Дмитрий Медведев приказал правительству снизить налоги ради улучшения инвестклимата

Власти фактически признали ошибкой повышение ставки социальных налогов. Уже с начала 2012 года страховые выплаты предприятий будут снижены— такое поручение дал Дмитрий Медведев. Вернутся они к прежнему уровню или нет, будет решено до 1 июня. Предприниматели рады этой инициативе, но до 1 января еще надо дожить, говорят они: высокие налоги за год могут уничтожить большое количество российских предприятий.

"Ставка взносов на уровне 34% может оказаться непосильной для многих видов деятельности",— заявил 30 марта, выступая на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики в Магнитогорске, президент Дмитрий Медведев. Он поручил правительству до 1 июня подумать над тем, каким образом и насколько могут быть снижены обязательные страховые взносы. При этом дата снижения уже определена президентом: 1 января 2012 года.

"Как минимум для этого потребуется снижение излишних расходов на государственные закупки и изменение шкалы страховых взносов",— заявил Медведев.

Президент не исключил, что ставки могут вернуться к прежнему уровню, но обнадеживать предпринимателей не стал. "Конечно, по-хорошему, максимальная ставка должна быть установлена где-то в пределах, близких к прежним, но это сделать непросто",— заявил он.

Повышенные выплаты Напомним, ставка страховых отчислений в социальные фонды (бывший ЕСН— единый социальный налог) с нового года для основной массы российских предпринимателей выросла с 26 до 34%. Правительство аргументировало это необходимостью выплачивать пенсии, средств на которые остро не хватает. Для малого бизнеса, который применяет упрощенную систему налогообложения и платил всего 14%, рост налогов оказался слишком болезненным: нагрузка возросла в 2,4 раза.

Удар по карману

Повышение страховых взносов не оправдало себя как источник пополнения бюджета, признают власти. Ранее прогнозировалось, что оно принесет около 700–800 млрд рублей. Однако помощник президента Аркадий Дворкович сегодня заявил, что "такая цифра будет вряд ли достижима", потому что "многие либо закрываются, либо уходят в тень". В то же время, по его оценке, если вернуться к дореформенным ставкам страховых взносов, государство недосчитается 400–500 млрд налогов.

"Мы так и предполагали, что весь негатив от повышения социальных выплат проявится к апрелю, и после этого власти будут принимать решения по пересмотру ставки",— говорит GZT .RU вице-президент "ОПОРы России" Владислав Корочкин.

Положительно к реформе ЕСН отнеслись лишь около 6% предпринимателе Источник ОПОРа России

"Повышение очень болезненно отозвалось на экономике,— подтверждает главный экономист инвесткомпании „Уралсиб Кэпитал" Алексей Девятов.— По итогам января-февраля мы увидели существенное снижение реальных доходов населения и инвестиций. Последнее говорит о том, что бизнес находится в тяжелой финансовой ситуации, ведь ему приходится в первую очередь платить те платежи, которые он не может не платить— налоги, зарплаты, оплата поставок, а средств на инвестиции уже не остается".

"Многие уходят в тень, многие закрывают бизнес,— отмечает глава „Деловой России" Борис Титов.— Сказывается и рост цен на электроэнергию: такое впечатление, что мы сейчас добиваем наш промышленный несырьевой сектор".

10 инициатив, которые должны улучшить инвестиционный климат в России "Я хотел бы сейчас изложить свои предложения, касающиеся первоочередных мер по улучшению инвестиционного климата в нашей стране",— начал свое выступление перед собравшимися в Магнитогорске Дмитрий Медведев. Предложений оказалось 10. Подробнее

О том, сколько предприятий закрылось с начала года, статистических данных пока нет. "Но есть отдельные факты,— рассказал Владислав Корочкин.— Прежде всего это касается предприятий с небольшим оборотом и низкой рентабельностью, особенно тех, кто работает в регионах. Если предприятие работало по „упрощенке", платило 14% от фонда оплаты труда и его рентабельность была на уровне 5–6%, то переход на 34% с фонда оплаты труда просто „съедает" всю рентабельность".

Под угрозой уничтожения сегодня находятся, в частности, многие птицеводческие хозяйства, приводит пример Борис Титов. "У них нет „финансовой подушки", чтобы содержать бизнес",— говорит он.

Плохой. Очень плохой К идее снижения налогового бремени президента подтолкнул анализ инвестиционного климата в стране. "Он у нас плохой. Очень плохой,— посетовал Медведев.— А в этом году условия для ведения бизнеса для многих относительно небольших компаний не улучшились, а скорее даже ухудшились по вполне понятным причинам, они известны: были повышенные обязательные страховые взносы, в большинстве регионов возросли платежи за электроэнергию, это наложилось и на рост цен на некоторые другие продукты экономики".

Кроме того, "хватка коррупции не ослабевает, она держит за горло всю экономику". Результат очевиден, говорит Медведев: "Деньги бегут из нашей экономики. В возможность безопасной и успешной предпринимательской деятельности верит не так много людей, как нам бы хотелось". А без этого повышение качества жизни невозможно, признал глава государства.

Компромиссная ставка

Эксперты не берутся прогнозировать, насколько будет в итоге снижена ставка страховых сборов. "Ставка может быть и возвращена к прежней, и уменьшена,— считает Владислав Корочкин.— Все зависит от того, какая схема финансирования социальных обязательств будет выбрана".

В то же время Алексей Девятов из "Уралсиб Кэпитал" считает, что до прежних пределов снизить ставку властям будет трудно. По его мнению, бизнес и Минфин найдут компромиссный, "средний" вариант.

"Самым правильным решением было бы установление единой ставки на уровне 20% для всех предприятий, без регрессивных шкал и спецрежимов,— считает Борис Титов.— Это позволило бы всем быть в равных условиях и уже в ближайшем будущем привело бы к увеличению доходов пенсионного фонда за счет роста налогооблагаемой базы".

"В возможность безопасной и успешной предпринимательской деятельности верят не так много людей, как хотелось бы". Источник 1-й канал

Нефтяные пенсии

Снижение страховых налогов возможно без большого ущерба для бюджета, считают экономисты. В первую очередь благодаря выросшим мировым ценам на нефть, отмечает Алексей Девятов из "УралСиба". "Если сегодняшние цены продержатся до конца года, бюджетного дефицита в России вообще не будет, а если снизятся во 2-й половине года примерно до $90, то Россия все равно успеет получить большие дополнительные доходы и дефицит будет незначительным— максимум 1–1,5% ВВП,— прогнозирует экономист.— Это означает, что правительство сможет легко покрыть дефицит за счет внешних и внутренних заимствований".

Поэтому если власти действительно решатся на снижение страхового бремени, это не нанесет больших потерь бюджету, зато будет стимулировать экономический рост— у бизнеса станет больше денег на развитие.

Президент в своей речи косвенно подтвердил, что деньги на пенсии в бюджете появятся из без страховых налогов. "Очень важно… удержание размеров бюджетного дефицита в безопасных рамках для макроэкономической стабильности в стране. Как это сделать— это задача Правительства, особенно с учётом того, что в этом году нас, по всей вероятности, ожидают дополнительные доходы",— сказал президент в Магнитогосрке.

"Если бы знать наперед, что цены вырастут, то смысла в повышении налоговой нагрузки вообще не было",— отмечает экономист Алексей Девятов.

Богатство выбора

Но даже и без больших нефтяных поступлений у властей есть все способы найти источник пополнения пенсионного фонда без прибегания к повышению налогов, уверены все опрошенные GZT .RU эксперты. "Если бы мы могли победить коррупцию в стране, можно было бы и радикально снизить налоги, и иметь бездефицитный бюджет, и выполнять все социальные обязательства",— говорит Алексей Девятов.

"Только того триллиона, который разворовывается, хватит для того, чтобы закрыть дырку в пенсионном фонде на несколько лет",— соглашается Вячеслав Корочкин. "Надо брать деньги не из карманов бизнеса, который борется за выживание, а из карманов коррупционеров",— вторит Борис Титов.

Есть и другие способы. "Мы предложили Минфину и Минэкономразвития ряд альтернатив,— рассказал председатель „Деловой России".— Повысить акцизы на табак, алкоголь, ввести прогрессивную шкалу налога на недвижимость, увеличить налог на имущество физлиц. Но наши переговоры с этими ведомствами результатов пока не дают,— сетует Титов.— Потому что давление на бюджет только усиливается в связи с новыми расходами, особенно в военной сфере".

Продержаться до января

Поэтому предприниматели очень рады тому, что президент поднял вопрос о снижении ставок. "Это очень важно для нас, потому что означает усиление наших позиций",— радуется Борис Титов.

"В то же время до 1 января многим нужно еще дожить,— предупреждает он.— За год мы можем потерять очень большое количество предприятий. Многие снизят заработные платы, что тоже приведет к снижению налоговой базы". Показательно, что зачастую налоговые инспекции теперь смотрят сквозь пальцы на снижение зарплат: если раньше этот шаг со стороны предприятия сразу влек за собой налоговую проверку, то теперь налоговики к этому относятся более лояльно. "Они видят, в каком положении оказались предприниматели",— говорит Титов.