У Шереметьево нет времени чистить полосы - есть дела поважнее

На модерации Отложенный

В гражданской авиации есть такая штука - ежедневные отчеты Росавиации, в них кратко указываются все отклонения, произошедшие за день либо в российских аэропортах, либо с российскими воздушными судами за рубежом. По какой-то непонятной мне официальной причине, данный архив закрыт паролем, и доступ к нему имеет лишь ограниченное количество лиц. Акцентирую внимание - как это мотивировано официально мне неизвестно. 

 

Неофициально все проще. Девиз «не раскачивать лодку», примененный в целях сохранения своего кресла всеми причастными функционерами - вот и вся мотивация. Негоже пассажиру знать, что в аэропорту, из которого он полетит в отпуск или командировку, до сих пор не научились толком вычислять коэффициент сцепления с полосой. 

 

Однако данные просачиваются - есть телеграм-каналы, есть форумы, да и в целом, пока есть интернет, остается некая надежда на свободу слова (ну не все же журналисты готовы продаться и ставить блоки за деньги, полученные от генеральных директоров аэропортов и авиакомпаний). 

 

Вот вам два сообщения об отклонениях, произошедших в аэропорту Шереметьево (привожу в несколько измененном виде, чтобы было понятнее читать непосвященным): 

 

1. Добровольное сообщение. 07.02.2020г, Аэрофлот, 15:40, Прага - Шереметьево. От пилота-инспектора после выполнения посадки в Шереметьево поступила информация, что состояние ВПП 24L находится в неудовлетворительном состоянии. 50 процентов искусственного покрытия ВПП и перрона засыпано снегом. При обращении в соответствующий отдел Шереметьево о необходимости выполнения внепланового совместного осмотра ВПП, получен отказ. 

 

Никакой роман Стивена Кинга или Эдгара По не вызовет у меня такой ужас, как сухие строчки отчета о самолете, севшем на наполовину заснеженную полосу, и о людях, которые отказались этот факт документировать и исправлять. 

 

О причинах скажем чуть позже, сначала читаем второе сообщение: 

 

2. 07.02.2020 имело место срабатывание сигнализации наземной системы безопасности (НСБ) в режиме КС на КСА УВД СИНТЕЗ-АР4 между ВС СУ-95, рейс АФЛ1167 и ВС А-320, рейс АФЛ1270 в районе аэродрома Шереметьево при выполнении раздельных параллельных операций. Экипаж ВС СУ-95 производил заход на посадку на ВПП24П и выполнял процедуру ухода на второй круг, находился на текущей высоте около 330м., а экипаж ВС А-320 производил взлет с ВПП 24Л и находился на текущей высоте около 240М. Оба ВС следовали в наборе высоты на расходящихся курсах. Докладов от экипажей ВС о срабатывании TCAS в режиме RA не поступало. 

 

Тут у нас, соответственно, простая будничная предпосылка к катастрофе. А теперь перейдем к причинам. Кратко и тезисно, следите за логикой: 

 

Шаг 1. Контроль над аэропортом Шереметьево получают олигархи - аэропорт, за счет непонятной операции по консолидации активов, оказывается в кипрском оффшоре. 

 

Шаг 2. Начинаются проблемы у Домодедово - Росавиация вставляет палки в колеса основному конкуренту Шереметьево, вследствие чего у последнего резко возрастает количество рейсов. Плюс переходит дочерняя «Аэрофлоту» Россия - а это серьезные объемы. 

 

Шаг 3. Наконец-то за бюджетные средства, размер которых в ходе строительства неоднократно вырастал, достраивается третья полоса. Заместитель генерального директора Шереметьево Андрей Никулин (показавший свой уровень «профессионализма» летом 2019 года, устроив неконтролируемый багажный коллапс в отпускной сезон) заявляет, что «количество взлетно-посадочных операций увеличивается с 65 до 90 в час». 

 

Шаг 4.

Третья полоса, по всей видимости вследствие конструктивных проблем, работает только на посадку воздушных судов. 

 

Шаг 5. Одну из старых полос Шереметьево закрыли на ремонт, который ей требовался уже очень давно. 

 

Вот и все. Не нужно быть крупным специалистом в области гражданской авиации и высшей математики, чтобы понять - при серьезно возросшей нагрузке на порт он не приобрел, а наоборот потерял в производственной мощности (вместо двух полноценных полос у порта теперь только одна - старая - и вторая новая, стоящая в отдалении, до которой нужно еще доехать, и работающая на половину мощности).  

 

Кстати, хотите хохму? Министр транспорта Евгений Дитрих, желая показать себя сверхкрутым специалистом, решил дать ценное указание - все тому же Андрею Никулину он публично заявил, что хорошо бы добавить места для разъездов самолетов, а то по узенькой дорожке к третьей полосе они нормально разъехаться не могут... И все бы ничего, но Дитриху, который торжественно стоял на открытии ВПП-3, а также присутствовал в совете директоров Шереметьево в процессе строительства, да и в целом является министром транспорта, должно было быть известно, что спроектирована полоса, скажем помягче, не очень профессионально. Что, эту ценнейшую и «неожиданную» мысль нельзя было высказать в процессе проектирования? Минтранс же все согласовывал! 

 

А тут получается, что полосу только-только построили, потратили кучу бюджетных денег, и вот ее теперь надо реконструировать... Ах да - для тех у кого пазл еще не сложился, напомню, что строительством полосы занимался тот же олигарх-хоккеист, который и владеет самим аэропортом. Ну очевидно, что ему же ее и дорабатывать. За бюджетные, само собой... Поняли, да? 

 

Итак, потерю производственных мощностей по взлет-посадкам нужно компенсировать. А как? 

 

Сократить пребывание чистящих машин на полосе, например, ну и не тратить время на всякие там внеплановые осмотры полосы по факту обращения пилотов. Необязательно «вылизывать» полосу - авось и так сядут (помните, как уже в этом году в Шереметьево застрял самолет, да? Ну вот, лишнее подтверждение моей правоты)! А если не сядут, и вылетят за пределы - ну что поделать, скажем, что виноват пилот, например неправильно реверсом воспользовался (конспектируйте, господа, может пригодиться). У нас при любой катастрофе пилоты виноваты, так что никто не удивится. 

 

Еще - максимально сократить все интервалы. Да, периодически будут выскакивать подобные сообщения об опасном сближении, но как-нибудь вырулят, а если не вырулят - смотри предыдущий пункт о повсеместной вине пилотов. МАК (международный авиационный комитет) напишет так, как надо, не переживайте. Да и СК в последнее время проникся любовью к самостоятельным выводам в отрыве от специалистов гражданской авиации. 

 

Если думаете, что я преувеличиваю - посмотрите широко разошедшийся ролик о споре пилота с диспетчером Шереметьево. Или вспомните жалобы людей, которые перед посадкой долго кружат над аэропортом, «летая» в очереди. Ну это так, к вопросу загруженности. 

 

А если будут недовольные - то их быстро можно поставить на место напоминанием о том, с кем играет в хоккей нынешний владелец Шереметьево. Вылеты за пределы полосы, катастрофу, багажный и грузовой коллапс проглотили - и это проглотят, куда они денутся.