История одного судьи. Карьерный путь Юрия Клубкова
На модерации
Отложенный
История одного судьи. Карьерный путь Юрия Клубкова, вынесшего шокирующие приговоры по делу «Сети» (и не только)
11 февраля, 21:21 Валерия Ратникова
https://yandex.ru/efir?stream_id=468e9b5b00a6f52ab287f9bb0ba5832f&from_block=logo_partner_player
Дело «Сети» (организация запрещена на территории РФ — прим. Дождя) обсуждают после того, как 10 февраля семерым фигурантам суд вынес обвинительные приговоры, несмотря на их заявлениях о применении пыток. Глава Совета по правам человека Валерий Фадеев не нашел, что сказать о строгости приговоров и вообще деле «Сети». Как пишет «Коммерсантъ», Фадеев отказался комментировать процесс, сославшись, что он сотрудник Администрации президента. Валерия Ратникова внимательно следила за историей и ее деталями, и выяснила, что судья, который вынес приговор фигурантам дела, специализируется на террористических процессах и это уже не первое его громкое дело. Она рассказала подробности.
Многим имя и фамилия Юрия Клубкова ничего не скажут, но за последнее время он стал настоящим специалистом по делам так называемых террористических организаций. Причем специалистом определенной направленности, и это касается всех дел, которыми он занимался. В августе 2019 года издание «Проект» писало, что за 20 лет работы он вынес 26 обвинительных и ни одного оправдательного приговора. Кроме «Сети», Клубков был председательствующим судьей на еще двух громких процессах о террористических организациях. По делу так называемой уфимской ячейки организации «Хизб-ут-Тахрир», признанной в России террористической, фигуранты получили от 11 до 16 лет колонии строгого режима. По делу «Чистопольского джамаата», организации также признанной террористической в России, от 16 до 24 лет.
Альмира Жукова, защитник наряду с адвокатами фигуранта дела «Чистопольского джамаата»: «Это судьи-роботы, понимаете? Это военный суд, я вообще не знаю, для чего он нужен, если они, невзирая ни на закон, ни на один довод, вот такой вынесли жестокий приговор без единого доказательства вины».
Дело против предполагаемых участников «Чистопольского джамаата» началось в 2013 году. Джамаатом называют объединение мусульман для изучения религии и совершения обрядов. «Чистопольский джамаат» — потому что организации действовала в городе Чистополь республики Татарстан. В деле несколько эпизодов — поджоги церквей, крушение самолета, на борту которого был, в том числе, сын президента Татарстана, запуск ракет в нефтехимический завод, а также закладка бомб в историческом заповеднике. Также как и в деле «Сети», фигуранты говорили о пытках, с помощью которых силовики пытались добиться у них показаний. Адвокаты рассказывают, что суд не обратил на этот факт внимания и был предвзятым.
Альмира Жукова, защитник наряду с адвокатами фигуранта дела «Чистопольского джамаата»: «И все эти ребята по телефонным звонкам, по биллингу, было доказано в суде, что все они находились в других местах, они просто не могли там находиться, где якобы происходила вот эта попытка запуска ракет».
Юрий Клубков начал карьеру военного судьи 20 лет назад в Кяхте, небольшом городе в республике Бурятии. Потом работал в Саратовском гарнизонного военном суде и пять лет назад пытался стать его председателем, но в последний момент отозвал свое заявление. Почему — неизвестно. После этого Клубков был председательствующим судьей уже на трех громких процессах по террористическим статьям.
Юлия Маннапова, жена фигуранта дела о «Хизб-ут-Тахрир»: «Два с половиной месяца у нас длился судебный процесс, и к концу он уже выходил из себя чуть-чуть. Было такое, что он с подсудимыми грубовато разговаривал. То есть моему мужу, например, он говорил „закрой рот“, даже такую фразу говорил».
Родственники фигурантов уфимского дела «Хизб-ут-Тахрир» и журналисты, которые следили за процессом, говорят, что и в их деле суд не пытался слушать сторону защиты. «Хизб-ут-Тахрир» признали террористической еще в начале 2000. Но в 2013 году сама организация деятельности террористической организации и участие в ней стала уголовным преступлением. Для возбуждения уголовного дела теперь достаточно просто быть участником организации. Или предполагаемым участником. Доказательств совершения терактов уже не нужно.
Анвар Деркач, журналист, правозащитник: «В случае необходимости, если существует какая-то угроза сценарию, он идет на любые нарушения. В частности, что больше всего возмутило родственников осужденных по „процессу тринадцати“ в Уфе, судья отказал родственникам в праве присутствовать на процессе».
С начала процесса «Хизб-ут-Тахрир» судья Клубков не разрешал родственникам подсудимых выступать их общественными защитниками. При том, что защищали обвиняемых назначенные адвокаты. Он не удовлетворял ходатайства защиты и не принимал во внимание их доказательства.
Лев Пономарев, правозащитник: «Вот этот судья не случайно вел такие дела. Они как-то специализируются. И их продвигают по службе таким образом. Вы знаете, ведь судьи у нас все абсолютно зависят от ФСБ, потому что ФСБ делает справку для них».
Очевидно, что делами по террористическим статьям плотно занимается ФСБ, а для судей правильные, то есть обвинительные приговоры — это хороший способ получить повышение по службе. И итоговые решения порой приходится принимать далеко не судейской коллегии.
https://tvrain.ru/teleshow/vechernee_shou/istorija_odnogo_sudi-502740/?from=incut_wide
Комментарии