Эрдоган предъявил Путину убедительный аргумент

5 марта в Москве было подписано очередное российско-турецкое соглашение по Сирии. Как полагают эксперты, оно позволит снизить напряженность в районе Идлиба, но вряд ли предотвратит дальнейший конфликт.
По сообщениям СМИ основные пункты нового соглашения состоят в следующем:
- Россия и Турция согласны, что сирийский конфликт не имеет военного решения;
- с 0:00 6 марта будет введен режим прекращения огня в Идлибе;
- будет создан коридор безопасности в 6 км к северу и югу от трассы М4 в Сирии;
- с 15 марта начнется совместное российско-турецкое патрулирование вдоль трассы М4 в Сирии;
- стороны подтвердили приверженность суверенитету Сирии и выразили намерение бороться с терроризмом;
- Турция оставляет за собой право отвечать на действия сирийских правительственных сил.
Обе стороны приписывают себе победу по итогам нового меморандума. Чтобы понять его реальное значение, напомним предысторию последнего конфликта.
Начавшееся в феврале наступление режима Асада на последнюю зону деэскалации в Идлибе, которая находится под эгидой Турции, с самого начала было чревато столкновением России и Турции. Однако, несмотря на все предупреждения турецкой стороны, сирийские войска продолжали боевые действия и заняли часть территории, где расположены ряд стратегических пунктов и шоссе. После гибели 14 турецких солдат Эрдоган предупредил о возможности военного вмешательства, а после недавней гибели еще 33 солдат турецкая контратака стала неизбежной.
Все это время Эрдоган требовал встречи с Путиным, а тот фактически от нее уклонялся. Несколько раундов переговоров на разных уровнях не дали результатов. Несколько дней назад после массовой гибели своих военных минобороны Турции объявило о начале операции против проправительственных сирийских сил, получившей название «Весенний щит». А 4 марта президент Эрдоган рассказал, что в ходе боев ликвидировано «уже свыше 3,2 тыс. приспешников» президента Сирии Башара Асада.
По разным сообщениям, турки отбили несколько ключевых пунктов и восстановили контроль над важными трассами. Лишь после этого российский президент согласился встретиться с турецким лидером, но не в Анкаре, а в Москве. Да и сама встреча стала возможной только после того, как Эрдоган подключил к делу чуть не весь западный мир. ЕЭС, НАТО и Вашингтон выступили с резкими заявлениями в адрес Кремля.
За кем же осталась победа? Переговоры были явно нелегкими и продолжались в общей сложности шесть часов, из которых половину времени лидеры говорили с глазу на глаз.
Турецкий лидер несомненно понял, что слова на Путина не действуют, а вот сбитые российские самолеты являются убедительным аргументом. Хотя сбитые в небе Идлиба российские самолеты формально принадлежали сирийской армии, сигнал был понят правильно.
И хотя после инцидента в 2015 году, когда турки сбили самолет российских ВВС, им пришлось за это заплатить, Кремль понял, что без Турции сирийскую проблему не решить.
Так и в случае переговоров по Идлибу стороны фактически остались при своих. Пункт первый — сирийская проблема не имеет военного решения. Следовательно, захват Идлиба войсками Асада не состоится без согласия Турции. Пункт два - режим прекращения огня вступил в силу сегодня 6 марта. Это единственное реальное достижение для обеих сторон, не желающих новых потерь.
Третий и четвертый пункты относительно коридора безопасности в районе трассы М4 в Сирии, и совместного российско-турецкого патрулирования вдоль нее вряд ли окажутся долгосрочными и эффективными, как показал недавний опыт совместных патрулей в зоне вдоль курдской автономии.
Пункт об уважении суверенитета Сирии - полная насмешка, ибо в ходе совместной пресс-конференции никто даже не упомянул о согласии армии Асада на прекращение огня.
И, наконец, ключевым пунктом соглашения является последний: «Турция оставляет за собой право отвечать на действия сирийских правительственных сил». Следовательно, Анкара будет вправе и далее военным путем отстаивать свои цели.
Можно сказать, что Эрдоган не добился главного — отвода сирийских войск к прежним границам. Но и сдачи Идлиба в качестве компенсации за расширение буферной зоны безопасности на севере, на что намекали российские эксперты, не произошло. Турция показала, что без учета ее интересов решить судьбу Сирии не удастся, а именно это для нее сейчас главное.
В качестве итога отметим, что «маленькая Идлибоносная война» (по выражению «Коммерсанта») не принесла победы Кремлю. Захватить решительным ударом всю территорию и поставить турок перед фактом не удалось. Нео-османская империя - не Украина и не Европа, которые были не в состоянии помешать России в Крыму, на Донбассе и в Грузии. Теперь Москва столкнулась с тем феноменом, который сама привыкла использовать в геополитических играх. Наличие формально независимой территории, фактически находящейся под контролем Турции, позволяет ей диктовать свои условия другим участникам, в данном случае России и Сирии.
В «сухом остатке» - Москва, погнавшись за иллюзией окончания войны в Сирии, поставила под удар свои связи с одним из немногих сильных союзников, который теперь вновь ищет союза с Вашингтоном, обострила отношения с Европой и оказалась в нескольких шагах от конфликта с НАТО.More >
Не случайно тот же «Коммерсант» остроумно озаглавил статью, посвященную переговорам в Москве - «Протоколы сирийских мудрецов». Похоже, в этот раз кремлевские стратеги действительно перемудрили.
Владимир Поляк, «Детали». Фото: Sputnik Alexei Druzhinin Kremlin via Reuters
Комментарии
Решил Путин уступить
Понял сразу, как увидел
Ему нечего ловить
Уже бармалеи проклинают Эрдогана и обвиняют его в предательстве)))
https://www.youtube.com/watch?v=UO4AGEs3WII
А шо турки в Сирии забыли?
А кто там курдов сдерживает?
Если не вдаваться в детали, то Турция признала новое положение вещей и с ним согласилась. За Асадом остается все занятое САА в результате наступления, начатого 19 декабря 2019 года в Идлибе. Хотя еще 48 часов назад турецкое руководство уверяло общественность в несгибаемости своей воли отбросить сирийскую армию на исходную линию согласно сочинским договоренностям.
Впрочем, хотелки это одно, а объективная реальность — совсем другое. Даже сосредоточив в Идлибе разных сил общей численностью до механизированной дивизии, Анкара не сумела как-либо существенно переломить ход событий.
И это без активных широкомасштабных боев с непосредственным участием турецкой армии в первой линии против САА и под ударами ВКС РФ. Совпадение между резким сокращением боевой активности турок в Идлибе и российским предупреждением насчет отсутствия гарантий безопасности для турецкой авиации более чем характерно.
Путин предложил выход с сохранением лица. Анкара полностью снимает все вопросы по трассе М5, возвращенной под контроль Асада. Тем самым Сирия расчистила стратегическую магистраль из Дамаска, через Хомс, Хаму, Серакиб в Алеппо. Хотя об этом прямо сказано не было, но по слухам и логике Турция признала необходимым сворачивание находящихся в тылу САА своих обсервационных пунктов, на которых в сумме сидело больше 12 рот пехоты с бронетехникой. Если это не прямое отступление, то что?
Тем самым кусок территории Южного Идлиба, контролируемого бармалеями к югу от шоссе, оказывается в очень подвешенном состоянии. По новой договоренности в Москве сирийские войска с ноля часов ночи с 5 на 6 марта должны прекратить огонь, а турецкое командование обязано на подконтрольной себе земле обещает отделить черных от зеленых, оставив лишь вторых и ликвидировав первых.
И если оно этого не сделает, то, тоже по этим договоренностям, САА имеет полное право вмешаться в процесс непосредственно. В переводе на русский Турция фактически негласно согласилась вернуть Асаду и эту часть Идлиба. Чем он в предстоящее время наверняка воспользуется.
Для Эрдогана тоже. Он сможет на некоторое время для внутренней аудитории выступить сильным миротворцем, сумевшим остановить наступление Асада и обеспечить мир на важной сопредельной территории. Под это дело можно даже остановить вал беженцев в Евросоюз. Тем более что Брюссель согласился выплатить 1,5 млрд отступных.
Тем не менее Эрдоган патронов попросил. Ответ Вашингтона пока непонятен. Одни политики за лужей говорят, что Америка, конечно же, «своих не бросит», другие подчеркивают — «давайте вы сначала определитесь в вопросе С-400».
Так что открытым остается единственный вопрос — дата начала следующего наступления сирийских войск в Идлибе. Президент Сирии уже официально заявил, что не остановится, пока не освободит от оккупантов и незваных гостей всю территорию страны полностью. И, судя по результатам, свое слово он держит.