, что юным правителем будет легко манипулировать. Народу было важно дальнее родство Михаила Федоровича с Рюриковичами: он приходился родственником первой супруге Ивана Грозного Анастасии Захарьиной-Юрьевой.

 

20 февраля 1613 года. На паперти Благовещенского собора Московского Кремля келарь Троице-Сергиевой лавры

 

Трудное решение

 

В 1653 году, когда Российским государством правил царь Алексей Михайлович, на Земском соборе приняли решение о воссоединении Левобережной Украины с Россией. 1 октября объявили праздничным днем, и само заседание носило торжественный характер. Царь пришел на него с крестным ходом из церкви и велел зачитать вслух доклад о несправедливом отношении польского короля к православным подданным.

 

Кроме того, на всеобщее обозрение представили челобитную, которую накануне украинский гетман Богдан Хмельницкий подал Алексею Михайловичу. Этому событию предшествовали годы борьбы запорожских казаков с польским владычеством. В XVII веке большая часть Украины входила в состав Речи Посполитой, где официальной религией было католичество, а официальным языком – польский.

 

Подданные украинского происхождения постоянно страдали от притеснений, увеличения повинностей и религиозных гонений. Освободительная война была неизбежна. После взятия Киева и заключения перемирия с Польшей Богдан Хмельницкий обратился к русскому царю с просьбой о помощи, но получил отказ. Алексей Михайлович посчитал, что страна не готова к войне с Польшей – не так давно удалось восстановить силы после Смуты, а годом ранее столицу потряс Соляной бунт.

 

Тем временем весной 1649 года Речь Посполитая возобновила боевые действия против восставших, и русский царь засомневался в правильности своего решения. Наконец, через два года на Земском соборе впервые была озвучена идея о воссоединении с Левобережной Украиной, а в 1653 году намерения двух сторон официально подтверждены. Платой за этот выбор стала русско-польская война, завершившаяся подписанием Андрусовского перемирия.

 

Речь Посполитая признала права России на приобретенные земли.

Мечты и проекты

 

Последний Земский собор созывали в 1682 году. Спустя два года орган власти был упразднен, на смену сословно-представительной монархии пришла абсолютная – в лице Петра Великого. А вот идеи о возрождении Земских соборов не оставляли русских мыслителей и государственных деятелей даже в XIX столетии. Первыми о возвращении к допетровским традициям заговорили славянофилы: в 1855 году Константин Аксаков составил «Записку о внутреннем состоянии России», в которой рассуждал о необходимости власти прислушиваться к «голосу земли».

 

Правда, всерьез обсуждать этот вопрос о 50-е годы девятнадцатого века не удавалось, ведь славянофилы выступали за отмену крепостного права и дарование населению гражданских свобод, а настоящий Земский собор все же являлся органом сословным. Работа Аксакова была опубликована лишь через двадцать пять лет после ее написания. Тогда изложенные в ней идеи заинтересовали публику куда больше, чем накануне Великих реформ.

 

В 1882 году министр внутренних дел граф Н.П. Игнатьев представил на суд Александра III проект, согласно которому Земский собор следовало созвать вновь, одновременно с проведением коронации в Москве. Предложение Игнатьева встретило решительное сопротивление со стороны обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева, да и самого царя не впечатлило: для народного представительства время не подходящее, полагали они. Граф Игнатьев подал в отставку, а Земский собор окончательно превратился в очередную увлекательную страницу русской истории.