ЧЕСТЬ ПО-ЯПОНСКИ

Вроде бы ничего особенного. Семейная сцена: муж читает газету, рядом его супруга.
Но для японцев этот на первый взгляд бытовой снимок таил в себе трагическую историю.
Детей страны Восходящего Солнца до сих пор учат по этой фотографии урокам патриотизма, и что такое настоящий самурайский дух и чувство верности своим идеалам.
На самом деле граф с графиней не коротают семейный досуг, а позируют перед смертью. На женщине траурное кимоно, а в газете напечатано траурное извещение о похоронах императора Мейдзи.
Дело происходит 13 сентября 1912 года. Генерал Марэсукэ Ноги, самый прославленный из японских военачальников, возглавлял осаду Порт-Артура во время русско-японской войны 1905 года.
Когда мощная крепость пала, имя победителя прогремело на весь мир.
После окончания войны Ноги доложил о своих действиях лично императору. Во время объяснения деталей осады Порт-Артура он сорвался и заплакал, прося прощения за 56 000 жизней, потерянных им во время осады, и попросил разрешения совершить ритуальное самоубийство, чтобы искупить вину.
Во время осады погиб и его сын.
Император запретил ему харакири и он, верный своему долгу, подчинился. Ноги потратил большую часть своего личного состояния на больницы для раненых и на памятники павшим солдатам.
Но после смерти императора, Ноги стал свободен от данного им слова и покончил жизнь самоубийством на следующий день. Фотография сделана за полчаса до смерти.
Комментарии
Простонародье харакири не имело права делать. То есть про весь японский народ говорить нельзя - харакири было узкоклассовым явлением.
Английский корреспондент Эллис Бартлетт, находившийся при армии Ноги и наблюдавший осаду Порт-Артура в продолжение всего её периода, писал[11]:
История осады Порт-Артура — это, от начала до конца, трагедия японского оружия; …ни в области стратегии, ни в области военного искусства не было проявлено со стороны японцев ничего выдающегося или особенно замечательного. Всё ограничивалось тем, что тысячи людей размещались как можно ближе к неприятельским позициям и бросались в непрерывные атаки.
Хотя конечно, народный японский менталитет частично впитал в себя это явление - харакири. То есть в определённых ситуациях человек из простого народа морально обязан наказать сам(!) себя. В других народах это не так.
Например у русского дворянства тоже был свой кодекс чести. Наше дворянство имело девиз: "душу-Богу, жизнь-Государю, честь-никому". И когда была затронута честь, то наше дворянство, хоть военное, хоть не военное, вызывало противника (но только из своего сословия) на дуэль. А к примеру дуэль на пяти шагах от барьера - это почти гарантированная смерть. То есть тоже весьма сурово.
Но главное отличие - если честь поражалась, а конкретного противника не было, то сам наш дворянин морально не был обязан наказать сам себя. А у самураев обязан был наказать именно сам(!) себя.