О том, как православная империя ислам насаждала
Знакомые татары возмущаются установкой памятника Ивану Грозному в Чебоксарах. Ворчание закончилось традиционно - разговорами про православную "тюрьму народов", которая всегда угнетала ислам.
В разговор я вмешиваться, естественно, не стал - люди не в поисках истины разговаривают, а в целях обличения - но один интересный факт вспомнил.
Не все знают, например, что после окончательного присоединения Казахстана к Российской империи царское правительство приняло беспрецедентное для государства, где православие было государственной религией, решение.
Империя принялась укреплять в Казахстане… ислам.

Казахская мусульманская школ в Гурьеве. Дети под руководством муллы изучают Коран. 1908 г.
Как выяснилось, даже в XIX веке религиозные убеждения казахов и киргизов были, мягко говоря, не очень сильны. Повсеместно и те, и другие проводили похороны, свадьбы и другие религиозные церемонии согласно своим старым шаманским традициям. Знаменитый Чокан Валиханов оценивал религиозность своих соплеменников достаточно жестко: «Мусульманство еще не въелось в нашу плоть и кровь. Оно грозит нам разъединением народа в будущем. У нас в Степи теперь период двоеверия, как было на Руси во времена преподобного Нестора[1]».

Чокан Чингисович Валиханов
Русские сочли, что монотеистическая религия гораздо предпочтительнее язычества и на уровне государственной политики занялись укреплением «агарянской веры». После чего была принята, как сегодня бы сказали, "государственная программа" и православные "колонизаторы" занялись строительством мечетей и формированием корпуса духовных служителей из... казанских татар.
Дело в том, что найти грамотных мулл на месте было проблемно, поэтому правительство всячески стимулировало переселение на казахские и киргизские земли грамотных и глубоко религиозных поволжских татар, которые и должны были воспитать должным образом своих братьев по вере. Политика эта, надо сказать, оказалась довольно успешной, тот же Валиханов отмечал: «Под влиянием татарских мул … народность наша все более и более принимает общемусульманский тип[2]».
Такая вот православная "борьба с исламом".
[1] Валиханов Ч. О мусульманстве в Степи / Собрание сочинений в пяти томах. Т. 4. Алма-Ата, 1985. С.71
[2] Там же.
Комментарии
Правитель Сеуты и Мелильи Юлиан, бывший в начале 8 века византийским наместником Западной Африки, отправляя на своих 4 судах арабов и берберов в Испанию, чтобы отомстить визиготскому королю за поруганную честь своей дочери, совсем не считал, что предаёт христианскую веру. Он не видел особых отличий в новой вере арабов от тогда распространённых многочисленных иудейских версий христианства. Да и сами арабы не очень отличали свою новую веру с пророком Магомедом от смеси иудаизма и христианства.
Во времена Ивана Грозного и до 19 века магометанство рассматривалось не как что-то зело отличное от разных течений христианства. Католики были бОльшими врагами православия, чем магометане и даже иудеи.
Сейчас все устаканилось и встало на свои места, а даже всего 100 лет назад всё было не так однозначно.