Операция «Чечевица» или как Сталин решил чечено-ингушский вопрос

На модерации Отложенный

 Насильственному переселению в сталинском СССР подверглись многие народы: немцы, финны-ингерманландцы, поляки, корейцы, калмыки, карачаевцы, балкарцы, крымские татары, ассирийцы, понтийские греки, проживавшие в Крыму болгары и армяне, турки-месхетинцы, евреи-ирани… Массовые депортации имели место в странах Балтии и Западной Украине, на Кавказе и в Карелии. В их числе операция под кодовым названием “Чечевица” по тотальному выселению чеченцев и ингушей, проведенная с 23 февраля по 9 марта 1944 года.

По разным оценкам в Казахстан и Киргизию насильно было депортировано от 500 до 650 тысяч чеченцев и ингушей. При этом в ее ходе и первые годы после нее погибло примерно 100 тысяч чеченцев и 23 тысячи ингушей, то есть, каждый ЧЕТВЕРТЫЙ из обоих народов.

В операции «Чечевица» непосредственно участвовали примерно 100 тысяч военнослужащих, еще примерно столько же были поставлены под ружьё, т. е. приведены в боевую готовность, в соседних с районами, в которых компактно проживали вайнахи («наши люди» — эндоэтноним чеченцев и ингушей).

Всего было отправлено 180 эшелонов с депортированными. Чечено-Ингушскую АССР упразднили, а на её территории создали Грозненскую область. Кроме того, часть районов вошли в состав Северной Осетии, Дагестана и Грузии. Примечательно, что проживавшие в Грузинской ССР кистинцы и бацбийцы, этнически близкие к чеченцам и ингушам, депортации не подвергались.

 

В качестве причин депортации официально назывались «массовое сотрудничество с оккупантами, антисоветская деятельность и бандитизм». При этом тот факт, что вайнахи физически не могли сотрудничать с оккупантами ввиду отсутствия оккупации (!) во внимание никто не принял. Как и то, что масштабы «антисоветской деятельности и бандитизма» в республике также не превышали аналогичных показателей в соседних регионах. Иными словами, выдвинутые обвинения были сфальсифицированы, как и обвинения в отношении других «наказанных народов». А вот реальные причины депортации вайнахов официально не обнародованы до сих пор

 

И еще один примечательный, но вполне традиционный для советской власти факт: после депортации чеченцев и ингушей властями были предприняты меры по уничтожению следов их пребывания на этой территории: населённым пунктам присваивались русские и осетинские названия, осквернялись и разграблялись мечети и кладбища, надгробные камни использовались для строительных и дорожных работ, жгли книги на чеченском и ингушском языках, из уцелевших удалялись упоминания о вайнахах, из музейных коллекций удалялись «неполиткорректные» экспонаты, уничтожались и расхищались рукописные книги и библиотеки, золотые и серебряные украшения, оружие, ковры, утварь, мебель и т. д .

Кстати, подобные акции проводились и на территории незаконно ликвидированной автономной республики немцев Поволжья и существовавших в РСФСР и Украине немецких национальных районов.

 

Изгнание чеченцев и ингушей было объявлено вечным, но фактически продолжалось 13 лет. Переселенцы, включая детей, обязаны были еженедельно отмечаться в спецкомендатурах. За самовольное оставление места жительства полагалось 20 лет лагерей. Власти далеко не везде смогли обеспечить вновь прибывших продовольствием, работой и кровом. Сложно сказать, чего здесь было больше: жестокости по отношению к «предателям», или обычной неразберихи, неизбежной при скоропалительном и массовом переселении. 9 января 1957 года президиумы Верховных Советов СССР и РСФСР издали совместный указ об отмене высылки вайнахов и восстановлении Чечено-Ингушской автономной республики. К тому времени в Казахстане проживало около 315 тысяч, а в Киргизии – примерно 80 тысяч чеченцев и ингушей. Таким образом, численность вайнахов за годы изгнания сократилась примерно на 100 тысяч человек. Весной и летом 1957 года на родину вернулись около 140 тысяч человек, но их дома оказались заняты переселенными в Чечню и Ингушетию русскими и представителями других народов СССР, а Пригородный район Ингушетии был передан в состав Осетии.

 

Чеченцы и ингуши хотели жить именно в тех домах, которые принадлежали им до депортации. В августе 1958 года после убийства на бытовой почве в Грозном произошли межэтнические столкновения, в результате которых погибли люди. Тем не менее, к весне 1959 года возвращение в основном состоялось.

14 ноября 1989 года и 26 апреля 1991 года были приняты законы СССР и РСФСР «О реабилитации репрессированных народов», в основном дублировавшие друг друга. С одной стороны, они предусматривали «признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством». С другой стороны, указывалось, что «процесс реабилитации не должен ущемлять права и законные интересы граждан, проживающих в настоящее время на данных территориях». Трудноразрешимое противоречие привело к конфликтам, до конца не разрешенным и поныне.

 

Александр Фитц,
Мюнхен