Читаю книгу о советских концлагерях

На модерации Отложенный

 



Перечитываю сегодня бессмертные "Колымские рассказы" Варлама Шаламова, которые стали классикой литературы XX века. До сих пор не понимаю, почему у Варлама Шаламова не было Нобелевской премии — видимо, Нобелевский комитет посчитал, что две премии "за ГУЛАГ" будет слишком — хотя лично я ценю Варлама Шаламова намного больше, чем Солженицына — которого не будут читать через сто лет.

Шаламов писал о том же, о чём писал Солженицын, но не громоздил неподъёмные "глыбы", а рассказывал обо всех ужасах сталинского ГУЛАГа в небольших и невероятно сильных рассказах. Вот небольшой отрывок из шаламовского рассказа "По лендлизу", в котором он гениально подметил всю разницу нацистских и советских концлагерей — она по сути заключалась лишь в разности способов избавления от трупов. Работа по весенней уборке трупов в ГУЛАГе стала первой для новенького бульдозера, который СССР получил от США по лендлизу:
 

"Но для первого своего рейса на колымской земле, на русской земле, бульдозеру была дана совсем другая работа. Мы увидели, как стрекочущий бульдозер повернул налево и стал подниматься на террасу, на уступ скалы, где была старая дорога мимо лагерного кладбища, по которой нас сотни раз гоняли на работу. Я не задумывался, почему последние недели нас водят на работу другой дорогой, а не гонят по знакомой, выбитой каблуками сапог конвоя и резиновыми чунями заключенных тропе. Новая дорога была вдвое длиннее старой. На каждом шагу были подъемы и спуски. Мы уставали, пока добирались до места работы. Но никто не спрашивал, почему нас водят другой дорогой.

Так надо, таков приказ, и мы ползли на четвереньках, цепляясь за камни, разбивая пальцы о камень в кровь.Только сейчас я увидел и понял, в чем дело. И поблагодарил бога, что он дал мне время и силу видеть все это. Лесоповал прошел вперед. Склон горы был оголен, снег, еще неглубокий, выдут ветром. Пеньки выдернуты до последнего – под большие подкладывался заряд аммонала, и пенек взлетал вверх. Пеньки поменьше выворачивались вагами. Еще поменьше – просто руками, как стланиковые кусты... Гора оголена и превращена в гигантскую сцену спектакля, лагерной мистерии.

Могила, арестантская общая могила, каменная яма, доверху набитая нетленными мертвецами еще в тридцать восьмом году, осыпалась. Мертвецы ползи по склону горы, открывая колымскую тайну. На Колыме тела предают не земле, а камню. Камень хранит и открывает тайны. Камень надежней земли. Вечная мерзлота хранит и открывает тайны. Каждый из наших близких, погибших на Колыме, – каждый из расстрелянных, забитых, обескровленных голодом – может быть еще опознан – хоть через десятки лет. На Колыме не было газовых печей. Трупы ждут в камне, в вечной мерзлоте."



В общем, всем советую почитать Варлама Шаламова.



А что сейчас читате вы?

Напишите в комментариях, интересно. Может быть, тоже почитаю.