Госдума ратифицировала договор с Норвегией о морской границе

В пятницу Госдума целый час обсуждала ратификацию договора с Норвегией, посвященного морской границе и континентальному шельфу в Арктике. Несмотря на уверения представителя МИД, что Россия не только ничего не теряет, а и много выигрывает, от этого соглашения, оппозиция настаивала— "мы теряем огромный кусок морской территории, где находятся залежи полезных ископаемых и традиционные районы рыболовства". Даже "единороссы" колебались до последнего, но в итоге проголосовали за договор.

Как убеждал депутатов замминистра иностранных дел Владимир Титов, этот договор, подписанный на президентском уровне в Мурманске 15 сентября 2010 года, является "справедливым решением многолетнего спора с Норвегией". Речь, по справке МИД, идет о принадлежности морской территории в 175 тыс. км.кв.

"Договоренность достигнута не в результате какого-то дарения (видимо, дипломат аккуратно намекал на то, как в прошлом десятилетии Китаю были подарены спорные острова по Амуру) территорий, которые принадлежали нам или Норвегии, а в результате отказа от претензий на некоторую часть этих пространств" ради достижения компромисса, говорил чиновник.

Когда-то российские интересы в Баренцевом море страны НАТО не подвергали сомнени

По его данным, теперь морские пространства в спорном районе "поделены примерно поровну". "Но если брать Баренцево море в целом,— тут же успокоил зашумевшую оппозицию чиновник,— оно гораздо больше, чем спорный район, то к нам отходит около 860 тыс. кВ. км., а у Норвегии остается 510 тыс.". То есть, Россия юридически по-прежнему контролирует большую часть Баренцева моря. По словам дипломата, "мы получили большую часть исключительной экономической зоны и большую часть шельфа, наиболее перспективную в ресурсном отношении". Углеводородные месторождения сконцентрированы преимущественно в нашей зоне, прямым текстом заявил он.

Баш на баш

Дипломат попытался снять и главный вопрос— обеспокоенность тем, что норвежцы теперь вытеснят российских рыбаков из традиционных мест лова. "Прекратит свое существование смежный район, созданный в экстренном порядке в 1978 году из-за конфликтов по рыбным запасам,— говорил он.— Нам отходит 3,5 тыс. кв. км. норвежской экономзоны, на которую мы ранее не могли претендовать".

И самое главное для России: с вступлением соглашения в силу будет снят многолетний запрет (с 1978) на нефтегазовую деятельность в этом районе. О том, что Норвегия в обмен на все уступки получила остров Шпицберген, дипломат и комитет пытались умолчать. Так же как и о том, что Россия отдает Норвегии нефтегазовое месторождение "Свод Федынского", которое, по данным КПРФ, только по итогам разведки вдвое больше, чем Штокмановское!

Основной интерес России в полученных участках - нефть и газ с шельф Источник (c) РИА Новости

Красная волна

Выступление чиновника не убедило оппозицию. Коммунисты принялись скандировать патриотические стихи из зала, а Константин Косачев, поднявшийся на трибуну, чтобы помочь дипломату, был вынужден жаловаться спикеру на коллег— мол, мешают работать.

"Месторождения на шельфе распределяются примерно 6 к 1 в нашу пользу",— уверял зал Косачев. А вот следующий его пассаж заставил КПРФ и ЛДПР призадуматься: "Чем больше мы будем откладывать на будущее вопросы разграничения морских пространств с Норвегией, тем больше мы рискуем в будущем столкнутся уже не с позицией нашего соседа по Арктике и Баренцеву морю, а с консолидированной позицией НАТО и, возможно, Евросоюза".

Депутаты от оппозиции в этот момент, видимо, представляли себе последствия напряжения между российским Северным флотом и флотами пяти стран НАТО.

Баренцево море, Мыс Немецкий, дальше только Арктика Источник You Tube/miphka

По мнению Косачева, в будущем, если произойдут "гипотетические неблагоприятные сценарии", то поведение Норвегии выйдет за рамки договора и "не будет носить правового характера". Слабое утешение: о том, как трактуют интересы России международные суды, всем известно. Однако, Косачев рекомендовал Думе ратифицировать соглашение.

Тралы свалят

Депутатов волновало многое, но, в основном, насколько соблюдены интересы рыбаков. "Мы их просто предаем", возмущался Владимир Селезнев от ЛДПР. Дело в том, что соглашение подразумевает модернизацию отрасли, в частности, введение бестралового лова, и позволяет Норвегии устанавливать свою правила на море. "Они на 95% ловят без тралов, а мы на 97%— с тралами,— уверял Селезнев.— Скоро они будут гонять наших рыбаков на траловый лов с территорий, богатой рыбой". Однако, представитель МИД вывернулся: по его данным, норвежские рыбаки также недовольны— мол, очень уж большую территорию отдает их страна.

Александр Куликов напомнил в зале о заседании комитета ГД по безопасности на прошлой неделе, где представители Госкомрыболовства резко заявили о неприятии этого договора. Однако, Косачев сослался на итоговое положительное заключение комитета, мол, а о чем там и как говорили— не имеет значения.

Российские границы в море смещаются все ближе к Восток Источник (c) РИА Новости

Последняя воля Илюхина

Однако, депутат Леонид Калашников напомнил о геополитическом, а не только экономическом смысле этого договора: "Линия разграничения везде дрейфует на Восток, и нигде на Запад". То есть, российская территория (на море) сужается. По мнению КПРФ, идет пересмотр границ, и Норвегия, вслед за США, воспримет 200-мильную исключительную экономическую зону как государственную границу. Калашников зачитал посмертную записку, которую ему оставил Виктор Илюхин: "Я категорически против договора…Прошу сделать все, чтобы он не прошел через Госдуму".

Как пояснил Леонид Калашников GZT .RU в перерыве заседания, "Похоже, решено поставить точку в полувековом споре с Норвегией, перед визитом Дмитрия Медведева в это государство". Однако, считает коммунист, по сути этот договор ограничивает, сужает российские интересы в Баренцевом море, которое, напомним, наш СФ когда-то (в 1944–45) освобождал от рейдеров Кригсмарин, попутно освободив и Норвегию.

Баренцево море богато историей Источник You Tube/NaviMurmansk

В итоге КПРФ голосовала против договора, ЛДПР по тем же причинам воздержалась, как и СР. По сути, договор с Норвегией был "протащен" голосами "Единой России" 311 "за". Россия потеряла свободу рук в Арктике.