Вам нравится генерал армии Куликов, о котором 21.02.20 много говорили (ТВ)?
На модерации
Отложенный
Анато́лий Серге́евич Кулико́в (род. 4 сентября 1946 года, пос. Айгурский, Ставропольский край) — советский и российский военачальник. Министр внутренних дел Российской Федерации (1995—1998), заместитель Председателя Правительства Российской Федерации (1997—1998). Генерал армии (1995).
Доктор экономических наук (1992), действительный член РАЕН.
Содержание
Окончил Орджоникидзевское военное училище Министерство охраны общественного порядка (МООП) РСФСР (1966), Военную академию им. Фрунзе (1974), Военную академию Генерального штаба ВС СССР им. Ворошилова (1990)[2].
Служил во внутренних войсках МВД СССР, пройдя последовательно все командные должности. С 1966 по 1971 годы — командир взвода и заместитель командира конвойной роты внутренних войск в городе Рославле Смоленской области и в Калмыцкой АССР. С 1974 года — командир батальона внутренних войск в городе Волгодонск Ростовской области. С 1975 года — начальник штаба 615-го конвойного полка 54-й (Ростовской) конвойной дивизии МВД СССР в Астрахани.
В 1977 году назначен командиром конвойного полка внутренних войск в Могилёве Белорусской ССР. С августа 1981 года — начальник штаба, а в 1986—1988 годах — командир 43-й (Минской) конвойной дивизии МВД СССР. Генерал-майор (15.02.1988).
В 1990—1992 годах — начальник Управления Внутренних войск МВД СССР по Северному Кавказу и Закавказью[2]. C ноября 1992 года — начальник Управления оперативных и специальных моторизированных частей ГКВВ МВД РФ[2]. Участвовал в ликвидации межнационального осетино-ингушского вооружённого конфликта. С декабря 1992 по июль 1995 года — заместитель Министра внутренних дел РФ — командующий внутренними войсками МВД РФ[3]. Генерал-лейтенант (19.02.1993). Активный участник событий в Москве в октябре 1993 года на стороне президента Б. Н. Ельцина[4], принимал участие в боевом столкновении у телецентра «Останкино» вечером 3 октября 1993 года[5].
3 октября в 14:30 после первого прорыва демонстрантов — сторонников Верховного Совета — на Крымском мосту Куликов приказал отряду специального назначения «Витязь» выдвинуться к Белому дому (Дому Советов) с целью оказания помощи милиции. Примерно через час после этого отдал приказ увести силы Внутренних войск и их технику от Белого дома и вообще из Москвы — с тем, чтобы «посадить на броню, вооружить и вернуть в город для охраны объектов и борьбы с вооруженными группами». Это своё решение (которое утвердил отстраненный вице-президентом Руцким министр внутренних дел Виктор Ерин) объяснял следующим образом: «…Сложилось впечатление, что власти и войска бросили город, все струсили, разбежались, потеряно управление и так далее. Однако это не соответствует действительности. Две тысячи безоружных человек, находившихся там, были совершенно бессильны против беснующейся вооруженной толпы… были попытки захватить бронетранспортёры… Если бы мы не вывели войска, то штурм Макашовым „Останкино“ и других объектов вёлся бы с использованием захваченной боевой техники. Считаю, что решение в той обстановке было оптимальным…»[2].
В 16:05 отдал отряду «Витязь» приказ по радио «выдвинуться для усиления охраны Останкинского комплекса». Свидетели-журналисты (в том числе из газет проельцинской ориентации: «Известий», «Комсомольской правды») рассказывали впоследствии, что бронетехника внутренних войск вела беспорядочный огонь как по демонстрантам, так и по Останкинской телебашне и окрестным домам. Сам А. Куликов утверждал, что «Витязь» открыл огонь по толпе, возглавляемой назначенным Руцким заместителем министра обороны Альбертом Макашовым, только после того как в 19:10 в корпусе телецентра АСК-3 выстрелом из гранатомета с улицы был убит боец «Витязя» Николай Ситников, и что проельцинские внутренние войска «…не открывали первыми огонь. Применение оружия было целенаправленным. Не было сплошной зоны огня…». По версии сторонников Верховного Совета, выстрела из гранатомёта из их толпы вообще не было (за него была принята вспышка взрывпакета, брошенного из здания АСК-3 одним из «Витязей»)[2]. По другой версии, которая была озвучена телеканалом НТВ в 2005 году, выстрел из гранатомета был, но он был сделан cо стороны противоположного корпуса телецентра — АСК-1[6], куда сторонники парламента не проникали и который контролировался подчинёнными Куликова. В столкновениях у «Останкино» погиб один боец проельцинской стороны (Ситников), несколько десятков безоружных демонстрантов, два сотрудника «Останкино» и три журналиста, в том числе двое иностранных (все сотрудники «Останкино» и журналисты были убиты подчиненными А. Куликова)[2].
В ноябре 1993 года присвоено воинское звание генерал-полковник. До 6 ноября 1995 года — член Совета по делам казачества при Президенте РФ.
В феврале — июле 1995 года был командующим Объединённой группировкой федеральных сил на территории Чеченской Республики[2], один из руководителей боевых действий российских войск в течение всего периода первой чеченской войны. При отходе Басаева из Будённовска пытался организовать операцию по уничтожению боевиков, но им удалось уйти[7].
С июля 1995 года — Министр внутренних дел РФ[8]. 9 ноября 1995 года Указом Ельцина Куликову присвоено воинское звание генерал армии[9]. С февраля 1997 года — заместитель председателя Правительства Российской Федерации — Министр внутренних дел[10]. Входил в состав Совета безопасности РФ (1995—1998), Совета обороны РФ (1996—1998[2]).
В своих воспоминаниях о своём назначении на пост министра писал: «Большой бизнес, где обращались и разворовывались миллиарды долларов, где покупались и продавались государственные чиновники любого калибра, где как грибы подрастали так называемые олигархи, — по мнению участников высокой дворцовой игры — был вне моей компетенции. В ней все было запрограммировано, рассчитано и расписано на годы вперед…»[11]. Отмечал: «Боевая биография, обстоятельства моего назначения и собственные убеждения давали мне возможность оставаться слугой именно Закона — человеком, равноудаленным от любых финансово-промышленных групп и обслуживающих их политиков». Считал, что «результат работы Министерства внутренних дел — это спокойствие страны».
Отмечал, что среди своих предшественников на посту министра внутренних дел России «два имени в некотором смысле послужили для меня ориентирами. Во-первых, это Петр Аркадьевич Столыпин, о котором, кроме „столыпинского вагона“ и „столыпинского галстука“, осталась и добрая память как о государственном человеке — мужественном и неподкупном». Второй — Щёлоков.[11]
Считал, что до 40 % рабочего времени должно уходить на планирование. Став министром, ввёл обязательное ведение ежедневников с планированием служебной деятельности на день, месяц, квартал, полугодие, год. Это нововведение вызвало недовольство и насмешки личного состава. Чрезмерное увлечение планированием, вводимое сверху, высмеяно в одном из эпизодов сериала «Улицы разбитых фонарей», где герой К. Хабенского — оперуполномоченный докладывает начальству, что он «запланировал подвиг на точное время».
В марте 1998 года правительство В. С. Черномырдина было отправлено в отставку, при этом А. С. Куликов был снят со всех постов[12]. Находился в распоряжении Министра внутренних дел РФ, затем уволен в отставку.
Комментарии
Усадьба и т.д. В беседе (ТВ) скрывал принадлежность к внутренним войскам. (до 1995 года).
имя им легион ...
странно при этом оценивать богатство генерала по числу голов животных, убитых им в Африке ....
А на карточке - 10 000 р зарплата за преподавание уроков труда в школе. За обучение труду плохих мальчиков на зоне было бы больше. Записался на прием к Золотову. Или к кому? "Трудовик звучит гордо. Это слово я узнал недавно. Странно...
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B8%D1%82%D1%80_%D0%B1%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B9