Александр Богданов. Гаджеты, которые не умрут
Как говорил незабвенный Шелдон Купер, доктор физики субатомных частиц университета Пасадены, Калифорния,— герой популярного американского ситкома "Теория Большого Взрыва",— не следует доверять устройствам, бессознательно выдающим любые суммы наличными. "Я уверен,— полагал доктор Купер,— что, когда роботы восстанут против человечества, банкоматы поведут их в бой". Между тем, в этой юмористической метафоре заключено расхожее представление, согласно которому эра высоких технологий непременно должна привести общество к засилью разнообразных гаджетов.
Однако последние события в мире хайтек обозначают противоположную тенденцию. Современные электронные устройства стремятся собрать в себе как можно более широкий функционал. Производители в своих технологических концепциях пытаются создать некий убер-дивайс, который заключал бы в себе возможности многих потенциальных устройств. Подобная тенденция отчасти прослеживается в коллизии, которая приключилась с популярными ровно год назад электронными "читалками". Последние предельно четко формулировали свое назначение как устройство, предназначенное исключительно для того, чтобы с них читать. Однако с появлением и распространением такого типа гаджетов как планшет (iPad в частности), "читалки" довольно стремительно ушли в тень своих более молодых родичей.
Александр Богданов Корреспондент отдела "Бизнес"
В самом деле, современный планшет, помимо того, что дает пользователю возможность читать, делает еще уйму других вещей. Несмотря на настойчивые попытки разработчиков "ридеров" наделить свой продукт уникальным свойством ("электронные чернила", например), покупатель в большинстве своем (!) выбирает широту функционала взамен какому-то одному доведенному до совершенства качеству. На самом деле, при взгляде на подобную тенденцию свысока, становится понятно, что желание производителей унифицировать технологический потенциал в рамках функционала одного устройства— это, скорее, следствие коллективного запроса потребителя.
Современный букридер - Nook Color - старательно пытается быть похожим на планше Источник romain bibré
А что, если обернуться без гнева и взглянуть на уходящую эпоху, пытаясь подспудно ответить на вопрос, какие незаменимые, как казалось ранее, устройства готовы кануть в лету в тени условного айфона— айфона, взятого как символ эпохи ультрапортативного устройства, вмещающего в себе силушку доселе невиданную? Ведь известно, что тот же смартфон корпорации Apple сегодня по мощности превосходит все компьютеры НАСА в 1969 году. А НАСА, меж тем, в том году запустила ракету с живыми Нилом Армстронгом на поверхность спутника Земли. Современные же человек, обладая подобной мощностью, продолжает невозмутимо запускать виртуальных птиц в зеленых поросей, играя в популярную игру Angry Birds.
Нил Армстронг смотрит, как его товарищ Эдвин Олдрин спускается вслед за ним на поверхность Лун Источник (c) AP Photo
Десктопы
Было время, когда обыватель в ответ на услышанное слово "компьютер" вызывал в своем представлении образ теплого лампового монитора, занимающего половину рабочего стола. В самом деле, непогруженный в технические детали обыватель считал компьютером нечто именно такое— дисплей с клавиатурой перед ним. Системный блок, содержащий наиболее важные компоненты устройства, как вычислительной машины, воспринимался больше как непонятный довесок, как тот самый горшок для фикуса.
Позже, с появлением жидкокристаллических дисплеев, само слово компьютер приобрело окончательно эфемерную коннотацию. Между тем, такой компьютер оставался все тем же старым десктопом— героем девяностых годов XX века. Ну а потом "у всех" появились ноутбуки. Они совмещали в себе как громоздкий дисплей, системный блок, так и консоли ввода— клавиатуру и мышку. На выходе— первый монументальный пример сокращения числа аппаратов при сохранении функционала.
Уютные десктопы на домашнем стол Источник Sinx
С развитием технологий, все больше возможностей удавалось уложить в наименее громоздкую форму. И настал день, когда рядовому потребителю традиционный десктоп уже оказался ненужным, поскольку весь спектр задач, обслуживающих пользовательский запрос, мог выполнить его младший брат— лэптоп (Кстати, слово лэптоп, от английского laptop— образовано от места расположения устройства при использовании. Если десктоп— располагался на столе— desk, то лэптоп зачастую располагается на коленях пользователя— по английски lap— лэп).
Сегодня полноценный десктоп до сих пор выпускается ведущими производителями, однако большинство представителей этого семейства поселились в довольно узком кругу пристанищ— это уголки графических и видео редакторов, а также в мятежной обители отпетых геймеров. И тем и тем от компьютера требуется производительность большая, чем просто "посмотреть почту, загрузить фотки". Так-то.
Фотоаппараты-мыльницы
Коллективный пользовательский запрос, исходя из глубины того, что философ Хосе Ортега-и-Гассет описал как результат восстания масс, характеризуется требованием предельной простоты и утилитарности применения. Рядовому пользователю не нужен сверхумудренный аппарат. Такой может стать достоянием узкого круга специалистов. Большинство же требует имитации профессионального качества, того неуловимого блеска, который можно уловить на фотографиях лучших фотографов. Не более.
Персональные фотоаппараты, тысячи и Источник Brooks Ayola
Так в обществе потребления появилась сакраментальная мыльница— зерно современной культуры хипстерства, так неосмотрительно закинутое в благодатную почву производителями бытовой электроники. Сегодня этот реликт все тех же девяностых годов XX века можно также смело водружать на музейную полку.
Человечество раз испытав страсть запечатлевать изображение себя любимого, сохранило ее для лучшей формы. Таковым стал современный смартфон— обладатель ровно стольких мегапикселей в своей камере, которое достаточно для создания ряда фотография "я и море" или "я и его ворсейшество ковер".
Видеокамера
Впрочем, абсолютно та же ситуация и с портативными видеокамерами. Этого непременного гостя всех застолий девяностых с двух сторон подпирают более молодые и модные собраться— смартфон и камеры типа "зеркалка"— мечта городского хипстера. И если с первым самые передовые видеокамеры еще могут поспорить, приводя аргументы качества изображения, то со вторыми— безвыходный тупик. Помимо технологического превосходства зеркалки "давят" на сабж эстетическим и даже этическим авторитетом. Ведь значение хипстерской субкультуры в обществе подтверждает и президент РФ Дмитрий Медведев.
Портативная видеокамера Sony Handyca Источник Betsyyu
Флэш-плеер
В середине двухтысячных, буквально накануне монументального явления миру iPhone, городские меломаны переживали революционный в их жизни период. Производители электронной техники приспособили обыкновенный флэш-накопитель в качестве портативного проигрывателя музыки. Это была веха для всех тех, кто не мог расстаться со своей музыкой, в каком бы месте он не находился. До этого вершиной технологической мысли в этой области был легендарный mp3 плеер— устройство, позволявшее воспроизводить музыку, записанную на твердом носителе в формате mp3. Флэш-плееры разных форм и расцветок действительно произвели революцию. Наконец-то меломаны были избавлены от необходимости носить с собой тучные кошелки с уложенными в них дисками. Во времена расцвета как CD-плееров, так и mp3-плееров потребность меломана в транспортировке всего собрания сочинений коллектива Deep Purple (CD) или классического рока в целом (mp3) привела к тому, что различные пошивочные предприятия стали выпускать специальные мешочки, в которые заветные диски можно было укладыват стопкой, лелея душу сознанием, что "вот этот редкий трек, не входящий ни в один сборник всегда можно будет послушать".
"Сферический флеш-плеер в вакууме" Источник Light Studio
В свете всего этого появление флэш-плееров буквально вызвало вздох облегчения. Теперь всю музыку можно было носить в маленьком гаджете. "Зачем мешочки, если все в цифровом виде"— очередное подтверждение современной тенденции, указанной в начале текста. Впрочем, "Зачем иметь отдельный аппарат для музыки, когда и аудио и видео файлы можно держать в своем... телефоне. Действительно, iPhone намного сократил жизнь такого революционного устройства, как флэш-плеер.
Навигаторы
GPS-навигаторы становятся очередными претендентами на технологический атавизм. Если бы не усердие производителей сосредоточить усилия в разработке уникального аппарата, удобного для применения в автомобиле, этот гаджет давно бы уступил место более широкофункциональным смартфонам, которые также содержат gps-приемник. Причем "умные" телефоны в довесок ко всему прочему обладают весомым дополнением в виде "облака" той платформы, на которой они функционируют. Например, Android располагает намного более широкой базой данных, соотносимой с чисто картографическим контентом, чем традиционный навигатор. Чего только стоят "слои" в приложении Навигация от Google, о котором писал недавно GZT .RU.
GPS-навигатор в салоне автомобил Источник Be-ÅkLa
Сокровище нации
Но хотелось бы напомнить и о вещах, без которых современному человеку не удастся обойтись. Будь он хипстером из Солянки или болельщиком московского "Спартака" из Текстильщиков, есть устройства, ценность которых для человека складывалась веками и даже сегодня не находит поводов для дискредитации.
Американский классик научной фантастики Роберт Энсон Хайнлайн в романе "Свободное владение Фарнхэма" писал, что наиболее ценное, что следовало бы человеку сохранить в случае техногенного апокалипсиса— это книги. Писатель полагал, что именно книги в их первозданном виде представляют средоточие идентичности человека, взятого в своей культуре. Безусловно, Хайнлайн, рассуждая о ценности книги, смоделировал крайне фантастическую ситуацию. В таковой показано полное разрушение совокупной инфраструктуры человеческой цивилизации. В его книге речь идет о тотальной ядерной войне. Однако именно это обстоятельство подчеркивает саму природу современных технологий— глубокое погружение в техногенную экосистему.
Современные гуру хайтека, среди которых первые люди таких компаний, как Apple, Google и Microsoft, нередко подчеркивают, что основа сегодняшнего мира технологий— это аутсорс, то есть внешняя платформа, "облако", для которого устройства служат своего рода медиумом— передатчиком. В этом смысле обрушение платформы, если такое произойдет, приведет к критическому разрушению всех структур потребления хайтек-продукции. Подобная идея была в свое время заложена в ряд эсхатологических апокрифов рубежа тысячелетий, когда все говорили о глобальном сетевом коллапсе двухтысячных. Обошлось.
Да, именно в такой ситуации бумажные книги приобретают ту ценность, которую за ними оставлял американец Хайнлайн.
Однако есть еще одна вещь, еще одно устройство, незатейливое в своем существе, без которого человек, как показывает практика, не может обойтись, даже имея пресловутый смартфон. Это будильник.
Стоит напомнить, что именно тот самый iPhone, который превосходит по мощности все компьютеры НАСА в 1969 году, заставил всю современную Великобританию опоздать на работу после очередного сезонного перевода стрелок в стране Её Величества.
Комментарии